Режиссер и телеведущий Тигран Кеосаян: Другой сборной у нас нет

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ДО ОТБОРОЧНОГО МАТЧА ЕВРО-2012 РОССИЯ – АРМЕНИЯ – 2 ДНЯ. ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Обычно Тигран Эдмондович сам задает вопросы. Его авторская передача «Вечер с Тиграном Кеосаяном», несмотря на периодические смены названия, три с половиной года считалась одним из самых популярных ток-шоу на нашем ТВ. Однако перед матчем Россия – Армения в Санкт-Петербурге знаменитый режиссер и телеведущий сам оказался в роли гостя, чтобы ответить на вопросы «Советского спорта» о любимом с детства футболе.
Помните «Неуловимых мстителей»? Четыре силуэта всадников. Огромное восходящее солнце. И музыка, заставляющая кипеть кровь: «Усталость забыта, колышется чад…» Лично для меня эти детские впечатления свежи до сих пор.
А режиссер «Неуловимых» Эдмонд Кеосаян, став известным на весь Советский Союз, уехал работать… на «Арменфильм». Чтобы в том числе больше внимания уделять футболу и обожаемому им «Арарату». Кеосаян-старший застал лучшие времена армянского футбола – в 1973 году «Арарат» под руководством Никиты Симоняна сделал дубль, выиграв Кубок СССР и золотые медали первенства.
Маленькому Тиграну в то время было семь лет.
«В ДЕТСТВЕ БЫЛ НАПАДАЮЩИМ»
– Давно это было, но финал Кубка-73 и победный гол Левона Иштояна в самой концовке у меня до сих пор перед глазами, – рассказывает Тигран Эдмондович. – Помню, как радовался отец, как прыгал от счастья я, как гулял Ереван, купаясь в фонтанах… Мне, дошкольнику, тогда даже шампанского перепало. Счастливое время! «Арарат» был по-настоящему чумовой командой! Да и в целом футбол был повеселее…
– Отец часто брал с собой на футбол?
– Не скажу, что часто, но для меня это каждый раз было праздником. Отец же в 72-м и 73-м в «Арарате» работал, до сих пор, правда, не знаю, на какой должности. Сидел на скамейке рядом с Никитой Павловичем Симоняном, с которым мы, кстати, до сих пор общаемся. Футболисты даже прислушивались к папе. Хотя он все равно оставался прежде всего болельщиком. Однажды чуть во время матча на поле не выбежал!
– Гол отпраздновать?
– Да в том-то и дело, что нет. Решил составить компанию Николаю Казаряну, который несся с мячом по бровке. «Арарат» тогда уже выигрывал, кажется, у «Шахтера», но папа захотел подбодрить футболиста. Поддержать, если хотите, морально. И в итоге совершил параллельный рывок метров на сорок по бровке! Весь стадион, включая Казаряна, чуть не умер от хохота! А папа потом удивлялся: «Не думал, что умею так бегать…»
– Сами играли?
– А кто тогда во дворе не играл? Я в основном жил в Москве, мы и в футбол, и в хоккей такие баталии устраивали! Выходил в роли нападающего. Куда еще с моим характером?
– Кто был вашим любимым комментатором?
– Тогда каждый из них умел захватить внимание болельщиков. Владимир Перетурин, Котэ Махарадзе, Николай Озеров… Сейчас же не так много, на мой вкус, хороших комментаторов. Необязательность фраз, пустота в суждениях – это слишком режет ухо.
– Могли тогда представить, что будете учиться у брата Николая Озерова – знаменитого режиссера и сценариста Юрия Озерова?
– Представьте себе, мог. Я никогда не мечтал стать футболистом или даже космонавтом. Хотел, как папа, стать режиссером. Как говорится, трезво оценивал свои возможности, – Кеосаян смеется. – Так что Юрия Николаевича Озерова я никогда не воспринимал как брата «того самого Озерова». Он сам был большой величиной.
«АРМЯНИН ЛИ Я? КАЖДОЕ УТРО СМОТРЮСЬ В ЗЕРКАЛО!»
– Ваша мама по-прежнему живет в Ереване?
– Скорее она ездит туда периодически. Сейчас практически все родственники перебрались в Россию. Сам я в Армении года два-три назад был.
– Но за армянским футболом, знаю, следите. Как оцените его уровень?
– Если вспомнить, сколько испытаний выпало за последние годы на армян – землетрясения, войны, блокады, – поневоле будешь снисходительным. Сейчас, такое ощущение, в Армении более популярны штанга, борьба. А футбол все же на третьем месте. Надеюсь, последние результаты армянской сборной всколыхнут интерес к футболу. Ее игра – быстрая, современная – действительно впечатляет!
К сожалению, все реже могу подобное сказать о сборной России.
– Вы вообще чувствуете себя армянином?
– Каждое утро смотрю на себя в зеркало. Поэтому – да, чувствую. Но при этом остаюсь россиянином.
– Не боитесь говорить об этом в нашем обществе, где столь часто встречаются национализм и ксенофобия?
– Моя боязнь ничего не изменит. Я просто живу. В том обществе, которое у нас есть.
– Пришлось обзванивать родственников и знакомых после погрома на Манежке?
– К счастью, быстро убедился, что с моими все нормально. Чувства? Страшная злость. Причем не на ребят, которые собрались на Манежке. А на наплевательское отношение к ним. На бездарное управление со стороны тех, от кого зависит, чтобы эти ребята учились и вообще занимались делом.
– Представьте: ваша старшая дочь Саша, которой, кажется, 17 лет, в один прекрасный день скажет: «Папа, я познакомилась с потрясающим парнем, он поведет меня на фанатскую трибуну». Для полноты картины – на матч «Спартак» – ЦСКА. Ваша реакция?
– Надеюсь, она обойдется без такого знакомства. А если вдруг оно случится, настоятельно попрошу молодого человека обойтись без экстрима. Думаю, сумею найти аргументы. Нынешний футбол, к сожалению, небезопасное увлечение.
«У АДВОКАТА – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В РОССИИ»
– Вы как-то сказали: «Чтобы не впадать в депрессию, нужно честно делать свое дело». Удается ли это нашим футболистам? И если нет – почему они не впадают в депрессию?
– Кому-то наверняка удается. Кому-то – нет. А насчет депрессии – в футболе отрицательные переживания редко наслаиваются, победы и поражения постоянно сменяют друг друга. Жаль только, что в целом наши охи и ахи по поводу роста уровня чемпионата России оказались преувеличены. Когда мы выходим на европейский уровень, нам быстро показывают наше место.
– Евро-2008 был случайностью?
– Как раз нет. Гус Хиддинк привнес в нашу футбольную жизнь европейскую живинку. Ему поверили, за ним пошли. Я даже как-то назвал его «новыми дрожжами» для сборной. А Дик Адвокат – скорее дрожжи старые. Тесто не взойдет.
– Почему?
– Потому что у Дика уже есть отрицательный опыт работы в России.
– Ничего себе отрицательный: золотые медали, Кубок УЕФА, Суперкубок Европы!
– Он уже слишком хорошо знает специфику российского футбола. Чересчур обрусел. В данном случае это плохо. Посмотрите на наших футболистов. Вальяжные, уверенные в себе ребята, которые уже всего достигли. Не хочу обижать всех поголовно, но общее ощущение именно такое. Может ли Адвокат их разбудить, встряхнуть? Нет. Он к этому уже привык. А сам – слишком спокойный по характеру, чтобы заряжать и постоянно мотивировать подопечных.
– Адвокат безоглядно верит в Андрея Аршавина, даже доверив ему капитанскую повязку. А вы в Аршавина верите?
– Человек слаб. И трудно найти в себе мотивацию расти и работать над собой, когда ты получаешь такой набор комплиментов, какой свалился на Аршавина после Евро. Заслуженных, кстати, комплиментов. Андрея это, на мой взгляд, надломило. Но я надеюсь, что мы еще увидим того, прежнего Аршавина.
– Сборная России, в частности те же Аршавин и Адвокат, – частые персонажи передачи «Мульт личности». Почему сборная становится предметом насмешек и шуток?
– Это просто показатель популярности. Заслуживает ли сборная такой популярности? Да. Потому что другой сборной у нас нет.
«О КАЛЬЯНЕ СЛЫШАЛ, НО ПРОМОЛЧУ»
– Когда вы в своем блоге объявили о закрытии программы «Вечер…», то сказали: «Слишком много приходится обсуждать негатива. Это тяжело». В российском футболе много негатива?
– Хватает. Футбол – это отражение жизни. И в этой связи журналистам, в том числе футбольным, сложно позавидовать.
– Помню, несколько лет назад вы сказали перед началом сезона: «Жду, что будет меньше договорных матчей». Меньше стало?
– На мой взгляд, да. Я за руку никого не ловил, но «странных странностей», на мой взгляд, стало меньше.
– Кто-то терял после таких «странных» матчей ваше уважение?
– Нет. Потому что это уважение для начала надо завоевать. Есть команды, например «Спартак», ЦСКА, которые в таких матчах попросту не участвуют. Так мне по крайней мере кажется. Возможно, потому, что я близко знаком с людьми, которые управляют этими клубами.
– Помню, в вашу программу приходил Евгений Гинер. Кто еще?
– Сергей Овчинников. Саша Чернов, который говорил о нашей заявке на чемпионат мира-2018. Телевидение живет сегодняшним днем, поэтому иногда вопрос с гостями решался прямо в день эфира. Приглашали человека, о котором все говорят. Или эксперта, способного рассуждать на интересующую всех тему.
– Кто еще из футбольных людей, на ваш взгляд, интересен народу?
– Мне самому многие интересны. Но я стараюсь делать то, что интересно зрителям. И как бывший телевизионный начальник скажу страшную вещь: нет у людей большого интереса к спортивным программам. За редким исключением, как, например, хоккейный матч Канада – Россия.
– На Первом канале полтора года назад вышла передача «Человек и закон», в которой футболистов представляли вопиющими непрофессионалами…
– Вы о кальяне?
– Да. Вы кому больше верите – игрокам или коллегам-телевизионщикам?
– Давайте я оставлю этот вопрос без ответа. Потому что у меня хватает знакомых, которые рассказывают, что на этих сборах действительно происходит, – смеется Кеосаян. – Но у меня опять же нет никаких доказательств, кроме их слов. Скажу так: разговоры о профессионализме в данном случае – в пользу бедных.
«ЗАЧЕМ ИГРАЛИ С ИРАНОМ И КАТАРОМ?»
– Накануне мартовской игры Армения – Россия вы сказали: «В любом случае победят наши». Но «наши» не победили – вышла ничья. В чью пользу, как думаете?
– Не буду оригинален: в пользу наших соперников. Но, конечно, в Армении этот результат восприняли более позитивно.
– Чем объяснить череду неудачных матчей сборной России против не самых сильных соперников? Бельгия, Иран, Армения, Катар…
– Нежеланием и неумением настраиваться. Хотя в чем-то я игроков понимаю. Бельгия – еще куда ни шло. Но зачем в товарищеских матчах нам нужны Иран и Катар – загадка. Может, как-то иначе подзаработать денег Российскому футбольному союзу? В плане подготовки эти матчи скорее расхолаживали футболистов, чем приносили пользу. Почти каждый из них, наверное, думал: «Ну к чему мне выкладываться против Ирана? Ведь, если мы захотим, понятно, одной левой их положим. Но ведь в воскресенье куда более важная встреча – с «Амкаром»…»
– Против Армении игра была уже официальной.
– И наши по привычке на нее вышли как на прогулку. Скучнейший первый тайм. А того преимущества, которое было во втором, реализовать не смогли.
– Где вы, кстати, смотрели ереванский поединок?
– В Ялте. На съемках. Друзья звали на стадион, но не смог вырваться. Зато собираюсь 4 июня в Питер на ответный матч.
– Чего ждете от этой встречи?
– Честно? Хорошей игры. Надеюсь, что футболисты, которые зарабатывают огромные по меркам России деньги за то, чтобы 90 минут гонять мячик по полю, просто получат удовольствие от того, чем занимаются.





