Бой с ветром

Не прошло и двух месяцев после отъезда из Махачкалы Это’О, Виллиана и других звезд, как трибуны «Анжи-Арены» опустели больше чем наполовину.
«КЕРИМОВ ЗАБЫЛ О НАРОДЕ»
Не вздумайте летать в Махачкалу из Москвы в день матча. Опаздывают рейсы. В субботу я просидел в зале ожидания часа три. Неделю назад люди томились полсуток и незадолго до вылета разнесли дверь в офис обслуживающей компании.
И их, в отличие от Гаджи Гаджиева, сломавшего дверь в судейскую в 2011‑м, КДК не дисквалифицировал...
И у «Анжи» не все в порядке. Проект всегда казался ярким и ровным, но при взгляде из Махачкалы глянец линяет и трескается.
Так, вся Россия уверена, что в каждом дагестанском дворе мальчишки в футболках «Анжи» гоняют мяч на новеньких футбольных площадках. Реальность иная.
– Какие площадки?! – разъярен местный житель, ветеран войн в Афганистане и Чечне, полковник Анвар Беймаев. – Керимов тратил деньги на роскошь для игроков, но забывал о народе. Это в Москве хоккейные коробки и футбольные клетки стоят в каждом дворе, а у нас нет ничего. Молодежь шатается после школы по дворам, не знает, чем себя занять. А потом мы удивляемся, почему одни торгуют наркотиками, а другие уходят в горы к ваххабитам...
Дворы Махачкалы и впрямь запущены и, чего уж греха таить, бедны. Ребятня играет в футбол на ломаном асфальте, перекладинами ворот использует бельевые веревки. Несколько новеньких мини-футбольных площадок все же построены, только вход на них платный – от 800 до 1200 рублей в час.
Ходят слухи, что на строительство доступных футбольных стадионов в Махачкале выделили полмиллиарда рублей. Но площадки так и не появились, а деньги испарились. Зря в Дагестане обижались, когда кто-то усмехался пышным презентациям детских академий в республике.
Местные жители, близкие к футболу, склонны обвинять во всех бедах Германа Ткаченко. Мол, именно он убедил Керимова полностью сосредоточиться на главной команде, уделяя внимание имиджевому глянцу, а не подворотням.
– Клуб будто настойчиво открещивался от Дагестана, – убеждают болельщики «Анжи», вспоминая, как им запретили вывесить баннер с фамилией местного Исламнура Абдулавова. Как говорят, менеджмент поощрял лишь ублажение звезд: Это’О, Буссуфа, Диарра.
Смене курса «Анжи» рады все категории дагестанцев: интеллигенция, рабочие, молодежь. Они устали смотреть на «жирных иностранных котов» и жаждут пусть не такой яркой, но честной и эмоциональной борьбы на поле.
Кстати, любимец болельщиков Абдулавов, поседевший к своим девятнадцати, все же появляется на поле в матче со «Спартаком». Двадцать минут он отлично цепляется за мяч, создает два голевых момента и первым спешит на добивание после ошибки Песьякова на последней минуте. От спасительного гола его отделял шажок...
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Прогуливаясь по Махачкале, можно встретить студентов со всего мира. Они изучают местный языковой феномен.
– Наши народы говорят на тридцати трех наречиях, – объясняет филолог Гаджи. Из-за постоянных набегов турков, татаро-монголов и иранцев местным жителям приходилось спасаться в горах и развиваться самостоятельно. Разросшиеся семьи спускались на равнину через десятки лет и не могли понять своих соотечественников.
Именно поэтому вся Махачкала говорит на русском. После исхода иностранных игроков обрусел и «Анжи». В стартовом составе лишь Траоре да Жусилей испытывают небольшие проблемы с общением – да и те давно занимаются с преподавателями.
В «Спартаке» же в течение одной тренировки могут говорить на четырех языках, благо полиглот Валерий Карпин может найти подход к каждому игроку.
На поле же красно-белые разговаривают на языке футбола. Они владеют мячом вдвое дольше хозяев, однако общение это скучное, не изобилующее интересными темами – опасными моментами.
Махачкалинцы же взаимодействуют реже, но речь их острее, громче, она то и дело заглушает скрип обороны москвичей.
ВЕТЕР МЕШАЛ БОЛЕЛЬЩИКАМ...
Болельщики «Анжи» убеждали, что на матче со «Спартаком» непременно будет аншлаг. Мол, место в турнирной таблице их не расстраивает, а отъезд заевшихся звезд, напротив, провоцирует еще сильнее болеть за команду.
Однако за полчаса до матча на широкой площади у стадиона пусто. Обстановку можно было бы сравнить со штилем, кабы не было шторма.
Ранним утром на Махачкалу нападает страшный ураган. Например, не успеваю я выйти из гостиницы, как мою голову перепрыгивает пластиковая бутылка, а секундами позже рядом с ногой пролетает кошка.
– Никогда такого ветра не видели, – прячутся под капюшоны стюарды у «Анжи-Арены». Действие напоминает известную сцену из «Операции «Ы». Пока полицейские поднимают одно железное ограждение, рядом, будто нанюхавшись хлороформа, со звоном падает другое.
Болельщики идут к своим секторам по стеночке, цепляясь за вагончики касс – в лицо им летят песок и мелкие камни. Апокалиптическую картину дополняет свалившийся дорожный знак.
Болельщики отклоняются от курса только для того, чтобы сфотографироваться со странным памятником. Кто и зачем установил на площади робота с автоматом в руках и мячом в ногах – неизвестно. Самую интересную версию выдвигает полковник местной полиции.
– Будущий футболист «Анжи», – смеется полицейский. – Живые-то звезды оказались никуда не годны.
…И ФУТБОЛИСТАМ
В чаше стадиона ничуть не лучше, чем на улице. Порыв ветра срывает огромный кусок обшивки стадиона и кружит железяку над полем, будто это бумажный самолетик. В это время на поле выходит судья Сергей Иванов – к его ноге сразу липнет принесенный ветром пакет из-под фастфуда. Кажется, что матч и вовсе могут отменить. Но команды все-таки решаются на игру в экстремальных условиях.
В первом тайме против ветра играют красно-белые. В отсутствие затемпературившего Дмитрия Комбарова и травмированного Жоао Карлоса оборона красно-белых проваливает центр. В первые двадцать пять минут Ласина Траоре, поймав попутный ветер, трижды выходит один на один с Песьяковым, но каждый раз бьет без выдумки, прямолинейно.
Под занавес первого получаса ветер помогает уже красно-белым. Мяч, как утренняя бутылка, перелетает голову Андрея Ещенко и оказывается у Эйдена Макгиди. Ирландец бьет наугад, снаряд дважды рикошетит от ног махачкалинцев и верным щенком прыгает к ноге Юры Мовсисяна. Армянский форвард забивает свой седьмой в чемпионате гол без помех с линии вратарской.
Игра идет вне логики. «Спартак» больше времени владеет мячом, но опасные моменты создает «Анжи». В середине второй половины главные неудачники матча Траоре и Ещенко на «протыках» выводят на пустые ворота Никиту Бурмистрова. Молодой россиянин, как и Юра Мовсисян, бьет в пустой угол с линии вратарской, но волнует лишь рекламный щит да френч-пиджак Валерия Карпина. Наставник красно-белых прыгает от возмущения – как можно совершать такие ошибки в обороне?!
Следом темный френч чуть не слетает с плеч тренера уже от восхищения. Хурадо бьет через себя, но здоровается с перекладиной – «Анжи» спасает попутный ветер.
Впрочем, красно-белым негоже жаловаться на ураган. На последней минуте Одил Ахмедов бьет штрафной – мяч, обогнув перчатки вратаря, катится в ворота, но ветер дует против. Песьяков накрывает снаряд на ленточке, спасая «Спартак» в матче, где «Анжи» играл лучше без Это’О, Виллиана, миллионов долларов и миллиардов рублей.





