ДОГОВОРНЯКИ В ТУРЦИИ. В Стамбуле продолжаются судебные заседания по делу о договорных матчах в турецкой Суперлиге. Корреспондент «ССФ» отправился на берега Босфора, чтобы понять, как там борются с договорняками и сумеют ли наказать виновных.
–Яполицейский, – рассказывает по секрету мужчина лет сорока, одетый в штатское. Он один из нескольких тысяч людей, собравшихся на площади перед судом Каглайан. В здании суда в тот момент произносил свою защитную речь президент «Фенербахче» Азиз Илдырим. – Но даже я понимаю, что мой клуб ни в чем не виноват. Разве вы не видите, что все обвинения сфабрикованы, что это проделки «Галатасарая»?
– Я оператор одного из телеканалов. Специально взял отпуск, чтобы прийти на площадь и поддержать Илдырима, – подхватывает мужчина лет пятидесяти. – Человека пытаются упечь в тюрьму ни за что. А ведь он для нас – святой.
Даже при том, что имя Азиз переводится с турецкого языка именно как «святой», ни о каком нимбе над головой Илдырима не может быть и речи. В этом можно убедиться, пролистав 400‑страничное обвинение прокурора Мехмета Берка, которое оказалось в распоряжении «ССФ». Опираясь именно на этот официальный документ и приложенные к нему доказательства, мы ответим на шесть главных вопросов о деле с турецкими договорняками.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ
КТО ПОКУПАЛ МАТЧИ?
На пост президента «Фенербахче» Азиз Илдырим заступил в 1998 году, имея к тому моменту, как поговаривают, огромные связи не только в футбольных, но и в криминальных кругах. Его близкими друзьями считались Седат Пекер, могущественный футбольный агент, серый кардинал турецкого футбола, и Ольгун Пекер, бывший президент клуба «Гиресунспор». Оба, по версии журналистов, возглавляли крупнейшие мафиозные структуры страны. И именно они, как утверждает прокурор Берк, стали главными организаторами договорных матчей.
В банду Илдырима (империя Азиза характеризуется словом «банда» даже в официальном обвинении, подписанном прокурором) входило не менее ста человек. Каждый выполнял свои функции. Например, клубный бухгалтер Тамер Йелкован, по всей видимости, отвечал за передачу денег.
ВОПРОС ВТОРОЙ
КАК ПОКУПАЛИ МАТЧИ?
Сразу стоит оговориться, что прямых доказательств купли-продажи матчей у суда нет. Полиция не поймала никого с поличным, деньги, переданные соперникам «Фенербахче», изъяты не были. Кроме того, банда Илдырима действовала максимально осторожно. Азиз понимал – его телефонные разговоры могут прослушиваться. Вместе со своими сподвижниками он разработал специальный код, взяв за основу шифр, который турецкие военные использовали при вторжении на Кипр в 1974 году. Только военные термины они заменили футбольными. Например, слово «строитель» в телефонных беседах обозначало «футболист», «граммы», «семена» – деньги, «пить кофе» – принимать деньги за участие в договорных матчах.
Илдырим работал не только с игроками (одних он заставлял играть ниже собственных способностей с помощью угроз, других умасливал взятками, как, например, полузащитника «Истанбула ББ» Ибрагима Акына), но и с клубами. Обвинение утверждает: «Фенербахче» неоднократно давал взятки представителям других клубов. На официальной фотосъемке полиции запечатлены сподвижники Илдырима, передающие сумки, в которых предположительно находятся деньги, представителям других клубов.
Также следствие установило, что «Фенербахче» нередко стимулировал денежными выплатами клубы, которым предстояло играть с его прямыми конкурентами. Но, повторимся, деньги, предположительно находившиеся в сумках, изъяты не были.

ХРОНИКА СКАНДАЛА
3 июля 2011 г. в 12 городах Турции полиция арестовывает более пятидесяти человек, подозреваемых в организации договорных матчей в сезоне-2010/11.
10 июля 2011 г. в общей сложности задержан 61 человек, 26 из которых будут позже отпущены.
12 июля 2011 г. в Федерацию футбола Турции из УЕФА приходит письмо, в котором сообщается, что организация пристально следит за развитием дела и просит дисквалифицировать «Фенербахче» из Лиги чемпионов до окончания разбирательств.
20 июля 2011 г. прокурор Мехмет Берк получает от полиции более 12 тысяч страниц доказательств.
9 декабря 2011 г. суд принимает дело к рассмотрению.
25 января 2012 г. генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино присылает письмо в Федерацию футбола Турции с просьбой как можно скорее завершить разбирательство с договорными матчами.
31 января 2012 г. президент федерации футбола Мехмет Али Айдынлар подает в отставку.
14 февраля 2012 г. в провинциальном городе Силиври начинаются судебные заседания по договорным матчам. Через несколько дней слушания продолжатся в Стамбуле. После многочисленных арестов на скамье подсудимых находятся 93 человека. Главному подозреваемому – президенту «Фенербахче» Азизу Илдыриму грозит от 59 до 156 лет тюрьмы.
27 февраля 2012 г. выбран новый президент турецкой федерации футбола Илдырим Демирорен, также являющийся президентом «Бешикташа». Перед ним поставлена задача вернуть доверие к футбольным властям Турции после скандала с договорными матчами.
ВОПРОС ТРЕТИЙ
КОГДА СДАВАЛИ МАТЧИ?
Прокурор Берк вменяет Илдыриму в вину организацию матчей, состоявшихся только в сезоне-2010/11. Наиболее активный период финансовой деятельности банды – с 28 февраля по 11 мая 2011 года. В те дни клуб выдавал деньги члену исполкома Ильхану Экшиоглу, и обратно эти средства уже не возвращались. Как предполагает обвинение, средства использовались для покупки матчей. В общей сложности за этот период Ильхан взял из казны 930 тысяч евро.
Дата Сумма (в евро)
28.02.2011 169 890
15.03.2011 14 700
18.03.2011 66 800
08.04.2011 129 108
19.04.2011 21 000
11.05.2011 27 600
11.05.2011 15 100
11.05.2011 44 730
11.05.2011 6 100
23.05.2011 168 735
08.06.2011 267 288

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ
ПОЧЕМУ МЕДЛИЛА ФЕДЕРАЦИЯ ФУТБОЛА?
У следствия возникло немало вопросов и к Федерации футбола Турции. Установлено, что Азиз Илдырим и бывший президент федерации Махмут Озгенер часто вели секретные разговоры. В этих беседах Азиз неоднократно просил назначать на матчи «Фенербахче» угодных ему судей. Махмут никогда не отказывал, так как не хотел портить отношения с Илдыримом. Но Озгенеру непостижимым способом удалось выйти сухим из воды. Он покинул должность президента 30 июня, за три дня до начала арестов. Позже бывший президент был задержан и допрошен полицией, но в итоге отпущен на свободу. На его место перед самым началом скандала заступил другой сподвижник Илдырима – Мехмет Али Айдынлар.
– Мехмет долгое время являлся президентом женского волейбольного клуба «Фенербахче», – рассказал знакомый турецкий журналист. – Он с детства болел за этот клуб и был готов на все ради него. Он никогда не скрывал, что его заветная мечта – занять пост президента «Фенербахче».
Впрочем, в начале февраля и Мехмет подал в отставку. Поговаривают, что он не смог себе простить исключение «Фенербахче» из Лиги чемпионов.
– Представители УЕФА надавили на федерацию футбола и попросили ее лишить «Фенербахче» путевки в Лигу чемпионов, – продолжил журналист. – Айдынлар долго сопротивлялся, но ему пригрозили более серьезными санкциями по отношению к турецкому футболу.
На днях был избран новый президент федерации – президент «Бешикташа» Илдырим Демирорен. Предыдущую должность ему придется покинуть, но возникает вопрос: заметет ли новая метла по-новому? В Турции в этом почему-то сомневаются…

ВОПРОС ПЯТЫЙ
КАК РУХНУЛА ИМПЕРИЯ ИЛДЫРИМА?
Прослушка началась с известного в Турции футбольного агента, в свое время занимавшегося делами полузащитника «Рубина» Гекдениза Карадениза, Ольгуна Пекера. В данный момент он находится за решеткой, а прокурор просит для него… 115 лет тюрьмы. В 2009 году Пекер являлся лидером организованной преступной группировки Manevi oğlu и считался близким другом Илдырима.
Тогда же он занимал пост президента «Гиресунспора», середняка первой турецкой лиги, и у него случился конфликт с бывшими руководителями клуба. Журналисты рассказывают, что Пекер избивал бывшего президента клуба и вымогал у него деньги. Именно кто-то из бывших руководителей команды обратился в полицию с обвинениями в адрес Ольгуна.
Полицейские тут же поставили его телефон на прослушку и следующие полтора года накапливали доказательную базу, открывая для себя новых подозреваемых. Уже в первые дни они обратили внимание на то, что Пекер часто общается с разными людьми Илдырима и «Фенербахче». Нередко Ольгун говорил и с самим Азизом. В разговорах использовался шифр, и суть бесед оставалась непонятной, пока не прозвучала фраза «Сами может прийти ко мне домой. А Айше пусть возьмет выходной». Именно эта фраза, по всей видимости, служила сигналом к началу наступления во время военных действий Турции на Кипре в 1974 году, и именно благодаря ей полицейским удалось разгадать шифр Азиза. Остальное было уже делом техники.
ВОПРОС ШЕСТОЙ
ЧТО ДАЛЬШЕ?
На данный момент состоялось уже более десяти судебных заседаний, в ходе которых прокурор Берк успел зачитать 400‑страничное обвинение, а Азиз Илдырим произнес защитную речь, в которой обвинил в организации договорных матчей «Галатасарай».
Козырной картой в руках суда являются показания 28‑летнего полузащитника «Истанбула ББ» Ибрагима Акына.
Он сознался в том, что получил 100 тысяч долларов от Юсуфа Туранли, сообщника Илдырима, за то чтобы сыграть против «Фенербахче» ниже своих способностей. В распоряжении полиции имеется фотосъемка, на которой оба запечатлены через пять дней после матча «Фенербахче» – «Истанбул ББ» (2:0). На снимках отчетливо видно, как сумка, в которой предположительно находятся деньги, оказывается в руках Акына.
Но вынести официальное наказание Илдыриму и его банде будет наверняка очень непросто. Все полученные деньги Акын спустил на тотализаторе, соответственно, никаких доказательств не осталось.
– Я заплатил 100 тысяч долларов Акыну? – посмеивался Илдырим. – Но тогда где эти деньги? Если кто-то сможет доказать, что я заплатил Ибрагиму, я в тот же день прыгну с моста в Босфор!
Но прыгать в Босфор Азизу, вполне возможно, не придется. Восток, всем известно, – дело тонкое. Мало желания собрать доказательства. Нужны смелость и принципиальность, чтобы вершить справедливый суд. Особенно когда подсудимый – могущественная величина, в том числе и финансовая. На свободу уже отпущены семь соратников Азиза, ранее содержавшихся в заключении: вице-президент «Фенербахче» Шекип Мостуроглу, бывший игрок Семил Туран, бывший тренер «Эскишехирспора» Бюлен Уйгюн, президент «Сивасспора» Мекнун Одиакмаз, вице-президент «Гиресунспора» Кошкюн Чалик, президент «Гиресунспора» Умер Улкю и массажист «Фенербахче» Мехмет Янис. Илдырима пока содержат в городской тюрьме «Метрис». Но на следующем заседании, которое состоится 26 марта, станет ясно: это дело – мыльный пузырь или настоящая борьба с коррупцией в футболе.
МНЕНИЕ НАШЕГО ЮРИСТА
«Дело развалится…»
«ССФ» попросил почетного адвоката РФ Леонида Ольшанского прокомментировать ход дела
– Любое сомнение всегда трактуется судом в пользу обвиняемого, – рассказывает Ольшанский. – А сомнений в турецком деле очень уж много. Во-первых, коды. У нас бы все разговоры отдали на лингвистическую экспертизу. Если бы доказали, что, к примеру, «маслята» – значит патроны, разговоры могли бы считаться доказательством.
Да, у суда имеются фотографии, на которых сотрудники «Фенербахче» запечатлены с сумками в руках. В сумках якобы деньги. Но это всего лишь косвенное доказательство. Психологически все понимают, что сговор имел место, но выиграть дело с такими доказательствами будет очень сложно. На мой взгляд, дело кончится развалом. Подозреваемых нужно было брать с поличным.