Глава департамента судейства и инспектирования РФС Андрей Будогосский: Почему бы тренерам не сдавать экзамены по правилам игры?

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ИТОГИ 13-ГО ТУРА. «ТОМЬ» – «СПАРТАК» – 1:1
С началом лета обсуждение судейских промахов все чаще становится главной темой в выступлениях тренеров, игроков, специалистов. Есть ли повод говорить об ухудшении качества судейства? С чем связаны претензии «Зенита» и «Спартака» к Игорю Егорову? Какие реформы в судействе российского чемпионата готовит департамент судейства и инспектирования РФС? С этими вопросами «Советский спорт» обратился к главе этого органа Андрею Будогосскому.
«ВОПРОСОВ К ЕГОРОВУ НЕТ»
– Арбитр Игорь Егоров второй тур подряд подвергается критике со стороны уважаемых тренеров – Лучано Спаллетти и Валерия Карпина. Насколько эта критика, на ваш взгляд, обоснованна? – вопрос Будогосскому.
– С чем связана повышенная эмоциональность тренеров, мне сказать трудно. Возможно, это некая тревога за профессию – слишком неустойчиво в последнее время положение многих специалистов в клубах. Спрос за результат так высок, что эмоции прорываются в таком, не побоюсь этого слова, уродливом виде. Тренеры забывают, что арбитр – не гастарбайтер. Он тоже выполняет социально значимую функцию, тоже состоит в футбольном сообществе и требует к себе уважения. На мой взгляд, нареканий по работе Игоря Егорова быть не должно.
Скажу больше. В советские времена была такая практика: арбитры направлялись в клубы, чтобы принимать экзамены по правилам игры у футболистов. Эту практику неплохо бы возродить. Только принимать экзамены уже не только у игроков, но и у тренеров. Ведь я не должен выезжать на машине, не сдав экзамен по правилам дорожного движения. Так и тут. К примеру, решения Егорова в матче «Динамо» – «Зенит» были настолько очевидны, что по ним не должно быть вопросов даже у тренера ДЮСШ! Не говоря уж о Спаллетти.
– Раньше оценку судейству давала Экспертно-судейская комиссия. А сейчас этим кто-то занимается?
– Да. Контрольно-квалификационная комиссия. Сегодня как раз было заседание, на котором мы обсуждали 15 различных вопросов.
– Эпизод с аутом в Томске там был?
– Нет. Не моя терминология, но в судейском кругу такие моменты называются «блошиными». Один такой момент – не показатель профессионализма и уровня арбитра. И опять-таки вернемся к правилам игры: решения на поле принимает судья, а участники встречи уважают эти решения. И Егоров вполне мог увидеть то, что зафиксировал в этом эпизоде. ТВ-картинка не дает однозначного понимания, было ли касание со стороны защитника «Спартака» или нет. Даже если крутить момент с разных сторон. А у судьи был единственный ракурс. И доля секунды для принятия решения. Если бы мы разбирали все подобные моменты, то заседания длились бы не 2 часа, как сегодня, а 22.
«ТРЕНЕРОВ ВОСПИТЫВАТЬ РЕМНЕМ»
– С этого года отменены послематчевые жалобы в протоколе. Может, стоит к ним вернуться, чтобы тренеры выпускали пар через них?
– Вы знаете, мы только-только приходим к цивилизованным формам работы арбитров. Несмотря на последний всплеск, общий настрой в отношении судейства вполне позитивный. А жалобы – это возвращение в каменный век. По-моему, кроме болгар, их сейчас больше никто не практикует.
– Как тогда влиять на тренеров, преследующих арбитра после финального свистка?
– Способ известен давно: ремнем. В данном случае – рублем и отстранением от скамейки на какой-то срок. Давайте зададимся вопросом: кто-то выбегает в подобном стиле во время матчей Лиги чемпионов или Лиги Европы? Никто. Потому что наказание будет жестким. Помню, в советское время начальника одной из наших топ-команд, решившего в подобном стиле публично выразить неудовольствие работой судей, оштрафовали на приличную сумму и попросили немного «отдохнуть» от футбола.
– То, что Игорь Егоров не назначен на матчи 14-го тура, не связано с последними инцидентами в Химках и Томске?
– Нет. Во-первых, мы делаем назначения на месяц вперед. Чтобы судьи могли планировать график своего отдыха и подготовки. Во-вторых, я очень благодарен ведущим арбитрам – Егорову, Николаеву, Баскакову, Безбородову, Сухине, – которые во-многом тянут этот чемпионат. Ведь мы начинали турнир с 12 главными арбитрами! Сейчас выбор побольше, есть возможность маневра. И крайне важно, чтобы ведущие судьи давали «результат» не только сейчас, но и на финише сезона. Ведь физическая и психологическая усталость арбитра как раз очень влияет на количество допускаемых им ошибок.
– Я слышал, что есть планы реформировать систему финансового поощрения арбитров. В чем их суть?
– Сейчас главный арбитр получает 90 тысяч рублей за один матч, независимо от качества работы. Мы хотим увеличить эту цифру, дифференцировав ее на несколько частей: зарплата, которую судьи будут получать в течение всего года, гонорары за матч, плюс бонус в конце года за качественную работу. Такая система, которую, кстати, поддерживают в РФС и РФПЛ, – очередной необходимый шаг к переводу нашего судейства на профессиональные рельсы.





