Родина имитации. Обозреватель «Советского спорта» рисует портреты минувших выходных

После минувшего тура впору затянуть старинную кабацкую песню: «Ах, какая же тоска – взвоешь волчьим голосом…» Верхи спят – служба идет. «Зенит» опирается на судейский костыль. «Анжи» мается в хронической импотенции. «Динамо», хоть и не обыграно, но вновь
news

Футбол

После минувшего тура впору затянуть старинную кабацкую песню: «Ах, какая же тоска – взвоешь волчьим голосом…» Верхи спят – служба идет. «Зенит» опирается на судейский костыль. «Анжи» мается в хронической импотенции. «Динамо», хоть и не обыграно, но вновь переиграно. «Спартак» привычно в гостях у сказки – «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Ну а ЦСКА пробавляется чемпионским минимумом.

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ-1: АНГЛИЯ И РОССИЯ    

Вы до сих пор не совсем поняли, что произошло в прошлый четверг на «Стэмфорд Бридж»? Почему прилежный, спаянный, непробиваемый «Рубин» вроде как легковесно подставился под «Челси»? При том, что Казань этой весной по нашим меркам действительно отлаженна и вытренированна.

А вот вам версия в объяснение. В один из уик-эндов я всласть попереключал с российской премьер-лиги на английскую. Головушка моя попеременно клонилась ко сну и живехонько вздрагивала. И вдруг подсознание, чутко откликнувшись на эксперимент, выбросило мне простейшую формулу. Когда я смотрю на усилия российских тружеников полей – то не могу взять в толк, что же они хотят исполнить. Возникает ощущение, что так смог бы и я. А когда переключаюсь на английское футбольное предприятие – нить игры ухватывается моментально. И вместе с ней приходит чувство, что я бы так не сумел никогда в жизни, даже в энергичную молодую пору.

«Рубин» на «Стэмфорд Бридж» просто попал под профи. Все три мяча в его мало­уязвимые ворота были комбинационно и авторски исполнены в оптимальном темпоритме и с нужной долей индивидуальной сноровки.

А тем временем в российском футболе все сходит с ног и с рук – неподготовленность к игре, халтура и даже откровенная лень. И даже Спаллетти, Хиддинк, Петреску, в той или иной мере зарекомендовавшие себя как дельные спецы, с какого-то момента покорно позволяют своим российским командам опустить планку качества ниже допустимой в профессии отметки.

Вот так наша премьер-лига скатывается на имитацию футбола.

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ-2: КАРИОКА И АВТОР

Новость тура: Валерий Карпин надел очки. Во-первых, здесь знак: «Спартаку» очень хочется иметь побольше очков, чем набирается в его скудном турнирном багаже. Во-вторых, спартаковский рулевой сразу отчетливо увидел суть всего того, что команда творит под его началом уже не первый сезон, а именно – безобразие. В-третьих, Валерию Георгиевичу теперь, возможно, посчастливится разглядеть самое очевидное, но раньше для него невероятное – что Рафаэл Кариока не является футболистом уровня «Спартака». Я наглядно покажу, как он, Кариока, играет. В детстве я был довольно ленивым малым, но футбол обожал. И, когда мы с компанией гоняли мячик, особенно любил принять ту или иную красивую позу, подсмотренную у настоящих мастеров. Потом поласкать мяч стоя и эдак со значением – ну и резануть куда-нибудь вбок передачку внешней стороной стопы: ай да я, ай да пижон! Я в детстве и нынешний Кариока – футбольные близнецы-братья.

Меж тем бразилец у Карпина – один из ключевых игроков. Может, тут личное: Рафаэл наделен от природы той грацией, той, если хотите, благостностью футбольной, которые Карпина-игрока обошли стороной.

Ну да это только ввод­ная к моему размышлению о тренере Карпине, повторяющемуся, увы, из года в год, словно я застрял в Дне сурка. Сдается мне, что целостное тренерское восприятие игры у Валерия Георгиевича до сих пор так и не сформировалось. В нем преобладают разрозненные наблюдения и эмоции. А потом спартаковский тренер, наверное, проверяет их статистикой. И выносит на публику оценку субъективно-формальную.

А если по существу – то в ногах игроков «Спартака», на мой взгляд, недопустимо мало осмысленной инициативы. Зато перебор именно что случайного и разрозненного. Думается, игра «Спартака» устроена примерно так же, как движение тренерского ума Карпина.

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ-3: ЧЕЛЬСТРЕМ И ЭЛЬМ

Должен, наверное, объясниться – почему выливаю охватившую меня тоску преимущественно на «Спартак» – при том, что очередной приступ немощи охватил премьер-лиговые верхи почти целиком. Но вы посмотрите, насколько у красно-белого клуба, что называется, активная жизненная позиция! Он же в непрерывном поиске пресловутой икры на бутерброд. Вот находки только этого межсезонья: Боккетти, Вукоевич, Мовсисян, Уорис.

Ну и? Ощущается продуктивная разница, скажем, между полузабытым Квинси, быстро отвергнутым, и Уорисом? А зачем «Спартаку» Мовсисян, если под его достаточно конкретный напор у команды не наиграно ничего? Или работа идет под девизом «сделай сам»? Ну так Мовсисян все, что умеет, и сделал в первом же туре после перерыва. Но это ведь не всякий раз так удачно сложится, нужны и тренерские наработки-подпорки. А тут шаром покати.

Или вот еще интересная аналогия (дарю ее коллегам-репортерам, обросшим международными контактами, хорошо бы они полюбопытствовали у шведских коллег): сильно ли в шведском рейтинге Чельстрем проигрывает Эльму? Но последний за компанию с Вернблумом исправно делает свое дело в ЦСКА, зримо укрепив красно-синий состав. А вот спартаковский швед постепенно скисает, в Ростове уже и в состав не прошел.

Ей-богу, будь я ровня Леониду Федуну по состоятельности, предложил бы владельцу «Спартака» заманчивое пари: а соберитесь-ка, Леонид Арнольдович, с духом и с капиталом – и отхватите-ка у «Барсы» Хави и Месси пакетом! Я почти уверен: все равно не будет вам вожделенного бутерброда с икрой! А вый­дет наоборот – я бы любой крупный бизнес тотчас Федуну отписал. Жаль, нету у меня такого…

Посмотрите на Это’О, Кураньи – разве они похожи сегодня на тех умельцев, которые недавно открывали для себя Россию футбольную? И так же быстро сдуется Диарра, на первых порах восхитивший. Потому что нет у нас здесь нерушимых устоев и планки качества. Современная футбольная Россия – не более чем родина футбольной имитации.