Не хочешь стоять в загоне, как скот? Предложи свой способ выхода со стадиона!

«СПАРТАК» – «ЗЕНИТ» – 1:2. В футбольной журналистике есть темы вечные – например, договорняки. Или плохие поля. Или лимит на легионеров. К сожалению, такой стала и тема отношения к болельщикам гостевой команды на главном стадионе страны – «Лужники». Час и больше держат их на трибунах под своеобразным арестом после топ-матчей. Почему так происходит и когда закончится этот позор – в проблеме, влившись в ряды болельщиков «Зенита», разбирался корреспондент «ССФ».
НАКАРКАЛА…
Еду на футбол. Но может показаться, что на войну. Спускаюсь в метро «Красные Ворота». Какие-то вопли на перроне. Это «космонавты» (ОМОН) выволокли из поезда спартаковца, но толпа возвращает – не руками, а «словом».
Наконец, поехали. Весь наш вагон в питерских наклейках. Спартаковцы соскабливают ключами. Бесполезно.
«Не открывайте двери!» – раздается из динамика на полном ходу. Тут же запахло. Это в соседнем вагоне кто-то зажег дымовую шашку. Какими сквозняками принесло дым к нам, непонятно. Красные шарфы становятся респираторами. На остановке («Фрунзенская») – экстренная эвакуация. ОМОН проверяет, нет ли трупов в непроглядном от дыма соседнем вагоне. Едем дальше.
Поднимаемся на эскалаторе. Мимо что-то пролетает вниз – осколки… А вот и разбитый плафон, точнее, только патрон. Еще один! Вчера ездил этим же маршрутом за билетом, посочувствовал контролерше – будет тяжелый денек. «Ерунда! – сказала она. – Это когда «Спартак» с ЦСКА играет, тяжелый: из газового баллончика брызнули в лицо полицейскому, плафоны бьют…» Накаркала…
После упомянутого матча армейские фанаты еще битый час торчали на своем секторе. Озверев от ожидания, толпа пришла в движение, и чуть не дошло до жертв. После того матча ГУВД еще раз объяснило: пока хозяева поля не спустятся в метро, гостей не выпустим. Почему так долго спускаются хозяева? Не наша вина – маленькая пропускная способность «Спортивной».
На самом деле проблема «Лужников» в другом. Стадион в излучине Москвы-реки – как в тупике. Или, лучше сказать, как в котле. С трех сторон река, путь один – «отступать» к «Спортивной».
НУЖНА ХОРДА
О пропускной способности «Спортивной» спросил намедни замначальника службы движения московского метро Дмитрия Бузанова.
– На станции шесть эскалаторов, – объяснил он. – После матча пять работают на спуск. Спускают по 7 тысяч человек в час. Всего – 35 тысяч. Как раз столько было болельщиков «Спартака». Спустили их за час – настала очередь армейских...
– А нельзя ускорить процесс?
– Эскалаторы спускаются со скоростью 0,75 м в секунду. Быстрее нельзя по технике безопасности. Ради безопасности у нас на входе открыты только три двери из шести. Иначе будет толкучка в кассовом зале, ведь многие не запасаются билетом. Хотя в южном вестибюле мы организуем еще две дополнительные кассы – переносные…
– А уменьшить интервалы между поездами?
– Интервалы – минута сорок секунд. Меньше сделать на этой ветке технически невозможно. Такие же в час пик. В час пройдут мимо «Спортивной» к центру максимум 36 поездов. Мы нормально справляемся – за полтора часа спокойно перевозим 60–65 тысяч.
– Вы нарисовали идеальную картину, значит, процесс тормозит милиция…
– Все зависит от болельщиков. Уже завоз на матч «Спартак» – ЦСКА был ужасный – все поколотили, побили… Если болельщики настроены воинственно, то и полиция действует более строго.
– В 2018 году мы будем принимать чемпионат мира. К этому времени можно увеличить пропускную способность Сокольнической ветки?
– Надо строить новый пересадочный контур. Была бы, к примеру, хорда, соединяющая «Юго-Западную» с «Теплым Станом», болельщики не только бы к центру ехали…
– Будет такая?
– Посмотрите на нашем сайте программу развития до 2020 года.
На сайте в программе никаких хорд, связывающих нижний конец Сокольнической линии с другими, я не обнаружил…
ИДТИ К «ПАРКУ»
Около «Лужников» встречаю руководителя спартаковского фан-клуба Владимира Гришина.
– Володь, а после этого матча вы, хозяева, снова уйдете первыми…
– Надеюсь! (Смеется.) В прошлом году против ЦСКА мы были хозяевами, но кто-то почему-то решил выпускать первыми гостей. И мы на секторе С1 и С5 проторчали часа два. Со мной был друг из Челябинска. После матча он должен был лететь домой. Полтора часа простоял, не дергаясь. Когда понял, что опаздывает, начал объяснять. Потом полез через ограждение. Вокруг бегают, кричат менты с дубинками… Ужас! Прорвался. Еле успел! За границей, как правило, не держат болельщиков. Был однажды на матче «Барселона» – «Реал». Там весь матч трибуны материли друг друга. Матч закончился, и минут на десять задержали только болельщиков «Реала». За это время «Ноу Камп» опустел процентов на семьдесят. Когда вышел, удивился: куда подевались 110 тысяч? Все куда-то разошлись.
– А с «Лужниками»-то что делать? Может быть, пригнать автобусы?
– Да какой начальник автобусного парка согласится! Ведь залезут бесплатно, сломают турникеты… Нет. Надо перенимать опыт Советского Союза. В 1970‑е, когда в «Лужники» ходило неизмеримо больше народа, выпускали всех сразу и направляли по трем маршрутам: на первый и второй входы станции метро «Спортивная» и к станции «Парк культуры». Вот и сейчас надо с трибуны D направлять людей сразу на набережную – пока зенитовцы дойдут до «Парка», спартаковцы уже разъедутся. Лучше быть в движении, чем мерзнуть в секторе…
К ЧАЮ НЕ ПРОБИТЬСЯ
…Диктор объявляет состав «Спартака». Питерские трибуны к именам хором приделывают свой вариант фамилии – слово из животноводства. Все оказываются однофамильцами, даже тренер…
Когда гремит гимн и хозяева по команде растягивают над головами шарфы, почти весь стадион становится красным… Вспыхивают файеры. Трибуны дымятся, и на некоторое время возникает гармония красного и белого. Спартаковский туман еще не рассеялся, как начинают гореть питерские сектора – Семак зажег их своим артиллерийским выстрелом (перекладина крякнула, отбивая мяч в ворота) …
Моих соседей греет счет, и они синхронно подпрыгивают. Трибуны красиво колышутся, как груди мадам Грицацуевой… Но скольким же креслам эта красота стоит жизни?
Меня счет не греет (я не болею ни за тех, ни за других), и со свистком на перерыв бегу согреться чаем. Но к чаю не пробиться. Меня осеняет! Чай – снаружи, перед трибунами. Иду к бассейну – там работает кафе.
«НЕ ВЕЛЕНО!»
Возвращаюсь на 61‑й минуте матча. Ступеньки наверх забиты. Встаю внизу у выхода. Позади меня два провинциала: один из Тамбова, другой неведомо откуда, с бутылкой самогонки. Дает глотнуть Тамбову – за второй гол «Зенита».
Вот дела! Обычно нетерпеливые фанаты сбегают за пять минут до конца матча, но уже на 70‑й минуте – приказ: никого не выпускать... Но некоторое время еще существует щелочка – один «морально неустойчивый» (слишком жалостливый) полицейский выпускает по нужде трех человек.
76‑я минута. «Все! – говорит полицейский. – Не велено!» Начинаются разборки, почему и кто приказал. Из-за гама не замечаю, как «Спартак» «размочил» счет.
19.55. Матч закончен. Вместимость стадиона – 78 тысяч зрителей, заполнена примерно половина (согласно протоколу – 33 494 человека. – Прим. ред.). Значит, пока тысяч тридцать не уедут со «Спортивной», нам воли не видать.
20.05. Трибуны А и С пустые, но спартаковская В и не думает трогаться.
20.10. Человек пять, потрясая какими-то бумажками, вырываются на волю.
20.20. «Ребята! – кричу полицейским. – Почему не выпускают «Спартак»? Этак мы тут все помрем!». «Не беспокойтесь, мы с вами до конца!» – смеется один беззлобно.
20.35. Со спартаковской трибуны доносится свист – протестуют…
СОБАКИ УСТАЛИ…
Чем занимаются на нашей трибуне? Полиция травит анекдоты. Какой-то коротышка с погонами пытается дать подзатыльник длинному коллеге. Тот смеется. Какой-то парень зажигает бумажку и с хохотом сует в носы соседям. Идут «космонавты» – освистываем.
20.50. Начинают выпускать последний спартаковский сектор. Его провожаем хоровым проклятьем. Они отвечают или у меня слуховые галлюцинации от зубодробительной музыки из динамиков?
21.00. Мне возвращают веру в человечество – одну девицу выпускают в туалет.
21.05. «В атаку!» – орет какой-то питерец, пробившись к стражам, и с надеждой смотрит на толпу. Толпа безмолвствует. Сейчас рванет тельняшку, подумал я. Но он вдруг рванул… вверх, расталкивая народ. «Он хочет спрыгнуть», – кричит кто-то. «У него нет парашюта», – возражают ему.
Вспомнил слова Гришина: «Движение нужно! Когда народ стоит, дурные мысли в голову лезут». Но на лицах окружающих дурных мыслей я не замечаю. Кто-то произносит: «Заморить нас хотят! Ничего, в блокаду не заморили и тут выдержим!».
21.10. Уходит ОМОН – освистываем. Крик: «Собаки уже устали! Выпустите!». Сторожевые псы действительно валяются на дорожке, спрятав морды в лапы.
В 21.20 над ухом раздался выстрел – кто-то, подпрыгнув, ломает кресло. Тут же начинают выпускать. Меня поднимает течением и выбрасывает в узкое, между плотно стоящими солдатиками, русло.
– Гады, дайте пройти в сортир! – раздается впереди. – Мы же там не будем бить друг другу морду!
P.S. За четыре часа эскалатор на «Спортивной» потерял еще десять плафонов. Итого – двенадцать… Выйдя на «Красных Воротах», звоню Максиму из сектора D7: «Выпустили?» – «Только что. Два часа держали!».
Пишите прокурору!
После матча позвонил председателю Коллегии адвокатов «Павлович и партнеры» Олегу Павловичу.
– Не нарушает ли закон полиция, задерживая болельщиков?
– Да, ГУВД нарушает право на свободу перемещения. Но, раз это прописано в правилах РФС, судиться бесполезно. Другое дело – прошли ли правовую экспертизу те, кто пишет эти правила? Полиция говорит: ради вашей же безопасности! Но это мне решать – безопасно сейчас выйти со стадиона или нет. И почему, выйдя со стадиона, я не могу повернуть направо или налево?
– В правилах РФС записано: нам обязаны объявлять, сколько еще будут держать на трибуне, мы можем сходить в туалет, выпить чаю... Но ведь не разрешают и не объявляют! Да еще за двадцать минут до конца матча кто-то запретил выпускать с трибуны!
– Вот это уже предмет для заявления на действия ГУВД. А если еще вам причинен ущерб – вы опоздали на самолет или на поезд, – должны выиграть суд: свидетелей много. Но чтобы в принципе решить проблему, лучше писать коллективную жалобу в прокуратуру. А еще лучше, если будут, скажем, пятьсот одинаковых жалоб от конкретных пострадавших. Написать жалобу нетрудно – в отличие от суда, в прокуратуру можно писать в свободной форме. Прокуратура будет обязана дать правовую оценку. И если признает нарушение ваших прав, можно будет попытаться что-то изменить в системе…
Объективная необходимость
А можно ли не мурыжить болельщиков в «Лужниках» после матчей? Этот вопрос я задал заместителю начальника Главного управления обеспечения охраны общественного порядка 11‑го отдела МВД России полковнику Юрию Абрашову.
– У нас есть пример, когда болельщиков сразу выпустили после матча – финала Лиги чемпионов. Тогда были задействованы автобусы. Но финансы! Тогда платил город, а здесь кто – клубы? Надо еще их убедить…
– Включить стоимость автобусов в цену входных билетов…
– Повышать цену на билеты наши клубы не будут. И при нынешних посещаемость не очень.
– А если изменить график движения муниципального транспорта? Или пусть народ топает, как в советские времена, к «Парку культуры»…
– Народ был другой! Вот есть питерский опыт. Там закрывают ближайшие к стадиону станции метро и выпускают местных болельщиков всех одновременно. Но там одна команда. Люди без проблем рассасываются, кто куда. В Москве я такую ситуацию представить не могу. На Комсомольском будет бардак, драки. Ну и жителям не понравится, если во дворах будет ходить экзальтированная толпа. Бывали случаи, когда страдал личный транспорт …
– Будем принимать ЧМ в 2018 году. Что-то все-таки делать надо! Что?
– Есть железнодорожная кольцевая дорога. Может быть, ее будут использовать под пассажирские перевозки. Но все это не имеет отношения к правоохранительным органам. Пока же, если мы ограничиваем перемещение болельщиков, это, поверьте, не какая-то злая воля правоохранительных органов. Это объективная необходимость.
А КАК У НИХ?
АНГЛИЯ. МАНЧЕСТЕР.
26 марта. «Манчестер Юнайтед» – «Фулхэм» – 1:0. 75 570 зрителей
– В матче с «Фулхэмом» проблем выхода со стадиона у фанатского сектора гостей точно не будет, – пообещал перед игрой стюард Джон, сам никого не контролирующий, но наблюдающий за своими коллегами. – Их приехала всего пара сотен, поэтому все пройдет спокойно. А вот когда в Манчестер приезжает играть «Ливерпуль», их фанатов держат на секторе минут двадцать. Это максимальное время, которое болельщики могут провести на стадионе после финального свистка.
– С «Сити» та же картина?
– Как раз нет. Мы часто наблюдаем картину, как на футбол идут парень и девушка в разных майках манчестерских клубов. Вражды между фанатами нет.
Джон не обманул. После финального свистка и порции взаимных аплодисментов в адрес «дачников» мы спокойно направляемся к выходу. Давки нет, никто не пытается во что бы то ни стало пролезть вне очереди. Те, кто поднимаются по ступенькам, спокойно ждут тех, кто подходит к лестнице со своего ряда. Несмотря всего на один узкий выход, через три минуты оказываюсь на улице. Все сектора пустеют одновременно.
Большая часть направляется в сторону фан-шопа. Во избежание давки стюарды запускают часть желающих только после того, как из официального магазина «МЮ» выходит очередная толпа. Другие направляются в сторону станции метролинка (трамвайчик из четырех вагонов, двигающийся по поверхности), что находится в 300 метрах от арены и работает только в дни спортивных мероприятий. Как рассказали местные фанаты, порой приходится ждать пятого-шестого поезда, чтобы уехать. Внутри все – как в московском метро в час пик.
Чтобы избежать давки, можно пройтись до ближайшей станции метро «Trafford Bar». Но почему-то мало кто решается на 15‑минутную прогулку по району Траффорда, большинство предпочитают уехать прямо с арены. Ходят со стадиона и многочисленные автобусы, у которых также можно встретить фанатский ажиотаж. Корреспондент «ССФ» решил пойти до ближайшей трассы и доехать до центра на такси, которых в ожидании фанатов – десятки. Доехать, например, до района «Пиккадилли», откуда легко добраться до любого места города, можно за 8 фунтов. Если сразу выйти со стадиона и прямиком направиться в сторону местных кэпов, избегаешь пробок.
Среди покидающих «Олд Траффорд» есть еще две категории. Десятая часть – те, кто приехал на стадион на автомобиле. Как правило, они покидают стадион заранее. Иначе можно простоять на парковке до 30–40 минут. Наверное, в связи с этим свободных мест на парковках было перед игрой более чем достаточно. А другая категория направляется в местные пабы, расположенные на соседних улочках. В отличие от фан-шопа, у пивных заведений стоят полицейские, которые проверяют билеты. Это делается для того, чтобы избежать возможных конфликтов – фанатов приезжих команд в бары не пускают.
ГЕРМАНИЯ. ДОРТМУНД
30 марта. «Боруссия» Дортмунд – «Штутгарт» – 4:4. 80 720 зрителей
Стадион: «Сигнал Идуна Парк» (вмещает 80 720 человек)
Средняя посещаемость в чемпионате-2011/12: 80 479
Расположение: юг Дортмунда, оживленная часть города
Парковочные места вблизи стадиона: 10 000 (платные)
Как добраться общественным транспортом: линии метро U45, U46 (до остановки Westfalenhallen – 5 мин. пешком), U42 (до остановки Theodor-Fliedner-Heim – 7 мин. пешком), автобус 450 (до остановки Westfalenhallen – 5 мин. пешком), электричка RB59 (до остановки Signal Iduna Park– 2 мин. пешком), трамвай DSW21 (до остановки Stadion – 1 мин. пешком, работает только в день матча).
КОММЕНТАРИЙ
Йенс ФОЛЬКЕ, руководитель фан-движения «Боруссии» Д:
– Все 80 тысяч могли покинуть стадион сразу же после финального свистка. В том числе и болельщики «Штутгарта», которых набралось порядка 5 тысяч. Правда, тридцати фанатам штутгартцев пришлось задержаться, чтобы ответить на вопросы полиции, – они силой пытались прорваться на трибуну еще до начала матча и их посадили в кутузку. У каждого клуба Бундеслиги на территории стадиона есть тюрьма для особо буйных. Когда на кубковый матч приезжали в гости болельщики «Динамо» из Дрездена, камеры вообще были переполнены. Эти ненормальные буянили во время игры, устроили на трибуне настоящий пожар, громили все вокруг. «Динамо» обязали провести несколько матчей при пустых трибунах.
А вообще самые «жаркие» игры для «Боруссии» – это дерби с «Шальке». За безопасность на стадионе отвечают сразу 1000–1200 полицейских – по немецким меркам это очень много. После окончания матча фанатов гостей держат на трибунах до тех пор, пока не покинут стадион все поклонники «Боруссии». Это может длиться вплоть до часа, но обычно занимает не более 30 минут.
80 тысяч человек, одновременно покидающих стадион, – это, конечно, уйма народу, но давок у нас не возникает. Да, приходится немножко потолкаться, но в целом все проходит очень спокойно. Люди либо идут в близлежащие бары, чтобы махнуть по пиву, либо разъезжаются. С транспортом никаких проблем – тут вам и несколько станций метро, и электричка, и трамвай, и автобус. Причем в дни матчей организуются специальные рейсы. Например, поезда метро отправляются каждые 2–3 минуты. Многие приезжают на собственном авто. В непосредственной близи от стадиона – платные парковочные места, а в нескольких километрах от арены расположены бесплатные парковки. К услугам болельщиков – бесплатные маршрутки, курсирующие между удаленными парковками и стадионом. В общем, не проходит и 45 минут после окончания матча, как толпа уже полностью рассосалась.
Стоит заметить, что не на всех стадионах Германии столь превосходная организация. Скажем, до новеньких арен в Майнце, Менхенгладбахе или Вольфсбурге почти невозможно добраться общественным с транспортом, приходится много бегать. И с парковками там проблемы. А в Бремене после матча «Вердера» и «Гамбурга» и вовсе случилась беда: на гостевом секторе в давке многие получили повреждения. А все потому, что полиция минут тридцать не выпускала людей на волю. Но такие инциденты происходят крайне редко.
ИСПАНИЯ. БАРСЕЛОНА
31 марта. «Барселона» – «Атлетик» – 2:0. 88 207 зрителей
Стадион: «Камп Ноу» (вмещает 99 786 человек)
Средняя посещаемость в чемпионате-2011/12: 71 216
Расположение: запад Барселоны
Парковочные места вблизи стадиона: 9000 (платные)
Как добраться общественным транспортом: линии метро L3 (до остановки Les Corts, Maria Christina или Palau Reial – 10–15 мин. пешком), L5 (до остановки Badal или Collblanc – 10–15 мин. пешком), трамваи T1, T2, T3 (ряд остановок вблизи стадиона), автобусы 7, 15, 43, 67, 68, 74, 75, L12, L50, L60, L62 (ряд остановок вблизи стадиона).
КОММЕНТАРИЙ
Хесус МОРЕНО, болельщик «Барселоны»:
– Чтобы диктор за 5 минут до конца матча объявлял по стадиону, какой сектор отпустят первым, а кому придется задержаться? Нет, у нас такого не бывает. Все, в том числе и фанаты «Атлетика», могли спокойно уйти, когда им заблагорассудится. Вблизи стадиона расположено пять станций метро, поэтому после игры толпа разбредается.





