Футбол прощается с Москвой? Наш обозреватель о столичных командах

Жозе Коусейру, взяв в компанию «Локо», утоляет тоску по родине, дыша пиренейскими прелестями. Лидеры чемпионата скопом осваивают сказочную инфраструктуру Арабских Эмиратов, мысленно окунаясь в светлое российское будущее, быть может, 2018 года, а быть может, XXII века.
Нам, оставшимся в объятиях матушки-зимы по эту сторону забора, утолить-освоить собственные футбольные чувства нечем. Не говоря уж о том, чтобы, разогрев в себе эмоции, в них окунуться всласть.
Спать, мишки косолапые! Лапу сосать!
ПОТЕРЯ ЖАНРА
Что-то не так. Ни одна живая душа в футбольных инстанциях не обеспокоилась тем, что коль скоро чемпионат в марте не откроется, а продолжится, то нужно наводить какие-то мосты между осенью и весной. Услужить поддержанию зрительского внимания-интереса. Придумать ноу-хау, которое в театре называется «держать зал».
Таблица розыгрыша ветшает с каждой неделей. Навскидку уже не вспомнить, что там было-то на старте турнира финальной пульки. А его возобновления ждать еще месяц с лишним. За это время забудется все напрочь. Подозреваю, что характер предложенного нам ожидания успеет переродиться в то, с каким встречаешь чемпионат мира или Европы. Но эти события – целостные. Их участники погружаются в соревновательное буйство, не пользуясь очковыми бонусами прошлогодней давности. В том и смак, в том и жанр.
А у нас нынче – потеря жанра. Потеря контакта с потребителем, того контакта, непрерывность которого в обязательном порядке питает весь спорт, претендующий на зрелищный бизнес.
Смотришь по телевизору «Зенит» против то ли олимпийской, то ли молодежной сборной Ирака или «Локо» против «Ганзы» – ну не идет. Спрашиваешь себя – это о чем? А ведь было, было совсем иначе, ближе к народу. И обустраивались футбольные наши зимы по уму. Причем еще в те времена, когда футбол особых претензий на основательный бизнес-проект и не выказывал. В 70‑е годы прошлого века московские клубы самозабвенно гоняли в лужниковской коробке в мини-футбол на призы еженедельника «Неделя» – наш эксперт Евгений Ловчев помнит, наверное. Публику неимоверно будоражили и горячие новости в составах, которые можно было самому пощупать, и собственно междусобойчики, всегда актуальные. А двадцать лет спустя Кубок Содружества воспринимался – сейчас и не поверишь! – вполне статусным и сюжетным соревнованием. И впечатлений от одной только зарубы «Спартака» с Киевом уже хватало, чтобы по-футбольному сытно перезимовать.
ТУРНИРЫ ПЕРЕЕХАЛИ В ПИТЕР
В Германии зимний перерыв чуть ли не втрое короче нашего, но там все равно принято то самое, что у нас практиковалось сорок лет назад, – турнирчики в залах для поддержания зрительского интереса. И в итоге посещаемость в Германии потрясает воображение. Да и в российском же хоккее межсезонных турниров навалом – хотя игровой календарь КХЛ и без того перекармливает. Но народ ходит с удовольствием! И даже в Москве, не ощущающей особого аппетита к хоккею на клубном уровне, на августовском Кубке мэра публики иной раз собиралось поболе, чем потом на официальных матчах. Потому что – в охотку, на свежачка!
И здесь к месту вклинивается вопрос: Москва что, и с футболом заканчивает? Не как с неким разовым-пафосным событием – а как с повседневным жанром? Столица ведь неуклонно своих жителей от футбола отлучает. Факты неопровержимы. Двое из четырех московских участников премьер-лиги – ЦСКА и «Динамо» – перебрались за город, и, когда у них появятся собственные квартиры в городской черте, с достоверной точностью вряд ли кто ответит. Падает посещаемость у «Спартака» – и восстановить ее на долгожданном своем стадионе станет, боюсь, задачей не одного года.
Вслед за Мемориалом Гранаткина прописался в Питере и Кубок Содружества, пусть по-прежнему в малоупотребимой для широкого зрителя (и не дублирующей ли отчасти мемориальную?) версии. Разъехались по российским весям Суперкубок и финал Кубка России. А ведь с детских моих лет застряло в памяти очевидное-невероятное: в финале Кубка «Шахтер» против Орехова-Зуева – и полные «Лужники»! Потому что – событие, потому что – статус!
Словом, очевиден обрыв связи с публикой в смысле ее, публики, повседневного к футболу привыкания. Глядишь, и превратится он совсем скоро в неживую вещицу из телевизора наподобие расплодившихся гламурных шоу, ну и еще в гарнир, подаваемый к туристическим приключениям.
…Нет, ну хотя бы встречи с болельщиками в перерывах между сборами сообразили бы проводить. Обсудили бы с народом вживую, к примеру, зарплату Смертина или объявили бы конкурс на лучший ремейк «Рабыни Изауры» (был такой бразильский сериал на восходе мыльного жанра) по мотивам мытарств Вагнера. Такие акции тоже ведь входят в понятие «держать зал».
В конце-то концов: футбол наш рассчитан на массовый интерес или он – вещь в себе, вроде рабочего заседания кабинета министров?





