Из князи – в грязи. А обратно? «ССФ» пытается понять, что ждет «Монако» при новом русском владельце

Футбол
РУССКИЕ В МОНАКО. В декабре прошлого года в европейском футболе стало одним «русским» клубом больше. Компания миллиардера Дмитрия Рыболовлева (на фото) «Monaco Sport Invest» (MSI) выкупила контрольный пакет «Монако». «ССФ» рассказывает о реакции французов на это событие и пытается понять, что ждет команду из княжества при новом владельце.
Что стало с «Монако»
Один из лидеров французского футбола, 7‑кратный чемпион страны, буквально за пять лет превратился в аутсайдера второй лиги. Что случилось с командой, которая еще в 2003‑м играла в финале Лиги чемпионов и подарила миру такие таланты, как Бартез, Жюли, Адебайор и другие?
– Из команд высшего дивизиона «Монако» была наименее популярной, – рассказывает журналист Бенуа Декововиль из L‘Equipe. – Принц Альбер хочет сделать футбольный клуб одним из символов Монако, однако ни болельщики, ни журналисты этой попытки никак не ценят. Если бы у «ПСЖ», «Марселя» или «Лиона» возникли подобные проблемы, их бы быстро решили. Но не в случае с «Монако».
Прежнее руководство совершило ошибку, пригласив в 2006 году Марка Келлера гендиректором. Ведь он до этого провалился в «Страсбуре». До него «Монако» покинули несколько лидеров, и команда превратилась в середняка. Но с ним… Не знаю, кто окружал все это время Келлера, но он набирал непонятных футболистов, доверял пост тренера левым специалистам. Нынешний наставник – Марко Симоне был отличным игроком, но как ему было можно доверить тренировать столь амбициозную команду? Игроки смеются над его тренировками и жалуются на атмосферу. А большинству футболистов без разницы. Они поддались многочисленным соблазнам княжества и уже не думают об игре. Если Рыболовлев хочет вернуть «монегаскам» былую славу, ему придется расстаться почти со всеми, кто был в прежнем штабе, включая игроков. В Монако легче всего потерять чувство футбола. Абсолютно нефутбольная атмосфера в городе, пентхаусы, роскошные машины… Нужно не ошибиться и приглашать истинных фанатиков.
Кто такой Рыболовлев
О Рыболовлеве известно не так много. С конца 1990‑х до 2010 года олигарх владел контрольным пакетом акций компании «Уралкалий», пока не продал его. По версии Forbes, он входит в сотню богатейших людей мира, а его состояние составляет 9,5 млрд евро.
С 1995 года Рыболовлев проживает в Европе (Швейцария, Франция, Монако), поэтому неудивительно, что выбор пал именно на «Монако», а не на клуб из России. Считается, что миллиардер выбрал лучшее время для покупки. Во-первых, из-за скверных результатов стоимость проекта достигла самого дна. Во-вторых, из-за налоговых льгот в Монако любой владелец почти вдвое экономит на зарплатной ведомости команды. А в-третьих, Монако у многих ассоциируется с приятным климатом, роскошью и… еще раз роскошью. Будет несложно привлекать в это место новых футболистов и сотрудников. В случае успешного развития проекта Рыболовлев сможет запросто продать клуб в разы дороже каким-нибудь шейхам.
– Являюсь давним футбольным поклонником, – заявил Рыболовлев после покупки контрольного пакета акций клуба. – Прожив в Монако продолжительный период, я понимаю, что футбольный клуб «Монако» – не просто одна из спортивных команд страны. Это один из главных символов княжества, его гордость и традиции. Считаю, у клуба есть огромный потенциал, и надеюсь, что мы сумеем его в полной мере реализовать. Как на французской, так и на европейской футбольных аренах.
Чего ждать
MSI пообещала в течение четырех лет вложить в клуб минимум 100 млн евро. Первым делом новый владелец назначил в совет директоров «Монако» Татьяну Бершеду, Вилли де Брюена, Михаила Сазонова и Евгения Смоленцева. Последний известен в России по работе в московском «Спартаке» и «Жемчужине». Евгений вместе с бельгийцем Филиппом Дондтом будет отвечать за всю техническую составляющую команды. Бывший генеральный директор «Брюгге» займется административными вопросами, а Смоленцев – спортивными. И неудивительно, что один из первых трансферов коснулся члена тренерского штаба – в «Монако» пришел физиотерапевт Оскар Гарсия, работавший до этого в «Спартаке». Во французских СМИ бурно обсуждается возможное возвращение бывших именитых «монегасков», таких как, например, защитник «Арсенала» Скиллаччи. Но на данный момент приоритетная цель – формирование административной команды.
Взгляд из России
Своим мнением относительно будущего союза между «Монако» и Рыболовлевым поделился постоянный эксперт «ССФ» Андрей Червиченко, в прошлом владелец «Химок» и «Спартака».
– Зачем Рыболовлеву команда, занимающая последнее место во второй лиге?
– Вряд ли стоит делать упор на хороших отношениях между бизнесменом и принцем Альбером, как об этом пишут во Франции. Дружба дружбой, а бизнес врозь. Монако наверняка есть что предложить Рыболовлеву, а ему – клубу.
– Раньше российские бизнесмены приобретали акции исключительно клубов высших дивизионов – «Челси», «Арсенал», «Портсмут», «Ксамакс»…
– На мой взгляд, «Монако» гораздо интереснее «Портсмута». Лично я выбрал бы «монегасков», будь передо мной такой выбор. В Англии много хороших команд, а в Монако всего одна.
– Рыболовлев пообещал потратить минимум 100 млн евро за четыре года…
– Это не так много, одна зарплата футболистов и персонала будет съедать эту сумму. Во Франции с зарплатами полный кошмар. Чтобы платить футболисту 100 тысяч в месяц, нужно заплатить чуть ли не столько же налогов. Правда, в Монако с налогами проще. Но даже если половина из 25 млн в год будет уходить на гонорары, на оставшуюся сумму сделать какие-то феерические трансферы будет нереально. Если Рыболовлев хочет видеть свою команду в европейской элите, затраты будут более весомыми.
– В отличие от своих коллег, владеющих зарубежными клубами, на пост технического директора Рыболовлев позвал россиянина. Как думаете, стоит ли вслед за Смоленцевым ждать появления других русских специалистов и игроков? Одно время писали про Карпина…
– Назначение Смоленцева нисколько не удивило. Он в футболе специалист бывалый, к тому же имеет репутацию порядочного человека. Как понимаю, у Рыболовлева нет возможности постоянно заниматься клубом, и здорово, когда под рукой есть такие кадры. Это гарантия, что в клубе не будут заниматься освоением бюджета. Это чисто российский термин. Когда пять пишем, а два в уме. Уверен, желающих поживиться за счет российских денег будет немало. А что касается информации о Карпине, то воспринял ее как бред сивой кобылы. Насчет же игроков, думаю, стоит ждать кого-то из наших, причем футболистов хорошего уровня.
– Вы никогда не присматривались к европейским клубам. Почему?
– Мне не совсем понятны отношения между людьми на Западе. И, честно говоря, мы там в какой-то мере чужие. В большинстве своем на Западе на нас по-прежнему смотрят как на людей, за счет которых можно «поиметь». А работать в футболе и сражаться с теми, у кого такие мысли, не хочется...





