Российскому футболу нужны «Фермы». Пользователь Sovsport.ru рассуждает о развитии футбола в стране
22 февраля 10:15
автор: Алексей Черников

Российскому футболу нужны «Фермы». Пользователь Sovsport.ru рассуждает о развитии футбола в стране

У меня есть стойкое ощущение, что мы находимся в тупике с нашей моделью развития футбола в стране. И выход из него только один – (начать с начала) всерьез заняться детским, юношеским и молодежным футболом.

Мнение читателя «Советского спорта» Алексея Черникова с ником - nevermind.

У меня есть стойкое ощущение, что мы находимся в тупике с нашей модельюразвития футбола в стране. И выход изнего только один – (начать с начала)всерьез заняться детским, юношеским имолодежным футболом.

Европаи шоколадные фабрики

Все современныеконцепции подготовки юных футболистовначинались с «Аякса» иего академии «Де Тукомст». Дэвид Эндт,менеджер первой команды «Аякса» говорил:«Вы можете видеть, что мы делаем, но выне сможете это повторить». Однако в«Барселоне» не только повторили, но и,похоже, превзошли. Тамуверены, что сегодняшний успех командыобязан приверженности развития своейфутбольной академии «Ла Масия» напротяжении последних 20 лет. Модель«Аякса» «Барселона» переняла в начале1990-х, когда команду возглавлял ЙоханКройфф. В 2010 г. восемь игроков «Барселоны» в составе сборной Испании сталичемпионами мира в ЮАР. Шестьиз них – воспитанники «Ла Масия». Иименно «Ферма» сегодня считается самойпродуктивной академией в мире.

Ключевуюроль академиям в успехах не толькосборных, но и клубов отводит целый рядевропейских грандов.

Дляпонимания глубины процесса массовогопроизводства элитных игроков в Европепосмотрим на общие принципы идеологиипрактик в академиях клубов Испании,Германии, Голландии:

  • Развитие в детско-юношеском футболе определяется не количеством тренировочных часов и турнирных игр, а созданием специальной среды, раскрывающей таланты.

  • В основе философии - постоянное совершенствование программы обучения и единение юных игроков с главной командой клуба. Для преемственности стиля кадровый фокус в академиях делается на своих воспитанниках и при этом - на омоложении и развитии персонала.

  • Ключевая функция тренера – упрощать понимание игры футболистом, помогать осознавать правильность его действий на поле и самостоятельно принимать верные игровые решения (концепция «тренер для игроков, а не игроки для тренера»). За время обучения игрока ведут 10-12 тренеров (каждый – свой возраст).

  • Основные акценты в тренировках - на тактике, работе с мячом и скорости. В конечном счете, футболист, покидая академию, должен в равной степени быть подготовленным физически, тактически и технически. Тактике юных футболистов начинают обучать с 10-11 лет на примере главной команды.

  • Используются гибкие графики игр, при которых команды могут подбирать соперников по своей силе для более эффективного развития (»лучшие против лучших»).

  • Применяется персонифицированный подход к воспитанникам, включая, индивидуальные занятия с тренером для старших возрастов (в Аяксе, Байере, Барселоне, Реале)

  • В Голландии и Германии действует система «ранжирования звезд», при которой клубы с более высоким рейтингом могут забирать игроков из клубов рейтингом ниже за определенную компенсацию. Многие клубы отбирают себе игроков в течение тренировочных недель несколько раз в году. Такой подход позволяет лучшим академиям работать с лучшими игроками.

  • Клубы открыты для заимствования различных методов обучения на всех уровнях для всех возрастных групп, проводятся мастер классы для игроков и тренеров. Развита целая система «линков» (связей) между клубами/академиями и их сообществами для обмена опытом и игроками.

  • С самого начала обучения с воспитанниками работают тренеры по физической подготовке, медики, диетологи, психологи. Юные футболисты получают лучшее общее образование, которое возможно для их сверстников за пределами академии. Преподаватели сосредоточены на том, чтобы их воспитанники покидали академию развитыми, образованными, социализированными, элементарно порядочными.

  • Для просмотра и привлечения талантов используется разветвленная сеть скаутов. В Аяксе – порядка 70- 80 скаутов (штатных и волонтеров).

Врезультате применения такого подходав академиях Европы достигли колоссальныхрезультатов в воспитании футболистовтоп уровня. При этом население каждойиз стран на порядок меньше населенияРоссии.

Взглядс Туманного Альбиона

ВАнглии давно подумывают перенимать«континентальный» опыт. Шпионов засылаюти специалистов заказывают. Но пока несильно продвинулись в этом направлении.Наставник«Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсонпризвал к радикальному пересмотрусуществующей системы юношеских футбольныхакадемий для сокращения той пропасти,которая отделяет английские клубы от«Барселоны». Так в чем принципиальныеотличия британских методов обучения?Вдетском футболе при отборе игроковакцент делается на силу и габариты.Техникойи тактикой начинают заниматься значительнопозднее, чем в ЕС, в некоторых академиях- только с 15 лет. Основной упор с 13-14 лет– на участие в турнирных играх.Нормальноекол-во тренировочных часов (не включаютигры) – 2000-3000 в период с 9 до 19 лет (в ЕС этот показатель значительно выше, иможет составлять 8000-10000).Персоналв академиях с годами почти не меняется.Общему обучению и воспитанию игроковуделяется мало внимания. Клубы АПЛвыделяют на свои академии меньше средств,хотя их бюджеты зачастую в несколькораз выше, чем у большинства европейскихклубов. При необходимости сократитьбюджет данная статья расходов попадаетна первое место. Между тем, пресловутоеотставание от «Барселоны» англичанескорее видят именно в увеличенииколичества тренировочных часов. АПЛпри активном участии менеджеров «МЮ»и «Челси» создала «План по развитиюэлитных игроков», ключевым аспектомкоторого и является увеличение этихсамых часов. Несмотря на это, ограничениена полтора часа в неделю на практическиезанятия остается в силе. Но англичанене унывают. СтивБоулд, тренер молодежной командыАрсенала: «Впереди очередные 10 лет и мыдолжны смотреть в будущее с надеждой.Англия может стать продолжательницейдела Испании и подарить истории россыпьталантливых игроков. Честно говоря, яне вижу причин, которые могли бы этомупомешать».

Великаталантами земля русская (жаль, приехатьне смогли)

Детибегают по полю, в небо мячики пускают.Тренер: «Будем мы сильней в отборе, таквозьмем модель Аякса!..» Про какую модельречь? В академии «Аякса» тактике 10 летучат в классах, на поле, при живомпросмотре матчей и мастер классах слегендами клуба. У нас же все примернокак в Англии, только не так: нет ни такойинфраструктуры, ни зарплат и квалификациитренеров, ни современных технологийобучения, ни методических материалов,ни реального обмена опытом. Зато естьмножество турнирных матчей. В большинствегеографических зон, где проводятсятурниры, уровни команд слишком разные.Есть один - два явных лидера в каждой.Причем, лидер в своей зоне при переходев другую зону может стать аутсайдером.Есть преобладание двусторонок надпрочими занятиями на тренировках. То, что я лично наблюдал в детском футболе,совсем не походило на фабрику по раскрытиюталантов. Это - мое субъективное мнение,которое, к тому же, не относится какадемиям топ клубов. Да, нас естьнесколько хорошо известных внутристраны академий. Мы начинаем потихонькустроить новые, модернизировать старые,привлекать к работе известных специалистовиз «Аякса», «ПСВ», «Эспаньола». Но покаэто больше похоже на пробы бизнеса иштучный товар без четкой стратегииразвития. Общая же программа подготовкидля детских футбольных школ в странене обновлялась с 1995 года. В 2006 годуВиталий Мутко, если помните, призвалвсех строить футбольные академии.Говорил, что надо их нам не меньшедвухсот, и призваны они стать «локомотивом»,который потащит вперед детско-юношескийфутбол по всей стране. Но сам начал с«Зенита», на нем же и закончил.Агод назад РФПЛи вовсе сообщила клубам о намерении РФСотменить положение «Регламента постатусу и переходам футболистов» овыплате компенсаций за трансферыигроков, не достигших 23-летнего возраста.Не сообщив, при этом, на чем будутзарабатывать академии. Необходимоотметить, что у нас в полный рост стоити другая проблема – потенциальноперспективные молодые игроки, которыхвыпускают у нас лучшие школы «Спартака»,«Зенита», «Локомотива», «ЦСКА», «Динамо»,Академии им. Коноплева почти не попадаютв основной состав клубов.

Совершенноочевидно, что между нами и Европойпролегла пропасть. И чем больше мы будемвзрывать мировой трансферный рынок,тем она - увеличиваться. Они пренебрежительноговорят «княгиня Ольга» и «миллиардер Керимов» вместо «Локомотив» и «Анжи»,крутят у виска и либо цену поднимают донебес, либо письма в газеты выкладывают.А мы с адской настойчивостью продолжаемпо кругу поднимать стоимость всех подрядпотенциальных легионеров. И путь этотв перспективе (без производства своихфутболистов) попросту в никуда с точкизрения развития национальных команд иусиления чемпионата. Про чемпионат,правда, мысль менее очевидная.

Такчто делать в нашей ситуации?

Предлагаюсразу перейти к рассмотрению радикальныхмер. Вот один из вариантов:

1.Добиться прозрачной финансовойотчетности и поведения клубов согласноправилам «честной игры». Затея не блещетновизной, но для следующего пунктанеобходима.

2.Обязатьклубы РФПЛ и ФНЛ по итогам сезона тратитьна футбольные академии не менее 7% своегогодового бюджета. Контролировать бюджетыфутбольных академий, в которые направляютсяэти средства. Создать рейтинг всехфутбольных академий на основеэффективности их работы, развитостиинфраструктуры, методов обучения,использования передовых технологий.Создать фонд, в который войдут 20%консолидированных отчислений на развитиеакадемий. Деньги фонда распределятьмежду 5 лучшими академиями в соответствиис изменениями в их рейтинге.

3.Переработать «Регламент РФС по статусуи переходам футболистов», в частности,«механизм солидарности», согласнокоторому 5% от суммы каждого трансфертаигрока возвращается на счет клуба, вкотором он тренировался (как именно -описывать здесь не буду). Снять ограничениена переходы несовершеннолетнихфутболистов до 16 лет.

4.Добиться решения проблемы стимулированияработы тренеров бюджетных спортивныхшкол на федеральном уровне.

5.Разобраться с принципами и методологиейобучения в тренерской школе. Создать теоретическую базу и программу длядетских тренеров. Выпустить современныеметодические пособия с иллюстрациейлучших методик обучения в академиях.

6.Изменить принцип проведения турнировдля детских, юношеских и молодежныхкоманд.

7.Пустить часть дохода РФС на стимулированиеэффективности и развития региональныхшкол и выпуск современных методическихматериалов.

8.Поменять структуру вознаграждения иввести потолок базовых ставок молодыхроссийских игроков в клубах.

Понятно,что цифры в пункте 2 примерные. И самопредложение по «кассе» - неоднозначное.Но надо думать, ставить вопросы инавязывать их обсуждение. Коль скороРФС этим заниматься, мягко говоря, неторопится.

Самасхема перераспределения бюджетов втекущей ситуации выглядит логичной.Что такое 50-70 млн на круг для клубовРФПЛ? Это стоимость нескольких легионеров.Или просто стоимость переплаты за них.Мы так задираем цены на легионеров и ихзарплаты по всему миру, что становитсяабсолютно ясно - деньги у клубов откуда-то,но есть. Так почему не потратить частьбюджета на подготовку своих собственныхигроков? Тем более, что это – неблаготворительность, а вложение в потенциальную статью дохода. Что вообщеу нас с развитием доходных статей? Почемурасходы на трансферы и зарплаты, всреднем, по-прежнему близки к 100% бюджетов,а в Украине они порядка 50%? Почему мыникак не научимся нормально зарабатыватьна рекламе, клубной атрибутике, билетахна стадион? Слишком много риторическихвопросов. Если, при всем этом, у клубов такие амбиции и средства, значит, онивполне могут потратиться и на развитиеакадемий.

Два матча против Моуриньо полезнее, чем полтора года вместе с Хиддинком! Пользователь Sovsport.ru рассуждает о разнице между двумя именитыми специалистами

Работа Спаллетти в матче с «Бенфикой»: что дальше? Представитель сообщества SOVSPORT.RU - о профессионализме тренера «Зенита»

Как сборной России не попасть в точку Ж. Представитель сообщества SOVSPORT.RU о ситуации в сборной Англии и схожести ее с ситуацией в российской команде

За что Самаре Суперкубок? Читатели «Советского спорта» пытаются понять логику решений руководства РФПЛ