Нужен ли команде балагур? «ССФ» попытался разобраться, кому и как шутка и жить, и играть помогает

СМЕХ НА ПОЛЕ.
Научно доказано: шутка повышает работоспособность. Хотя и без науки ясно – с хорошим настроением работать легче. Профессиональный футбол – это работа, а на сборах – сродни каторжной. Но вот парадокс – все меньше в большом футболе шуток…
«ССФ» попытался разобраться, кому и как шутка и жить, и играть помогает.
Корреспондент «ССФ» внимательно подсчитывал количество улыбок на сборе «Локомотива» в Португалии. Победу одержал Денис Глушаков – в свободное от тренировок время он постоянно травил байки, рассказывал анекдоты. Правда, перед диктофоном чуть спасовал – далеко не все из рассказанного можно публиковать.
– Раскрепощенность приходит со временем, – размышляет Денис. – Помню, когда впервые поехал на сборы с «Локомотивом» (кажется, в 2006 году), все время помалкивал. Из молодых я был один-одинешенек. Чувствовал себя чужим в одной компании со взрослыми дядьками. И когда они шутили между собой и хохотали, я порой не понимал смысла – не дорос просто. Спустя время в команде появились мои сверстники – Концедалов, Старков, Жиляев. С ними стало комфортнее.
– Вспомните прикол, за который чуть не поплатились.
– Допустим, такая история. Играем тренировочный матч. Я с мячом, на меня выбегает Сергей Гуренко. Пробрасываю ему мяч между ног и мчусь на ворота. Гуренко мне потом выговаривает, но с улыбкой: «Ты молодец. Сейчас пик нагрузок, а ты ветерану прокидываешь. Лучше во время сезона так делай, больше будет пользы». Вообще-то он прав – нехорошо ветеранам между ног прокидывать, когда сборы только начинаются. Я извинился. Посмеялись вместе. Он потом долго вспоминал тот эпизод.
– Кто в истории «Локо» чемпион по шуткам?
– Говорят, что Вадик Евсеев. Я, правда, с ним всего один сбор прошел. Общались мы мало, поскольку я предпочитал не показываться ветеранам на глаза. Затем в рейтинге идет Гуренко. Как у нас говорят, он любитель позажигать. Не соскучишься.
– Без шутки в команде не прожить?
– Как и в любом коллективе. Если человек ходит угрюмым, надутым, это вредит всем. Не обязательно быть в центре внимания. Просто излучай, пожалуйста, хоть немного положительной энергии. И получай ее обратно. Но, когда мне плохо, я не стану вести себя по-американски искусственно. Нет настроения – улыбку не вымучиваю.
– Ростовчане сродни одесситам. Верно?
– Не зря же говорят: Ростов-папа, Одесса-мама… Отчасти разделяю мнение, что на юге России, откуда я родом, улыбок больше, чем на Севере. Еще ассоциации у людей срабатывают. Ростов называют бандитским городом. Об этом травят байки безостановочно. И акцент наш ростовский всех забавляет.
– Анекдоты в «Локомотиве» в почете?
– Все же чаще рассказываем друг другу веселые истории. По части баек у нас номер один начальник команды Вячеслав Чекмарев. Бывший вратарь, и этим все сказано. Вратари – самые веселые люди на свете.
Я подметил, Чекмарев не о себе байки травит, все больше о других. У него, наверное, целый сборник. Можете завести рубрику в «ССФ» – «Байки от Чекмарева», будет большой успех. На днях он рассказывал, как за время работы начальником команды не единожды проучал занудливых футболистов: в наказание за вредность на выездах селил их в номерах похуже. Смешно рассказывает.
– Последний прикол в команде вспомните.
– Да вот пошутили после тренировочного матча. Лоськов с Сычевым решили разыграть Магу (Оздоева. – Прим. ред.). Остались фрукты – яблоки, бананы, апельсины, груши, – и Лось с Сычом, чтобы они не пропали, высыпали их Магомеду в сумку. Мага поднимает сумку, а она тяжеленная. Он заглянул и очень удивился. Отвезли фрукты в отель… Вообще-то мы вышли из того возраста, когда «королевские ночи» в пионерлагере устраивали с применением зубной пасты.
– Коусейру – веселый человек?
– Очень. Шишкин у него Сискин. Какая звучная фамилия, говорит. Во время тренировок может спонтанно пошутить – и всегда в точку попадает. Обратите внимание, как часто Коусейру улыбается. Но когда объясняет серьезные вещи, ни смешка не раздастся.
– Юмор не всегда интернационален…
– Это все понимают. Скажем, с чернокожими ребятами надо шутить аккуратно, по-доброму. Не дай бог, задеть их за живое. Что нам смешно, им может показаться оскорбительным, и наоборот. Вот Обинна – нигериец, а наш в доску человек. Слышали бы вы, как он заразительно смеется, когда мы его называем крокодилом. А есть футболисты серьезные, слегка напыщенные. Да Кошта к таким относится – к шуткам не расположен. Подучит язык, думаю, станет с ним полегче.
Кстати!
По сведениям «ССФ», питерские селекционеры активно сватают в «Зенит» Дениса Глушакова. Вполне возможно, что Денису уже в этом месяце доведется слушать анекдоты от Владимира Быстрова.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
НУЖЕН ЦИРК!
Борис ХИГЕР, спортивный психолог:
– Я двумя руками за смех – это мощное психотерапевтическое оружие. С одной оговоркой – шутки, когда не катят, становятся сарказмом, что отрицательно сказывается на атмосфере в команде.
Когда меня пригласили в «Арарат» в середине сезона 1985 года, было не до шуток – команда после первого круга шла на 16‑м месте. Все бежали ко мне поплакаться. Тренер Леонид Захаров (его только назначили), когда я предложил повести ребят в цирк, только усмехнулся. Но поехали. И в цирке стало видно, как ребята соскучились по смеху. Когда выступали клоуны, хохотали все поголовно. И долго потом все оставались под впечатлением от клоунов – друг другу рассказывали и показывали. И говорили мне: ну вы нам и преподнесли расслабуху! И после цирка выдали такой матч против Тбилиси – хотя всего 1:0, но со своей половины поля динамовцев не выпускали!
Смех обязательно должен быть в рационе футболистов. Если его недостаточно, надо водить ребят на юмористические концерты, приглашать комиков. «Арарат» я возил и в кино на Чарли Чаплина.
У Бескова шутить было опасно
Постоянные эксперты «ССФ» Александр Бубнов и Евгений Ловчев, прошедшие многолетний путь футбольных пахарей, с легкостью поддержали разговор на заданную тему.
БУБНОВ: В любой команде были хохмачи. Когда тяжело на сборах (тренер достает, тренировки…), мы собирались вечерком – и начинались истории, анекдоты. В мое время в «Спартаке» Сочнов и Гаврилов постоянно травили. У Сочнова было много поговорок на все случаи жизни. «Бог – не Яшка, видит, кому тяжко», – когда Бесков кого-то грузил.
ЛОВЧЕВ: В сборной кучковались вокруг Виталика Хмельницкого – тоже байки травил. В «Спартаке» в начале 1970‑х таким был Гиля Хусаинов. Позже не до смеха стало – вылетели из высшей лиги. Но в «Спартаке» всегда была особая атмосфера – с шутками, иронией. Во многом благодаря Деду – Николаю Петровичу Старостину. Он и сам шутил, и над ним можно было пошутить.
Б.: В Бельгии уезжаем из отеля. А там не ключи сдавали, а карты магнитные, очень дорогие. И вот команда сидит в автобусе, а нас не отпускают. Входит Дед. Он такой интеллигентный, а тут: «Еще раз проверьте, какой дурак не сдал карту! На самолет опоздаем!». Все начали по карманам шарить. «Да?» – удивленно говорит Дед и уходит. Возвращается: «Все в порядке. Этим дураком оказался я». Все с хохота попадали!
Л.: Тренер с чувством юмора – большое дело. Однажды в гастрономе на Сретенке (мы там отоваривались продуктами, директор Саша нам помогал) встретил Михаила Иосифовича Якушина – Хитрого Михея. Он – мне: «Привет, Хамрин!». Так звали шведа – первого иностранца в итальянском футболе, он играл со спущенными гетрами. В начале карьеры у меня все время сводило ноги. Чтобы не сводило ноги, я спускал гетры. Начинаю оправдываться: ноги сводит… «Хочешь, дам совет, чтобы не сводило?» – «Хочу!». – «Иди работать бухгалтером – руки сводить будет».
Б.: Валентин Николаев любил пошутить. Лобан был с чувством юмора, мог подколоть и не обижался, когда игроки его подкалывали, я сам видел. Логофет и Юрий Саныч Севидов столько анекдотов знали! Бесков не любил шутки. Думаю, это ему очень мешало в работе. Однажды Папаев подшутил над его высказыванием. Он обиделся, и в конце концов Папаева не стало в команде. Да и с Бубукиным у Бескова были конфликты на этой почве…
Л.: Кто они – шутники в команде? Как правило, игроки благополучные, авторитетные. Вася Калинов (пришел в «Спартак» вместе со мной) был такой… массовик-затейник. Но кто он, к примеру, для Анзора Кавазашвили? Никто! И шутки его могли закончиться тем, что взял бы его кто-нибудь из тренеров за ушко – ты что тут расшутился?!
МНЕНИЕ ВРАЧА
«ВЕСЕЛЬЧАКОВ ВО ВСЕЙ ЛИГЕ МАЛО!»
Юрий ВАСИЛЬКОВ, многолетний врач «Спартака» и сборной России с 35‑летним стажем:
– Футбольная команда – забетонированная наглухо корпорация, со свой кухней. Там и тяжелая работа, и несовместимость характеров, и интриги, и борьба за место под солнцем. Отрицательного в воздухе висит очень много. Чтобы все это нивелировать, и нужны люди с… легким темпераментом.
Но с появлением больших денег в командах балагуры стали закрывать рот. Я это наблюдаю. Таких весельчаков, как прежде, в лиге можно сосчитать по пальцам одной руки. К тому же приезжают иностранцы, команды распадаются на группировки, и это тоже отрицательный момент.
Такая смена декораций в коллективе произошла вместе со сменой эпох. Вообще сейчас всей стране не до шуток. С приходом нашего, так сказать, капитализма каждая команда замкнулась в себе, да и игроки замкнулись. Поэтому сейчас все действуют по принципу «не высовывайся».
Разгрузить шуткой после тяжелой и изнурительной тренировки может и доктор, и массажист, и, конечно, тренеры. Но тренеры сейчас тоже зашоренные. Им не до смеха. Идет сверху груз: появились президенты, губернаторы, генеральные директора всех мастей… Шутить может только… владелец клуба!
ОБМАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
КАК ВРАТАРЯ АНБРОХА ОТПРАВИЛИ В КОСМОС…
Рассказывает в своей книге «Футбол» Александр Ткаченко, бывший игрок «Таврии», «Локомотива» и «Зенита», ставший профессиональным литератором.
– Однажды «Таврия» тренировалась на стадионе, орала музыка, но радист периодически ее выключал, проверяя микрофон: «Раз, два, три…», – после тренировки намечались соревнования по легкой атлетике. Подходит к радисту футболист Виктор Скрипач: «Дай-ка, проверю». – И голосом Левитана произносит на весь стадион и прилегающие к нему улицы: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Как только что нам сообщили с Байконура, сегодня в 12 часов по московскому времени в Советском Союзе произведен запуск космического корабля с человеком на борту. Летчик-космонавт подполковник Эммануил Анброх чувствует себя удовлетворительно». Анброх был… вратарем «Таврии». Что тут началось!
Закончилось все диким хохотом, а протокол, что начал было составлять милиционер «по хулиганке», народ разорвал в клочья.
… А «СПАРТАК» РАЗЫГРАЛ «АЛАНИЮ»
Для тренеров очень важно в руководстве командой соблюдать пропорции кнута и пряника. В этом плане это неплохо удавалось тандему Романцева с Ярцевым в «Спартаке» 1990‑х. Их розыгрыши вполне можно включить в антологию лучших в российском футболе (используем прямую речь Ярцева в книге Игоря Рабинера «Как убивали «Спартак»).
– Как-то на сборах в Израиле «Спартак» целую неделю рисовал специально для прибывавшей в гостиницу «Алании» стенгазету с какой-то ахинеей. Про то, что собрания начинаются после ужина глубокими вечерами, что Мамедова и Цымбаларя за пьянку выслали в Москву, по той же статье уволили пресс-атташе Трахтенберга (кстати, трезвенника по жизни)… Повесили в холле – и сработало! Главный тренер «Алании», прочитав, сказал: «Теперь вы понимаете, почему «Спартак» регулярно чемпионом становится? И мы будем работать так же!». Спустя пару дней появились данные о том, что у них собрания с «разбором полетов» продолжаются до одиннадцати! Хотя у нас такого и в помине не было. Вот потеха!
Хохотали тренеры и вся команда после розыгрыша доктора Юрия Василькова. «После взвешивания, которое показало нормальные результаты, вызвали Мамедова с Цымбаларем и надели на них пятикилограммовые пояса. Отправили в их комнату и наказали никуда не выходить. Потом с Олегом Ивановичем позвали Сергеича: сомневаемся в том, что у двоих футболистов с весом все в порядке. Давай-ка, говорим, проверим. Вызвали игроков. У обоих – по пять кило лишнего веса. Васильков – бледнее мела. Олег Иванович – с тяжелым взглядом. Нахмурился и говорит: «Так, значит, Сергеич, игроков покрываешь?!» Надо было в тот момент видеть лицо доктора!».





