Лев Яшин не помещается в кадре

Корреспондент «Советского спорта» пытался разобраться в ситуации, когда несколько творческих групп претендуют на съемки фильма, одобренного Президентом страны.
МОТОР! СНИМАЙ, ПОКА ГОРЯЧО?
Как точно подметил один из героев истории сценарист Илья Шиловский, невозможно представить, чтобы в Америке известнейший режиссер Стивен Спилберг просил денег на новый фильм у президента Барака Обамы. Это действительно выглядело бы дико.
Но в стране контрастов первому лицу государства приходится спасать не только умирающие от финансового удушья футбольные клубы, но и кинофильмы, съемки которых без его прямого указа сверху не начинаются десятилетиями.
И кто знает, сдвинулся бы с мертвой точки проект о Яшине, если бы в мае по ходу традиционного общения Президента России Владимира Путина с народом в формате «Прямой линии» главе государства не зачитали SMS-сообщение от гражданина Зиновьева. Смысл послания – просьба оказать помощь в съемках ленты про Льва Ивановича, на которую президент отреагировал положительно.
«Рассмотреть вопрос о создании художественного фильма, посвященного легендарному советскому футболисту Льву Яшину. Срок выполнения – 1 июля 2013 года», – говорится в поручении Президента РФ.
Вскоре на официальном сайте кинокомпании «Централ Партнершип» появляется заявление, мол, как раз готовимся снять именно такой фильм. Раскрывается и название будущей ленты – «Они играли за Родину», называются имена режиссера и кандидата на главную роль.
Тут же, правда, объявляется и автор послания Президенту – Александр Зиновьев. Выясняется: он вместе с товарищами-кинематографистами вроде бы как успел собрать целый архив бесед с участниками событий.
Имеется и готовый сценарий. А поскольку именно обращение Зиновьева к Президенту «подняло волну», то он считает, что имеет приоритетное право на съемку.
Расклад – хоть снова к Путину обращайся, теперь уже с просьбой выбрать сценарий. Ведь до срока исполнения его поручения остается всего около двух недель, а количество возникающих вопросов только множится.
Определенность так и не появилась.
АВТОРЫ. КНЯЗЬ И ПРОФИ
Вполне логично, что у болельщиков история вызывает немало вопросов. Например: не является ли борьба за проект лишь подковерной игрой с призом в виде распила увесистого бюджета? Почему сегодняшние заявители на право творить и созидать, по собственным же уверениям, вынашивали идею фильма о Яшине чуть ли не десяток лет, но в СМИ ни единой строчки об этом не просачивалось?
Впрочем, Зиновьев (в страничной автобиографии величает себя Князем) и Шиловский (автор сценария нашумевшего сериала «Легенды о Круге»), если захотят, сами поведают свои версии событий. Мы же расскажем о самих авторах, каждый из которых относится к рукописи оппонента с нескрываемым творческим пренебрежением.
СЦЕНАРИИ. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА
Две рукописи – как рыба и мясо. И то, и другое – еда, но вкус совершенно разный. Зиновьев размашисто смакует мизансцены из довоенного детства, углубляется в переход к юности, отслеживает важнейшие вехи карьеры и предпочитает литературный язык специфическим терминам.
Шиловский же подготовил именно профессиональный сценарий. Он сосредоточивает внимание на конкретном жизненном отрезке вратаря – этапе после ЧМ-1962, когда Льва Ивановича незаслуженно выставили главным виновником вылета с турнира и едва не вынудили повесить бутсы на гвоздь.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. «ОГАНЕСЯН УТВЕРЖДЕН РЕЖИССЕРОМ»
Зиновьев полон решимости и молодецкого задора, готов бодаться за свое детище. Но директор по связям с общественностью «Централ Партнершип» Юлия Куликова уверяет, что его поезд ушел.
– Фильм уже запущен в производство, – рассказывает Юлия. – Однако на данном этапе дата начала съемок не определена. Идет подготовительный период, в ходе которого мы дорабатываем проект.
– Связано ли начало подготовительного периода с поручением Президента?
– Мы работаем над проектом два года. Два года назад сценарий был выкуплен у Ильи Шиловского, который разрабатывает его уже более пяти лет.
– Верна ли информация, что ленту снимет режиссер Карен Оганесян, а роль Льва Ивановича исполнит актер Максим Матвеев?
– Да, Карен Оганесян утвержден режиссером. Наиболее вероятным кандидатом на роль Яшина действительно является Матвеев.
– Рассматривались ли другие претенденты?
– Мы видим в этой роли Матвеева.
– Готовы ли вы снимать фильм, если не будет получено одобрение вдовы главного героя Валентины Тимофеевны?
– Насколько я знаю, ей отправлен сценарий, и у нас есть четкое понимание, что без ее одобрения мы не хотим запускать съемочный процесс.
– Правильно ли понимаю, что фильм будет сделан по лекалам «Легенды № 17»?
– Нет, неправильно. Речь идет об оригинальном сценарии.
– Хронометраж и объем рукописи?
– Это полнометражный проект, объем рукописи соответствующий – ни больше ни меньше. Сценарий – это не книга, он имеет свои ограничения, и больше не только не означает лучше, но часто означает хуже.
– Утвержден ли бюджет фильма?
– Финальный бюджет фильма, который является сложным постановочным проектом, будет утвержден в ходе его разработки.
– Готовится ли компания каким-то образом к 1 июля – крайнему сроку исполнения поручения Президента РФ? Ведь в случае, если производство стартовало, именно вам предстоит некий отчет уже почти через две недели.
– Насколько нам известно, сейчас не только мы разрабатываем проект о Яшине. И если именно наш проект получит поддержку госструктур, то будем рады. Например, сейчас готовим заявку на поддержку фильма «Они играли за Родину» Фондом кино. Для такого масштабного проекта его поддержка необходима.
Тон послания кинокомпании оставляет Зиновьеву лишь призрачную надежду. Впрочем, посвятив делу долгие годы, Князь не будет Князем, если отступится.
МНЕНИЕ. СИМОНЯН: ТАКОЙ ФИЛЬМ ВЫПУСКАТЬ НЕЛЬЗЯ
Пока Валентина Тимофеевна заканчивает чтение сценария Зиновьева, Шиловский встретился с вице-президентом РФС Никитой Симоняном и передал рукопись ему. Правда, дальше Никиты Павловича она не пошла.
– У меня не так много времени на чтение, – признает 86‑летний Симонян, умудряющийся почти каждый день приходить на работу в «Дом футбола». – Шиловскому стоило бы самому созвониться с Валентиной Тимофеевной, подъехать к ней, все обсудить. Что касается моего мнения, то я сказал Илье, что мне сценарий не понравился, – признает Симонян. – Про Яшина в сценарии не так уж много – вся история крутится вокруг пропущенных в Чили мячей, обструкции Льва. Якобы перед игрой у него была травма, но пришла телеграмма из ЦК партии, что он должен обязательно выйти на поле. Автор пишет, что из-за неудачной игры его дочек чуть ли не отчисляли из школы, что директор продовольственного магазина стал холодно относиться. Чушь собачья, мы-то жили в то время и знаем, что такого не было. Даже Валентина Тимофеевна сказала, что это чушь. Плюс там переврано, что Яшин снова оказался в фаворе после того, как отразил пенальти от Маццолы. Но ведь это не так – отношение сменилось после вызова на матч, посвященный 100‑летию английского футбола. Он провел тайм в составе сборной мира, и никто так и не смог ему забить.
– Каким, на ваш взгляд, должен получиться сценарий? Что должно непременно в него попасть?
– Как, скажите, можно не включить эпизод, когда уже после завершения футбольной карьеры председатель Центрального совета «Динамо» генерал Богданов отстранил его от должности начальника команды? У меня хватит материалов и воспоминаний о Льве Ивановиче на несколько сценариев. Но важно показать не только великого вратаря, но и человека с большой буквы. Нынешнее поколение не понимает масштаба его личности.
СУДЬЯ. КТО ЗАБЫЛ ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ВАЛЕНТИНЕ ТИМОФЕЕВНЕ?
В любом случае на данный момент у всех желающих подготовить сценарий жизни великого голкипера (даже если к Зиновьеву и Шиловскому прибавятся еще два десятка загоревшихся идеей авторов) шансы приблизительно одинаковы. Каждой рукописи предстоит пройти дотошную проверку главным цензором страны по теме – вдовой вратаря Валентиной Тимофеевной, отдавшей журналистике (работала корреспондентом и редактором на радио) не один десяток лет и способной завернуть самый талантливый и современный сценарий на раз-два, если не обнаружит в нем настоящего Льва Ивановича.
Предложенные варианты вполне могут ее и не устроить. Тогда она имеет полное право запретить создателям ленты использование своего образа. Может наложить вето на использование фамилии в принципе, превратив фильм в художественный фарс, в рассказ о псевдореальных персонажах.
…Пока Валентина Тимофеевна наотрез отказывается комментировать будущий фильм. Он ничего, кроме головной боли, не приносит: журналисты обрывают телефон в бесполезном ожидании сочных цитат, ранее незнакомые люди, не посмотрев предварительно ей в глаза, препарируют самые сокровенные моменты ее семейного счастья. Не самое простое испытание, согласитесь. В том числе и для сценаристов – ведь Яшин-то для каждого действительно свой. Принимать чужого Льва никто не захочет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ЗИНОВЬЕВ
Родился 29 марта 1946 года (67 лет)
Профессии: токарь, рабочий геолого-разведочной экспедиции, техник-геофизик, дворник, старший техник-геофизик, инженер-геофизик, начальник отряда, заместитель начальника партии, водитель-механик, старатель (золотодобывающая артель «Незабудка», Чукотка), фотограф, телеоператор, журналист, лесник, актер, режиссер, продюсер, писатель, драматург.
Опыт (указывает в автобиографии): снялся более чем в 40 кинофильмах, эпизодические роли у Грамматикова, Шахназарова, Сидорова, Зайцева, Хотиненко, Рязанова, Хвана, Досталя.
Помимо сценария фильма «Яшин» (закончен в сентябре 2001‑го), пишет сценарий «Я Модель» (сериал про будущую модель общества в России) и пока безымянный комедийный проект по произведениям В. Конецкого.
Автор пьесы «Афган точка ру».
Илья ШИЛОВСКИЙ
Родился 15 января 1970 года (43 года)
Профессия: кинорежиссер, сценарист.
Учился в лос-анджелесской Академии киноискусств на факультете режиссуры и кинодраматургии. Автор сценария полнометражного фильма «Свидание с Америкой» для компании «Мирамакс».
Режиссер: «Нас не догонишь» (2007).
Режиссер и драматург пьес: «Филлингс», «В ШИЗО только девушки».
Сценарист: спектакль «Казарма» (1990), сериал «В тихом омуте» (2002), сериал «Опера. Хроники убойного отдела» (2003, 2004), сериал «Откройте другу» (2003), сериал «Невредная жизнь» (2004), сериал «Дело чести» (2004), фильм «Нас не догонишь» (2007), фильм «Искатели приключений» (2008), «Они играли за Родину» (2011), фильм «Удиви меня» (2012), сериал «Легенды о Круге» (2013).





