Нули со вкусом. В зрелищной игре «Зенита» и «Динамо» не оказалось одного – завершающего удара

Центральный матч тура не обманул ожиданий за исключением единственного пункта: мы не увидели забитых мячей. Отдельная тема – поведение фанатов, в очередной раз пытавшихся омрачить футбольное действо.
ВИДЕООБЗОР МАТЧЕЙ
НЕНАВИСТЬ
ФАНАТЫ РВАЛИ ГЛОТКИ И… ФЛАГИ
Мне неинтересно, из-за чего фанаты «Динамо» и «Зенита» враждуют друг с другом. Я – как и большинство любителей футбола – предпочел бы не слышать их кричалки-оскорбления.
В минувшую субботу оба фан-сектора показались мне лишними на «Петровском». Но при том именно они, в силу своей массовости, увы, формируют – и отравляют – атмосферу матча.
Остается завидовать экипажу полицейского вертолета, патрулирующего окрестности стадиона. Наблюдаешь себе за игрой с высоты, наслаждаешься красотами вечернего города, а фанаты – что воробьи, их чириканье заглушено турбинами.
Вседозволенность развращает. Долгие рассуждения о реформах (систематизация в работе с болельщиками, создание единого банка данных, прогон всех через видео и т.п.) длятся не первый год. А воз и ныне там, что подтверждают события, сопутствующие центральным матчам чемпионата.
На «Петровском» я стал свидетелем сценки – почти тургеневская с виду девушка несла на стадион баннер с черепом и костями. Развернула его перед офицером для согласования…
– Э, не, девушка, не пойдет… – протянул служивый. – Тут череп, кости, слова иностранные. Не пропущу.
– Не имеете права! – возмутилась мадемуазель. – У меня есть заключение геральдической комиссии!
И вот уже изображение останков с приписанными ругательствами следует на трибуну – в соответствии с заключением «герольдиста». Все, оказывается, по закону – у заявителя и заключение, и печать круглая имеются.
В культурной столице России в эти дни бились, гонялись, даже стреляли. На моих глазах на пересечении Невского проспекта с улицей Маяковской в подростка пальнули из ракетницы. Прохожие звали врача. Но подскочившие товарищи пострадавшего быстренько его куда-то унесли.
Бойцы ОМОНа встречали прибывавшие из Москвы поезда так хмуро и сосредоточенно, словно уже введен режим чрезвычайного положения. У всех сотрудников – по дубинке, у каждого третьего – по пистолету. Невзирая на четыре (!) шеренги солдат, разделяющие на «Петровском» секторы хозяев и гостей, обе фанатские армии неоднократно предпринимали попытки прорыва друг к другу. Салюты, петарды, разорванный на тряпки динамовский флаг…
Стоит ли объяснять лишний раз, почему наш уважаемый ветеран Сергей Семак, не смущаясь, заявляет: «Я не хочу приводить своих детей на футбол». А кто хотел бы?!
Своими соображениями я делился по ходу матча с полузащитником «Зенита» 1980‑х, чемпионом СССР-1984 Сергеем Веденеевым. Спустя 27 лет после громкого союзного успеха «Зенита» Сергей Геннадьевич не узнает своего болельщика.
– Никогда на футболе не было такой атмосферы озлобленности, как сейчас, – считает эксперт. – Мы будем говорить о тактике, достижениях и ошибках игроков, но из головы ведь не выбросишь, в какой обстановке состоялся футбол. Юные, с неокрепшей психикой болельщики приходят на стадион. И тут их захлестывает чувство толпы, которая что-то скандирует матом. Здесь даже мальчики из интеллигентных семей начинают скандировать похабщину, предаваться агрессии.
– Каков выход? Выгнать фанатов за забор?
– Во-первых, непосредственным участникам чемпионата нужно быть дипломатичнее. Не подавать дурного примера, как это, увы, произошло в известном случае с Карпиным и Денисовым, затеявшими разборку прямо на поле. Во-вторых, пусть заработает буква закона. Может, тогда на трибунах станет меньше негатива.
ПАЦИЕНТ
БОЛЕЗНЬ ВОРОНИНА – ДЕЗА?
Главная интрига разрешается с подписанием стартовых протоколов: Андрей Воронин, о заболевании которого пневмонией было объявлено, – в составе «Динамо»! И у него, как и прежде, горят глаза!
– Не исключаю, что «Динамо» осознанно дезинформировало прессу и соперника этим диагнозом, – считает Сергей Веденеев. – Пневмония или даже подозрение на нее – дело слишком серьезное, чтобы заявлять человека на игры. Если же нездорового Воронина выпустили на поле, значит, он незаменимый. Если «Динамо» теряет связку Воронин – Кураньи, то альтернативы ей не найти.
Вспоминаю один случай. Как-то тренер уговорил меня выйти на поле после сильного отравления. Накачали лекарством, передвигался и бил по мячу, словно во сне.
Воронин же активен. Он не раз вырывался из тисков защитников, показал очень хорошую игру. Поэтому в болезнь его не особо верю. Пока не готов назвать украинца лучшим игроком чемпионата, посмотрим, не случится ли спадов.
К словам Веденеева добавим, что всякая атака «Динамо» строится через Воронина. И Самедова вовремя бросит в прорыв, и спиной почувствует открывшегося Кураньи. Вот только гол организовать так и не смог.
ИСПЫТАНИЕ
ВЫСТРЕЛЯТ ЛИ БУХАРОВ С ФАЙЗУЛИНЫМ?
Рассказывают, на тренировках «Зенита» летят щепки, а также искры из глаз, и все в таком же духе. На днях Файзулин с Бухаровым от души получили по ногам от Розины, однако выжили. И, в отличие от итальянца, попали в стартовый состав.
В то время как первый форвард «Зенита» Кержаков отдыхает в связи с травмой и дисквалификацией одновременно, по идее должен заявить о себе Бухаров. Но в ключевые моменты Александр сам не свой: не попадает в цель, забегает в офсайды и даже собирает фолы в нападении, наступая на динамовских защитников. По моим ощущениям, Данни и Широков, чувствуя, что Бухаров не столь хорош, ищут иное продолжение атаки. Верны ли наблюдения?
Веденеев: – Вряд ли. К вам есть встречный вопрос: почему пресса прицепилась к Саше? Да, он флегматичен. Почти все рослые ребята такие.Зато при появлении конкурента здорово прибавил Кержаков – «раззабивался». Тем временем Бухаров мог затаить обиду, сникнуть. Ощущение, что так и произошло. Но профи должен быть стойким!
– Смотрите, Зырянов все чаще оказывается на скамейке запасных, а Файзулин расцветает. Кажется, Спаллетти хочет сделать из Зырянова «доигровщика». Да и возраст у Константина – самое время…
– Категорически не согласен! Зырянов – футболист-интеллектуал, тонко чувствует игру, и Спаллетти это ценит. Календарь по осени плотный, любой может оказаться на скамейке, и вовсе не из соображений конкуренции. Иногда требуется отдых. А Файзулина, как мне кажется, главный тренер часто использует не на той позиции. Когда Файзулин уходит или смещается на фланг, я восклицаю: не твое это место!
…Кстати, болельщики не оставили без внимания достижение Зырянова. Когда ветеран выходит на замену, на обозрение выставляется баннер-посвящение: «Двести игр. Пять лет страсти и побед». С юбилейной игрой за «Зенит», Константин!
ЭПИЛОГ
НИКТО НЕ ХОТЕЛ НИЧЬЕЙ
Анюкова уносят с поля – и сразу в машину «скорой помощи». Кураньи не чувствует пальца на руке – врачи дергают его, вправляют. Лицо Ломбертса залито кровью. Переигравший оппонентов на фланге Самедов уворачивается от летящих в него с трибун мелких предметов.
Жаль пострадавших. Но, к слову, жестокости нет на поле. Такую цену профи платят за собственную бескомпромиссность.
Шунин едва не удостаивается желтой карточки, вводя мяч в игру, – слишком медлителен. При этом Воронин голосит с другого конца поля: «Антон, выбивай быстрее, навешивай сюда!». Как по-разному они воспринимают концовку встречи! Вратарь не пропустил и мысленно согласен на ничью. Но нападающий рвет и мечет, все еще верит в победный мяч.
Веденеев: – Удивительно, что обошлось без голов. От команд такого уровня логично было бы ждать выжидательной тактики, до ошибки соперника. «Зенит» с «Динамо» не испугались и сыграли в открытый футбол. Однако завершающие удары были на редкость неточными. Тот же Данни целился в угол, а получалось куда-то далеко в сторону. Мое мнение – это все от нервов.
Командам не хватило впереди по одной холодной голове.





