Кто на старенького? Ищем ответ на вопрос: почему в нашем чемпионате все меньше российских тренеров?

Тенденция развития российского футбола: количество иностранных тренеров в наших клубах неуклонно растет, а отечественные специалисты, среди которых уже нет таких глыб, как Валерий Газзаев, Юрий Семин и Олег Романцев, постепенно вытесняются на задний план. Не придется ли нам в скором времени вводить новый лимит – теперь уже на тренеров-легионеров? О том, с какими проблемами столкнулась российская тренерская школа, – в аналитическом материале «Советского спорта».
ПРОБЛЕМА № 1
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
То, что у нас не появляются молодые специалисты, – утверждение ошибочное. Просто тренерская квалификация новичков оставляет желать лучшего. На финише прошлого чемпионата 10 клубов возглавляли россияне, из которых 8 приступили к тренерской деятельности уже в XXI веке.
Эти цифры свидетельствуют: в нашем тренерском цехе постепенно завершается процесс смены поколений. Даже по ходу минувшего сезона можно было наблюдать, как именитые ветераны уступали дорогу молодым. Преемником Валерия Непомнящего в «Томи» стал 40‑летний Сергей Передня; после Гаджи Гаджиева в «Анжи» какое-то время рулил 37‑летний Андрей Гордеев; вместо Александра Тарханова на тренерский мостик «Крыльев» поднялся 43‑летний Андрей Кобелев; Владимир Эштреков и Сергей Ташуев оставили нальчикский «Спартак» в распоряжение 41‑летнего Тимура Шипшева. Все эти перестановки привели к тому, что на финише сезона средний возраст российских тренеров оказался ниже, чем их коллег, работающих в ведущих европейских лигах.
Но любая смена поколений не протекает безболезненно, если в ней нарушена преемственность. Главная проблема тренеров новой волны в том, что подавляющее большинство из них не имели сильных наставников. Сколько сегодняшних специалистов могут похвастать тем, что входили в тренерский штаб все тех же Романцева, Семина и Газзаева? Большинство начинающих тренеров пришли в профессию самоучками, не вооружившись необходимыми знаниями и навыками. И сейчас методом проб и ошибок набивают себе шишки.
ПРОБЛЕМА № 2
КОНФЛИКТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Недостаток необходимых знаний могла бы компенсировать Высшая школа тренеров. Но и здесь, как оказалось, ситуация далеко не безоблачная.
В октябре 2011 года под патронатом РФС была организована Академия тренерского мастерства, для обучения начинающих специалистов, с последующей выдачей лицензий – вплоть до «Pro»-категорий. Полномочия же Высшей школы тренеров были ограничены до выдачи лицензий категории «C», позволяющей тренировать лишь региональные и детские команды.
Но новое образовательное учреждение не нашло одобрения у отечественных тренеров. Российские специалисты предъявили академии целый букет претензий. Во-первых, вопросы возникли относительно директора академии Дмитрия Баранника, который в тренерской профессии успехов не достиг.
Во-вторых, многим не понравился список лекторов академии, авторитет которых был поставлен под сомнение. В-третьих, голландская методика, с недавних пор навязываемая на всех уровнях, вызывала у тренеров только раздражение.
Спрашивается, может ли обучающий процесс протекать продуктивно, если образовательному учреждению не доверяют большинство российских тренеров? И потом, непонятно, что для академии является первичным – подготовка кадров или выдача лицензий? Ведь лицензия в сущности не свидетельствует о должной квалификации тренера. Она – документ, позволяющий специалисту заниматься тренерской деятельностью так же, как соответствующая лицензия позволяет бизнесмену заниматься предпринимательской деятельностью. Насколько глубокие познания в области теории и практики футбола получают слушатели этой академии, пока загадка.
ПРОБЛЕМА № 3
ВОПРОС ДОВЕРИЯ
Молодым специалистам, недавно окончившим карьеру игрока, крайне трудно проложить себе тропу к вершинам тренерской профессии. Итак, на финише минувшего сезона в клубах премьер-лиги работали 8 российских тренеров, которые начали тренерскую деятельность в прошлом десятилетии. Однако по большей части деятельность эта проходила в клубах из нижней части турнирной таблицы чемпионата России.
Ведущие же наши команды молодым специалистам доверяют неохотно. В первой восьмерке команд нынешнего чемпионата только четыре главных тренера россияне, среди которых Курбана Бердыева и Сергея Силкина молодыми никак не назовешь, вот Валерия Карпина и Леонида Слуцкого – вполне. И все же Слуцкий пришел в ЦСКА в статусе восходящей звезды тренерского цеха. А Карпин, по сути, сам вызвался тренировать команду после увольнения Лаудрупа.
Молодым тренерам, как видится, не доверяют по двум причинам. Во-первых, большим клубам, участвующим в гонке за медали, не свойственно смотреть в перспективу; им нужен результат здесь и сейчас. Во-вторых, большую роль играют маркетинг и пиар. Скажем, одно дело поставить у руля своего, но мало кому знакомого Владимира Маминова, и совсем другое – известного на всю футбольную Европу Славена Билича. Кто из этих тренеров более выгоден РЖД, для которого «Локо» – социально-имиджевый проект, – вопрос риторический. Из этой же социально-имиджевой оперы – приглашения в «Терек» Руда Гуллита, а в «Анжи» – Гуса Хиддинка.
ПРОБЛЕМА № 4
ОТСУТСТВИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Впрочем, сами молодые специалисты не особо спешат доказывать большим клубам свою состоятельность. От одной только мысли, что начинать путь по тренерской стезе придется в командах низших лиг (где и зарплаты, к слову, очень скромные), многие наверняка воротят нос. В «болоте» многие молодые тренеры не видят перспективы для профессионального роста. Поэтому кто-то, как Дмитрий Хохлов и Виктор Онопко, вливается в тренерский штаб большого клуба, выступая в качестве помощников, а другие, как Алексей Смертин и Игорь Корнеев, и вовсе переходят на должности, не связанные с тренерской работой.
В Европе же все обстоит иначе – там начинать с «низкого старта» в порядке вещей. Например, итальянец Марчелло Липпи, прежде чем выиграть Лигу чемпионов, несколько лет работал в клубах третьего и четвертого по значимости дивизионов Италии. Другой хорошо нам знакомый итальянец Лучано Спаллетти три года практиковал в клубах третьей лиги. Будущий наставник «Спартака» Унаи Эмери, прежде чем возглавить знаменитую «Валенсию», четыре года доводил до ума скромные команды из низких испанских дивизионов.
А много ли вы знаете современных примеров, когда российский специалист, начинавший с низов, вырастал в большого тренера одного из ведущих клубов? На ум приходит только Слуцкий. На Юрия Красножана, покинувшего Нальчик, такое ощущение, что наложили проклятие – он толком не поработал ни в «Локо», ни в «Анжи». А Рашид Рахимов после успешной работы в «Амкаре» не смог себя проявить в качестве наставника железнодорожников.
ИТОГ
Удивительный факт: чемпионат России еще ни разу не выигрывал представитель именно российской тренерской школы. Золото брали иностранцы (Дик Адвокат и Спаллетти) и специалисты, сделавшие первые шаги в профессии еще в советское время (Семин, Газзаев, Георгий Ярцев, Романцев, Бердыев).
На сегодняшний день ситуация с молодыми отечественными тренерами очень напоминает ту, которая у нас сложилась с юными игроками, – много подающих надежды, но на взрослом уровне себя проявляют единицы.
Рано или поздно можно ожидать, что количество российских тренеров-новичков перейдет в качество. Если, конечно, к тому времени в премьер-лиге не будут работать главными тренерами клубов 16 иностранцев…
ВСЕ О РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ - ЗДЕСЬ!





