«И тогда я заплакала вместе с Роберто...». Любовь Михайлова – о том, что ее заставило отправить телеграмму Роберто Карлосу, которого оскорбили, бросив под ноги банан

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Свежий воздух, банька, борщ со сметаной и домашние котлеты… Ароматно? Да! Отдохнуть и отведать вкусностей в калужской глубинке Роберто Карлоса позвала простая женщина Любовь Михайлова («Советский спорт» за 29 июня с.г. и на сайте Sovsport.ru). Почему она так близко к сердцу восприняла самарские события? Зачем решила написать телеграмму бразильцу? И ждет ли она еще у себя в гостях Роберто? Чтобы получить ответы на эти вопросы (ну, и пробу с борща снять, само собой), корреспонденты «Советского спорта» отправились в гости.
«ТЕЛЕГРАММУ ОТПРАВИЛА. КЛЮЧИ ЗАБЫЛА…»
…Поселок Новосел не отмечен на картах. Да и существует он не так давно – несколько лет назад переселенцам из союзных республик нарезали участки в чистом поле, где народ и стал обустраиваться. Именно сюда, в Новосел, Любовь Степановна позвала Роберто Карлоса, подав телеграмму (вы еще не забыли про них в век мобильников и SMS?) на питерское ТВ: «Прошу передать капитану команды Роберто Карлосу… Нам стыдно за нерадивого болельщика… Приезжайте… Угостим…». Теплотой домашнего уюта повеяло от этих строчек.
– Я увидела программу, в которой разбирали то, что случилось в Самаре, – рассказывает Любовь Степановна, расцеловав нас у калитки, будто внуков. – Кадр, на котором Роберто полотенцем накрылся и, как рассказали, плакал, врезался в душу. Я плакала вместе с ним. Мне так стыдно стало, что это происходит у нас в стране. Телеграмма – это порыв души. Что я могла еще сделать? Никак не думала, что про нее станет известно, а ко мне приедут корреспонденты…
Но ведь страна должна знать своих героев. Не тех, кто швыряется фруктами и скандирует гадости. А тех, кто готов незнакомых людей накормить, напоить и спать уложить. А угощения у Михайловых – объедение! Готовит и хозяйка, и хозяин – Леонид Егорович.
– А мне после увиденного и кусок в горло не лез, и сон не шел, – сетует Любовь Степановна, пока мы хлебаем борщ со свежими огурцами и редиской. – Текст для телеграммы набросала еще дома, а потом на почту поехала… И мысль в голове постоянно: как же так?
– Как говорил Верещагин, за державу обидно! – у немногословного Леонида Егоровича каждое лыко в строку.
– Я ведь из-за этой истории чуть ключи от машины не потеряла, – спохватывается Любовь Степановна.
– Это как?
– Мы живем в Калуге. Муж летом в Новоселе постоянно. Я на выходные приезжаю, так как работа есть каждый день.
– Простите, а кем вы работаете?
– Я – адвокат. Да у нас в семье все юристы. И я, и муж, и дочки. Мы ведь уже до правнуков дожили!
– Так, а что с ключами?
– Телеграмму-то отправила, а ключи забыла. Вспомнила только на следующий день. Кинулись в аптеку – нет. На почте нашли. Девочки, которые там работают, меня знают. Слава богу, сохранили.
– А как они к телеграмме отнеслись? Не каждый день такие послания отправляют.
– Да нормально! – смеется Любовь Степановна. – Тут народ простой, понимающий…
«ПОСМОТРЕЛА НА РОБЕРТО И ВСПОМНИЛА СЕБЯ»
…У ног трутся два кота и кошка. Знакомятся. Максим, Муська и Нэська (это он) шаг за шагом следуют за хозяином. Он дрова пилить – те за ним, за водой – усатые по пятам шагают.
– Нэську я котенком в подъезде нашла – нам часто подбрасывали, – вспоминает Любовь Степановна. – Думала, не буду брать – и так своих двое. Но он так и продолжал оставаться бесхозным. Пришлось приютить.
– Эх, до каждого у вас дело есть…
– Да. С детства так пошло. Мои родители, дед – из Краснодарского края. Недавно нашла дедово фото – кубанского казака, с Георгиевским крестом… Я ведь по молодости тоже кубанку надевала. С красным околышем!
– Лихо! А спортом занимались?
– Конечно. Когда в Волгограде училась: прыжки в длину, гимнастика… Потом с мужем уехали на Чукотку.
– В хоккей там играли. А в футбол вот не припомню, – говорит Леонид Егорович.
– Знаете, почему мне за Карлоса так обидно стало? – интересуется Любовь Степановна. – Я себя вспомнила. В середине 90-х меня и еще несколько женщин, занимавшихся адвокатской деятельностью, пригласили в Вашингтон, на конгресс по правам женщин. Одна из американок позвала меня в гости, ну а подруги, само собой, со мной попросились. Хочется ведь посмотреть, как там народ живет. Только едва мы появились на пороге, мне стало так стыдно…
– Что произошло?
– Девушка-то нас встретила радушно. А вот ее гражданский муж начал кричать, мол, кого ты привела? Они рождаются шпионами КГБ! Чтоб и духу их тут не было!.. Вернулись мы в гостиницу, у меня слезы текут… На следующий день девушка долго извинялась. И сказала, что выгнала своего гражданского мужа…
«МАМА – ТАНКОВАЯ ВОЙНА!»
…Из фруктов Роберто Карлоса в Новоселе ждут только земляника да клубника. Начинает поспевать малина. В теплице уже краснеют помидоры, хозяева сняли с грядки первые огурчики.
– Мне бы очень хотелось позвать сюда не только Роберто, но и того, кто метнул в него этот банан, – признается Любовь Степановна. – Интересно было бы с ним поговорить: зачем он это сделал, что им двигало…
– Кстати, как адвокат, скажите: его за этот поступок как-то наказать можно?
– Вряд ли… Сложно считать это проявлением расовой ненависти. Но ведь дело не столько в том, чтобы наказать. Важно понять, что он хотел этим показать, легче ли ему от этого стало?
– Вот дочки мне говорят: в Интернете пишут, что Роберто повел себя, как кисейная барышня, расплакался. Но ведь, значит, довели человека, не сдержался он, – всплескивает руками Любовь Степановна. – Интересно, а что еще может совершить парень, бросивший банан? Какой-то достойный поступок он в жизни сделал? Помог кому-то? Спас?
– Что дочки думают про вашу задумку с телеграммой?
– Я уже говорила, что они тоже юристы. Так если какое-то дело решить не получается, подключаюсь я. Они про меня иногда говорят: мама у нас – танковая война!
…И правда: это про Любовь Степановну. Работает, вырастила дочек, внуков и души не чает в правнуке. И о других душа болит – это ведь переселенцы, которых она выручала в 90-х, помогли ей с участком, где был только фундамент под дом в чистом поле. Вот и с Карлосом также. Кто-то посмотрел сюжет да дальше пошел, а здесь, поди ж ты, зацепило.
«СОЛНЦЕ ДЛЯ РОБЕРТО. И ДЛЯ МАЛЬЧИШКИ…»
– Вот хочу Роберто подарки передать, – Любовь Степановна достает мешочек с припасами. – Со спортом у меня только одна вещь в доме связана – тарелка с символикой Московской Олимпиады. Хочу, чтоб она Роберто досталась. А еще – два плюшевых солнышка.
– Почему два?
– Одно – Роберто, а второе – тому мальчишке, который банан с трибуны бросил. Я ведь их обоих к себе зову.
…Зовут не только супруги Михайловы. Зовут гостей и их соседи.
– Про Роберто Карлоса в новостях передавали, потом уж мы узнали, что Любовь Степановна телеграмму подавала, – рассказывают Геннадий и Лада, у которых мы берем творог и молоко в Москву. Продукты скоропортящиеся, поэтому Роберто Карлоса не дождутся. Мы съедим их сами. Чтобы отведать парного молочка, бразильцу надо будет как-нибудь приехать в Новосел самолично. А пока он отдыхает в жаркой Бразилии. Хотя здесь, в Калужской области, сейчас печет тоже будь здоров, а огромные слепни до крови кусают корову, которая никак не хочет выходить из стойла…
– Пусть Роберто приезжает, примем по высшему разряду. Только вы уж сообщите заранее – мы подготовимся как следует, – просит Геннадий.
Мы тоже подготовились – «Анжи» передал Любови Степановне футболку с фамилией Роберто Карлоса и третьим номером. Хозяйка тут же примеряет обновку, но задом наперед. Смеемся мы, смеется Леонид Егорович, смеется Любовь Степановна.
…Провожая нас у калитки, Михайловы вновь передают приглашения для Роберто Карлоса и парня, бросившего банан, упаковывают в дорогу гостинцы.
Глядя на уплывающие в вечернем закате заокские дали, вспомнились строчки из Некрасова: «Есть еще женщины в русских селеньях».
…После возвращения в Москву надо телеграмму Михайловым будет отбить: «Спасибо за все!».
САМЫЙ СМАК
БОРЩ НОВОСЕЛЬСКИЙ
Мы попросили у Михайловых рецепт фирменного борща, которым они собираются потчевать Роберто Карлоса. Возможно, вы тоже решите поколдовать у плиты, так что рецепт вам в помощь.
Отварить говядину (желательно с сахарной косточкой).
Кубиками нарезать картошку и варить на медленном огне.
Подготовить зажарку (морковь, лук, свекла), залить ее томатной пастой.
Тонкими ломтиками нарезать капусту.
Кипятить зажарку и капусту на медленном огне 3–4 минуты.
Растолочь сало с чесноком, добавить в борщ.
Добавить укроп, петрушку, перец, лавровый лист.
Кипятить на медленном огне несколько минут.
«Будет борщ, будет банька». Видеообращение болельщицы к Роберто Карлосу[ВИДЕО]

![]() "Роберто, приезжай на борщ со сметаной!" Фоторепортаж из Калужской области, где Роберто Карлоса любят не меньше, чем в Махачкале подробнее
|







