Профессор – Клементе. Брат – Это’О Бенуа Ангбва отворил перед «Советским спортом» двери жилища замкнувшейся в себе сборной Камеруна

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. СЕГОДНЯ. 21.30 (МСК)
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. КАМЕРУН – РОССИЯ
Бунт Это’О. Исчезновение Сонга. Возмущенные журналисты. Разъяренная толпа болельщиков. Разбитый вдребезги автобус команды. Две ночные авиапересадки по пути на игру с Россией. Все это – будничные хроники наших сегодняшних соперников, которых по пятам преследуют скандалы и прочие неприятности. Защитник «Анжи» Бенуа Ангбва помог корреспонденту «Советского спорта» разобраться в драме камерунского футбола.
НОВЫЙ ТРЕНЕР ЗАКРУТИЛ ГАЙКИ
Во время чемпионата мира-2010 в ЮАР мне довелось побывать в святая святых сборной Камеруна. Начальник команды по прозвищу Папа Джамбо (увы, ныне уволенный) провел меня по жилым помещениям, где игроки во время тихого часа состязались в турнирах по пинг-понгу и виртуальному футболу. Джамбо все норовил угостить фруктами и прохладительными напитками. А его величество Самуэль Это’О дал эксклюзивное интервью для «Советского спорта», как потом объяснили, назло критиковавшим его камерунским коллегам. Впечатленный приемом, я предложил считать Камерун первой командой на звание самой открытой на ЧМ.
Сколь многое изменилось за это время в здешних порядках! Новый тренер, испанец Хавьер Клементе (рассказ о нем в рубрике «Незнакомая звезда» – на стр. 24), сменивший Поля Ле Гуэна, решил затянуть гайки потуже. Добродушные персонажи типа Папы Джамбо были отправлены восвояси. Камерун перенял практику европейских сборных, в которых контакты с внешним миром стараются свести к минимуму.
А еще делегация напугана недавними событиями в Яунде. Разгневанная результатом недавнего матча с Сенегалом (0:0) толпа болельщиков разгромила автобус любимой сборной. Не осталось ни одного целого окна. Даже в уютном отеле, спрятанном в глубине живописной австрийской долины, игроки не чувствуют себя в безопасности.
Неудивительно, что в отель к камерунцам, прибывшим вчера в Зальцбург, я пробрался лишь благодаря личному приглашению доброго знакомого «Советского спорта» защитника «Анжи» Бенуа Ангбва.
Встретивший меня Бенуа выглядел грустным и невыспавшимся. Оказалось, камерунская делегация добиралась до места назначения добрых полсуток по маршруту Яунде – Дуала – Цюрих – Зальцбург. У скромной африканской федерации нет средств арендовать самолет, чтобы летать напрямую. Мы перенесли интервью по времени, чтобы Бенуа имел возможность выспаться.
«В НАС ЛЕТЕЛИ КАМНИ С ТРОЙНОЙ КУЛАК»
Бенуа проснулся к обеду.
– До сих пор не могу отойти... Это был какой-то кошмар, – тяжело вздыхает.
– О чем вы? Вам что-то приснилось?
– Ну да. События после матча с Сенегалом – это как дурной сон. Болельщики разбили весь наш автобус, когда отъезжали от стадиона. Камни летели с тройной кулак. Ни одного уцелевшего окна. Полицейских жалко – они пытались защитить нас, среди них немало пострадавших.
– А в команде?
– Ранен администратор. К счастью, остальные вовремя сориентировались. Когда прилетел первый камень, кто-то из тренеров, сидящих впереди, громко крикнул: «Все на пол! В проход!». Я прыгнул вниз, закрыл голову руками. Осколки накрывали сверху.
– Забей Это’О пенальти на 90-й минуте, хулиганила бы толпа?
– Наоборот – болельщики тащили бы нас на руках до отеля! Наши болельщики – очень эмоциональные люди. По их мнению, Камерун обязан побеждать в каждой игре. Увы, народная страсть порой заходит слишком далеко. В ночь после игры наш отель в Яунде оцепили спецназом. Тревожно было…
– Как реагирует Клементе?
– Несмотря на эту историю, он сказал, что счастлив работать со сборной Камеруна. Но реакцией людей разочарован.
«У ЭТО’О НЕТ КОНФЛИКТОВ»
– Бенуа, почему вокруг сборной Камеруна столько скандалов? Взять, к примеру, конфликт между Александром Сонгом и Самуэлем Это’О.
– Это наша пресса выдумала! Да, Сонг эмоциональный парень. Но он никогда не ссорился с Самуэлем.
– Почему же Сонга нет в сборной?
– Он травмирован. И остался в Камеруне на каникулы.
– А конфликт Это’О с главным тренером? Ваш капитан бунтовал, не позволял Клементе проводить замены в матче с Сенегалом.
– Это что-то потрясающее! Истории рождаются на пустом месте! А все из-за резервного арбитра. Клементе хотел провести замену. Арбитр поднимает табличку с номером Чупо-Мотинга. Он пошел уже меняться. Но Это’О понял, что это ошибка – должен уйти другой – и схватил Чупо за руку. Самюэль просто помог обнаружить ошибку. Люди восприняли это как конфликт между капитаном и тренером.
– Почему же Чупо-Мотинг все же был заменен спустя несколько минут после эпизода?
– Значит, время пришло. Публика подумала, что Клементе поменял игрока со второй попытки, а на самом деле это была первая. Совпадение такое, понимаете? Журналистам тренер говорит: нет проблем, все хорошо. Но они упрямо пишут, что у нас каждый день скандалы.
– Камерунские журналисты недолюбливают сборную?
– На себе этого не ощущаю. Всегда остаюсь дружелюбным. И обо мне, кстати, историй не сочиняют.
«МЫ В СБОРНОЙ – КАК СОЛДАТЫ»
– Кто для вас Это’О?
– Старший брат. Как Роберто Карлос в «Анжи». Это люди с большим авторитетом, вокруг которых все объединяются.
– А Хавьер Клементе?
– Профессор. Именно он позволил мне вернуться в сборную, за что признателен. Между нами хорошее понимание. Тренер доволен мной.
– Говорят, ваши партнеры расстроились тому, что удалось договориться о проведении матча с Россией. Все хотели в отпуск.
– Очень хотел бы сыграть, потому что я – русский, – явно оговорился Ангбва и прыснул со смеху. – То есть я играю в России и, надеюсь, смогу произвести впечатление на болельщиков обеих сборных. Мои любимые игроки в сборной России – Зырянов, Семшов, Жирков. Хочу футболку кого-то из них в персональную коллекцию.
– Что рассказали профессору Клементе о сборной России?
– Пока ничего. Расскажу Хавьеру, что травмирован Кержаков. Вообще профессор и без моего участия может разобрать соперника.
– Интересно узнать, как вы добирались до Зальцбурга.
– Такое ощущение, что полсуток. Из Яунде в Дуала, затем в Цюрих, оттуда в Зальцбург. И все это в ночное время. Поэтому так хочется спать.
– Миллионеру Это’О проще было бы самому заказать самолет.
– Да, хорошо бы иметь прямой самолет. Но приходится так.
– Простите, а если сравнить премиальные в «Анжи» с камерунскими?..
– Мы играем за страну, а не за деньги. Никто не ропщет. В сборной мы все как солдаты.
– А как вы полетите обратно в Россию?
– Гендиректор «Анжи» Герман Чистяков обещал, что поговорит с руководством сборной России, чтобы меня взяли в обратный путь. Хочется побыстрее вернуться в команду.
«АНЖИ» ИГРАЕТ ЧЕСТНО»
– Вы в курсе причин возможной отставки главного тренера «Локо» Юрия Красножана?
– Нахожусь в шоке от этой новости. Наша игра с «Локомотивом» была настоящей дракой за очки. «Локомотив» шел первым и хотел им остаться. Мы тоже хотели наверх. Если тренера Красножана уволят, то это большая ошибка. «Локомотив» за полгода стал другой командой – организованной и дисциплинированной. Игроки те же. Значит, новый «Локо» – заслуга тренера.
– Вы готовы доказать с помощью детектора, что «Анжи» играет честно?
– Пройти опыт вслед за Красножаном? Готов. Моя совесть чиста. Отдаю все силы на поле. И этот тест покажет: все матчи дались игрокам «Анжи» большой кровью. И все матчи были честными. Еще я готов отчитаться перед Богом. Он – Бог, никогда не ошибается. А детектор лжи несовершенен.
Пусть президент «Локомотива» подумает: как будет чувствовать себя тренер, который придет после Красножана? Он будет бояться заговоров. Подозревать игроков. Ведь их сейчас поставили под подозрение – на поле выходил не Красножан! Мне кажется, «Локо» рискует надолго потерять доверие. Но это дело «Локомотива.
– На каком языке вы готовы отвечать на вопросы оператора полиграфа?
– Я – полиглот. Готов пройти экспертизу на четырех языках – французском, английском, русском и испанском.
– В таком случае каковы ваши версии – почему на «Анжи» постоянно наговаривают?
– Мы никогда не были на первом месте и вдруг оказались. Может, кого-то это злит.
КАПИТАН ВХОДИТ В АВТОБУС ПОСЛЕДНИМ
Самуэль Это’О, кажется, настрадался в дороге больше остальных. Он спал и после обеда. Ангбва поднялся наверх и осторожно поинтересовался у «старшего брата», не даст ли он еще одно интервью для российского издания. На что Самэуль заявил, что намерен отдыхать. Перед отъездом делегации на тренировку к Это’О спешно подвели женщину с детьми – они долго ехали из другого города, чтобы взять автограф у кумира. Капитан выглядел необычайно приветливым и, отвечая на вопросы детишек, обещал забить красивый гол россиянам.
Входя в автобус (последним из всей делегации), Это’О тревожно оглянулся по сторонам.
Не волнуйся, Самуэль, в Зальцбурге в тебя никто не бросит камень.
КАК МЫ ИГРАЛИ С КАМЕРУНОМ ЧМ-1990
Камерун – СССР – 0:4 (0:2). Голы: Протасов, 20 – 0:1, Зыгмантович, 29 – 0:2, Заваров, 52 – 0:3, Добровольский, 62 – 0:4.
Камерун: H’Koно, Татав, Онана, Н’Дип, Эбвелле, Мбоу, Кунде (Милла, 35), Кана-Бийик, М’Феде, Маканаки (Пагаль, 56), Омам-Бийик.
СССР: Уваров, Горлукович, Хидиятуллин, О. Кузнецов, Демьяненко, Зыгмантович, Алейников, Литовченко (Яремчук, 72), Шалимов (Заваров, 46), Протасов, Добровольский. ЧМ-1994
Камерун – Россия – 1:6 (0:3). Голы: Саленко, 16 – 0:1, Саленко, 41 – 0:2, Саленко, 45 – 0:3, Милла, 47 – 1:3, Саленко, 73 – 1:4, Саленко, 75 – 1:5, Радченко, 82 – 1:6.
Камерун: Сонго’О, Кана-Бийик, Татав, Агбо, Либих, Н’Дип, Омам-Бийик, М’Феде (Милла, 46), Калла, Фоэ, Эмбе (Чами, 48).
Россия: Черчесов, Хлестов, Никифоров, Тернавский, Онопко (к), Цымбаларь, Тетрадзе, Корнеев (Радченко, 65), Карпин, Ледяхов (Бесчастных, 77), Саленко.





