Свободу Анджеле Дэвис*! Наш обозреватель призывает не ущемлять права легионеров

Эменике и Думбия сделали по хет-трику, Траоре – дубль. Кажется, скаутские службы российских клубов при поиске форвардов все большее внимание обращают на африканцев.
Технология несколько отличается от той, что принята с бразильцами. Вагнера, Карвальо, Веллитона – парней прежней бомбардирской волны – брали прямиком с Родины со всеми их дуринами – и терпели. Всего мы, конечно, не узнаем, но то, что не одними голами в Москве запомнились их работодателям эти парни, – как пить дать.
У теперешних, африканцев, все по-другому.
Траоре перед приездом в Краснодар играл в Румынии, Думбия – в Японии и Швейцарии, Эменике – в Турции. Все трудности адаптации (а они, несомненно, были) выпали на долю их первых неафриканских команд.
Времена, когда покупают африканца прямиком из его родной команды, прошли. Слишком много проблем, слишком памятны истории с Кебе и Фло, привезенными сразу из Сенегала и Нигерии.
Сейчас же, после короткого знакомства с Европой, все трое наших героев в первый же российский сезон играют так, что хоть на поклон из раздевалки вызывай. Думбия лучший бомбардир не только в России, но и в Лиге чемпионов, а всего в 36 официальных матчах сезона (не беру в расчет сборную) человек забил 30 мячей. Траоре стал одним из открытий года, а Эменике, вырвавшись из турецкого плена, стал буквально рвать сетки российских ворот.
И это только кажется, что все получается легко. У нас сверхзащитный чемпионат, где для очень многих команд ноль в свои ворота является первостепенным фактором, а тренеры, комментируя матчи, говорят чаще всего следующее: «Сыграли в обороне компактно, надежно». Прибавьте к этому непростой, довольно замкнутый быт (прежде всего связанный с опасностью передвижения по городу), языковые проблемы… Жизнь не сахар, но европейский опыт закрепляет в голове нужные файлы. И, кстати, советский опыт. Как-то Юр Саныч Севидов сформулировал мне «правило Логофета». Геннадий Олегович, по словам Севидова, в сложные моменты говаривал: «Молчи – и копи деньги».
…Бразилия, возможно, осталась в прошлом – ровно до того момента, пока там не наступит очередной экономический кризис. Сейчас же пока явление совершенно невиданное – Бразилия возвращает себе футболистов, и не только из России.
А разговор этот к лимиту на легионеров. Я не за и не против этого лимита, а за анализ содеянного.
Вот перешли мы на «осень–весну», а в декабре клубы играть не хотят. На открытом воздухе холодно, а в манежах – невозможно. Просто представьте матч «Спартак» – «Локо» в манеже. И вот после гола фанаты, предположим, вынимают эти петарды и взрывают их в «Олимпийском». Следует эвакуация, перенос матча и в принципе невозможность его проведения, ибо юная наша поросль научилась проносить петарды чуть ли не в заднем проходе.
Мы принимаем лимит на легионеров – и за время этого лимита взращиваем всего одного игрока для сборной, Алана Дзагоева. В то время как вся нынешняя сборная взрослела в тот момент, когда лимита не было, либо его только-только узаконили.
Мы смеемся над зарплатами в «Сатурне» и возмущаемся агентскими выплатами в «Томи», но упорно не голосуем за прозрачность бюджетов, тиражируя постыдную фразу «футбол – проект социальный».
Мы в один и тот же год закрываем знаменитую футбольную школу имени Валерия Воронина и получаем чемпионат мира, который хотим выиграть.
Мы ликвидируем турнир дублеров, потому что всего лишь одному человеку, Николаю Писареву, так показалось нужным.
Логики! Разума! Целесообразности требуют наши сердца в конце концов.
В общем, опять-таки, как учили в советские времена, – свободу Анджеле Дэвис! За равенство и братство! За мир во всем мире!
Нам нужны такие Эменике и Думбия.
* Анджела Дэвис (род. 1944 г.) – темнокожая американская правозащитница, деятельница коммунистического движения, очень популярная в Советском Союзе 70–80 гг.





