«Гус Хиддинк не денежный волк». Новый главный тренер «Анжи» попал под жесточайший прессинг голландских СМИ – все лезут в его кошелек

Футбол
«Советский спорт» продолжает изучать реакцию голландских СМИ на приход Гуса Хиддинка в «Анжи». Деньги, только деньги и еще раз деньги – вот главная тема статей и разговоров коллег. Десятимиллионный (в евро) годовой контракт Хиддинка с «Анжи» свел с ума Голландию.
«ТО ЛИ ГУС СЧИТАЕТ ВСЕХ ЗА ДУРАКОВ…»
Удивительный народ, эти голландцы. Даже когда Хиддинка судили (и признали виновным, дав условный полугодичный срок) за неуплату налогов, не было и намека на тот поток грязи, который сейчас льется на нового тренера «Анжи». Наоборот, тогда, в 2007 году, медиасообщество было на стороне Гуса. Ну и как же: Гус прославляет страну – отстаньте от Гуса! Такой была реакция на все происходящее.
Сейчас ситуация иная. Изучив прессу, пообщавшись с голландскими коллегами, могу сделать вывод: волшебная репутация Гуса, которую он зарабатывал в течение всей своей карьеры, к 65 годам резко пошатнулась. Кстати, то же самое случилось и с другим голландцем, работавшим у нас, – Рудом Гуллитом. После нескольких месяцев в «Тереке» Гуллита стали куда реже приглашать на различные футбольные тусовки и звать на телевидение в качестве эксперта. А это не только удар по имиджу, но и по карману.
– То ли Хиддинк считает всех за дураков, то ли сказываются годы, – написал мне вчера SMS голландский коллега, сделавший интервью с Гусом. – Зачем говорить, что деньги не сыграли большой роли? Можно подумать, он туда волонтером работать поехал…
– Гус разочаровал в человеческом плане, – в эфире радиостанции «VI» говорит Иван ван Дюрен, один из авторов биографической книги «Guus Hiddink». – Он согласился за деньги поставить пятно на своей репутации. Это неуважение к тренерской профессии и к самому себе. Ван Бастен, несмотря на интерес из Катара и прочих нефутбольных регионов, выбрал «Херенвен». Здесь можно развиваться как тренеру, получать от работы удовольствие. А каких спортивных целей можно добиться в Грозном или в Дагестане? Там можно заработать деньги и каждый сезон работать с 10 новыми футболистами. Если человек к 65 заработал 80 млн. евро, от суммы в 90 он счастливее не станет. Райкард (главный тренер Саудовской Аравии. – Прим. ред.), Гуллит и Гус серьезно подпортили репутацию голландских тренеров.
– Сколько можно думать о деньгах? – задается вопросом бывший игрок сборной Голландии Рене ван дер Грейп, ныне работающий футбольным экспертом на телевидении. – У Гуса уже и без того все шкафы забиты, некуда совать купюры.
Удивительное дело – мониторя эту тему в голландском Интернете, я не нашел ни одного положительного или хотя бы понимающего отклика на решение Гуса отправиться в «Анжи».
«ДРУЖЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Даже под заголовком «Гус Хиддинк не денежный волк « (»денежный волк» – распространенное голландское выражение. Имеется в виду «жадный до денег». – Прим. ред.) на сайте Voetbalprimeur процитированы слова… Ольги Смородской. Президент «Локомотива» в голландской виртуальной сети оказалась единственным «адвокатом» именитого тренера.
И уж точно я не ожидал, что в интервью с самим Гусом, который вообще-то открыт настежь для СМИ, журналисты начнут буквально бомбардировать тренера вопросами про толщину его махачкалинского кошелка.
Вот отрывок беседы Гуса с нашими коллегами с голландского телеканала NOS.
– Интересный поворот, – говорит Хиддинк, который вместе с командой находится на сборе в турецком Белеке. – Еще в прошлом году я был тренером сборной Турции. В ноябре принял решение покинуть пост. И вот на дворе февраль, а я снова здесь. Правда, уже тренером другой команды.
– Больно вспоминать о неудачном опыте с турецкой сборной?
– В футболе тебя оценивают по результатам. Мы стали вторыми в очень сильной группе, а потом нам достались хорваты… Когда так долго тренируешь, случаются не только победы, но и поражения.
– Вы могли работать в «Аяксе» техническим директором, так?
– Были разговоры, но, как видите, ни к чему конкретному мы не пришли.
– Но это стало бы новым вызовом, разве нет?
– Тогда бы пришлось работать вдали от тренировочного поля. А мне важно ежедневно работать с ребятами.
– То есть именно это стало главным мотивом выбора в пользу «Анжи»?
– Сейчас все говорят о том, какой у меня хороший контракт, и все в этом духе. Это так, но…
– Такие разговоры раздражают?
– Да… Нет. Смотрите… – Гус немного теряется. – Нет, нисколько не мешает. Если бы деньги были главным принципом жизни, это бы проявилось куда раньше. А начинать об этом думать в 65, согласитесь, поздновато.
– Но это ведь произошло. Сегодня Гуса Хиддинка упоминают лишь в одном контексте – денежный волк.
– Хорошо, вы можете мне дать такую характеристику. Вставать в же позу и во весь голос утверждать, что это не так, не буду. На самом деле меня позвал в клуб Герман Ткаченко, генеральный менеджер «Анжи». Он всегда мне давал много полезных советов и всячески был готов помочь освоиться в новой стране, когда я работал в сборной России. У его команды возникли проблемы с тренером и руководством. Тогда он обратился ко мне. «Гус, поможешь? До конца сезона? А там посмотрим…» Я бы сказал, что речь о дружеской солидарности. Но за такие слова поднимут на смех. Опять скажут: какое дешевое оправдание, Гус…
«МЫ С КЕРИМОВЫМ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЕЕ»
– Вы стали заложником высокой суммы контракта, так? Теперь любое ваше оправдание будет выглядеть малоубедительно.
– Так и есть, и с этим лучше смириться.
– Вы поехали работать в очень бедный регион, не самый безопасный. Вы сказали, что планируете участвовать в его развитии. Поясните?
– Не надо иронизировать, будто я поехал туда работать социальным сотрудником. Это не так. Но футбол – это грандиозная вещь. Я много путешествую, и везде – будь то Африка или Азия – дети возятся с мячом. И, если с помощью игры у тебя есть возможность приложить к этому свою руку, как-то сделать людей счастливее, ты просто обязан это сделать. С Керимовым мы будем этим заниматься.
– Именно это стало для вас вызовом? В одном ряду с большими деньгами…
– Да. Понятно, что я попал в ситуацию, когда с одной стороны – классные футболисты с отличными контрактами, а на другой – люди, живущие в бедности. Но и из этого можно сделать что-то положительное.
– Сколько времени понадобится, чтобы из «Анжи» сделать хорошую команду?
– Надеюсь, что смогу сделать это вскоре. Но после пары тренировок тяжело сказать, какова разница между нами и, например, лидерами российского футбола – «Зенитом» и ЦСКА.
– И последний вопрос. Для чего вам все это?
– 65 – солидный для тренера возраст, но я чувствую в себе силы. До 67 надеюсь еще поработать. Мне нравится работать на поле с молодыми перспективными ребятами. Во мне достаточно энергии, чтобы заниматься какой-то другой – административной – работой. Я, кстати, попросил своих помощников: «Остановите меня, если вдруг пару раз скажу какую-то чепуху из-за возраста».





