Кто оценил Погребняка в 5 500 000? "ССФ" рассказывает об одном из самых популярных спортивных интернет-порталов планеты

ЕВРОФУТБОЛ
ГЕРМАНИЯ. ТРАНСФЕРМАРКТ
Сегодня сложно представить Всемирную паутину без немецкого интернет-портала Transfermarkt.de. На его данные ссылаются журналисты и агенты, а руководители клубов, опираясь на цифры сайта, ведут торги по поводу футболистов. Спецкор «ССФ» отправился в офис немецкой компании, чтобы разобраться, как они смогли добиться такого влияния в футбольном мире и каким образом определяют ценник игроков.
«В 2000 ГОДУ У НАС БЫЛО 50 ПОСЕТИТЕЛЕЙ, СЕГОДНЯ – ПОЛТОРА МИЛЛИОНА. В ДЕНЬ»
Воображение рисовало огромный офис, где на нескольких этажах без перерыва что-то строчат на клавиатуре программисты, а сотни специалистов высчитывают цены футболистов с разных континентов. Но оказалось, что немецкая контора снимает два этажа офисного центра на окраине Гамбурга, причем большинство кабинетов (например, комната для пресс-конференций, ТВ-студия) пустуют. Ни суеты, ни шумных споров...
У владельца и создателя портала Матиаса Зайделя, с которым мы договорились встретиться, просторный кабинет – большой стол, шкафы, зеленый вид из окна. На мониторе открыта страничка собственной компании. Кто бы сомневался…
– Герр Зайдель, предлагаю начать с самого начала. Как пришла идея создать сайт, специализирующийся на трансферных делах?
– Не только трансферных. Сегодня мы общефутбольный портал, эдакая энциклопедия. Изначально я не думал о создании большого проекта, это было обычное хобби. С детства болел за «Вердер», но, проживая в Гамбурге, я не имел возможности следить за делами своей команды. Это сейчас можно найти информацию обо всем на свете, а десять лет назад мы довольствовались тем, что нам предлагали печатные СМИ. Я нашел выход. Создал в Интернете обычный форум, где болельщики могли рассказывать о делах своих клубов: кого купили-продали и за сколько, а также все, что действительно интересно фанатам.
– Почему форум назвали «Трансфер-марктом»?
– Остальные домены – вроде football, 90minutes, bundesliga – были заняты. Банально взял то, что было свободным. Это сейчас я понимаю, что с более ярким названием мы могли бы пойти еще дальше, но выбрал то, что выбрал. Несколько месяцев спустя сайт стали посещать 50 человек в день, и моей радости не было предела. Тогда я даже не мог представить, что в 2011 году нас будут посещать полтора миллиона ежедневно.
В общем, до 2005 года это было обычным хобби.
– Откуда брались деньги на содержание сайта?
– У меня была своя интернет-компания, ребята помогали, поэтому выходило не слишком накладным. Большая часть отбивалась рекламой. За год до чемпионата мира в Германии я подумал, что пора заняться сайтом профессионально. Нанял людей, которые стали вплотную заниматься другими чемпионатами. До этого была информация только по Бундеслиге. Пользователей и заинтересованных рекламодателей сразу стало в разы больше, и впоследствии мы создали свой штаб в Австрии и Швейцарии, а потом и в других странах. В 2008 году половину акций компании выкупил медиамагнат Аксель Шпрингер, которому принадлежат Bild и многие другие издания страны. С тех пор мы стремительными шагами идем вверх. Сегодня у нас есть собственное телевидение, мы выпускаем журналы, атрибутику и по посещаемости являемся первым футбольным сайтом Германии.
«С АГЕНТАМИ НЕ СОТРУДНИЧАЕМ»
– Самый главный вопрос. Как вы высчитываете стоимость футболистов?
– Изначально я создал программу наподобие Exell с сотней параметров
(сколько футболист играет, выступает ли за сборную, какой национальности, в какой лиге, и т.д.), которая высчитывала цену игрока. Но вскоре стало понятно, что компьютер слишком субъективен. Тот же Мику, игравший за мой любимый «Вердер», стоил меньше, чем многие посредственные футболисты. Проблема в том, что он не играл за сборную. А почему не играл? Потому что за французов выступал Зидан. Ни одна программа не будет учитывать этот фактор.
В какой-то момент мы решили полностью изменить форму определения стоимости футболистов. Цену стали определять обычные посетители. Каждый желающий, зарегистрированный на портале, может оценить любого футболиста. Мы берем среднюю сумму. Но она не всегда отображена на сайте. Посетители подчас не учитывают отдельные факторы – к примеру, игры за сборную или какой сезон футболист проводит в этом клубе, – поэтому в конечном итоге сумму определяют профессиональные люди, основываясь на мнении футбольных болельщиков. Люди могут добровольно заполнить специальную форму и вводить футболистов из низших лиг.
Недавно к нам обратился парень из Японии, который предложил оценить местных футболистов из третьей лиги. Естественно, мы не сможем проверить, поэтому будем полагаться на доверии. Однако чем больше японцев будут высказывать свою точку зрения по тем или иным футболистам, тем точнее будет информация.
Как показывает практика, футбольным болельщикам это интересно, и они подходят ответственно. К тому же на сайте регистрируются агенты игроков, которые могут корректировать информацию о своих подопечных. Нет, не стоимость. Статистические данные – рост, вес, место рождения. Для них, как и для футбольных поклонников, регистрация бесплатна. Только если менеджеры хотят оставить на сайте свои координаты, они должны заплатить небольшую сумму.
– Почему Погребняк стоит 5,5 млн евро?
– Смотрите, – немец ищет страничку Павла, после чего читает комментарии пользователей. – На форуме о Погребняке высказались с десяток человек, которые оценивают русского от 3,5 до 4,5 млн. На сайте стоимость выше из-за того, что он игрок сборной, да и классом не хуже Какау, который оценивается нами в 6 млн. Поэтому наши сотрудники сделали Погребняку небольшую надбавку.
– Агенты не пытались вас подкупить?
– Прямых предложений не было, но
с намеками сталкиваемся часто. Один турецкий менеджер предлагал мне съездить за его счет в отпуск. Пришлось отказать.
– Когда появится transfermarkt.ru?
– Скоро. В России интересный рынок. Ваша лига становится все более привлекательной, скоро у вас пройдет чемпионат мира. Другое дело, что домен, о котором вы говорите, пока занят, и за него просят безумные деньги. Но мы его обязательно отсудим. Права на название принадлежат нам.





