Побоище в Ярославле. Как это было

Первый за пять лет выезд фанатов «Спартака» в Ярославль прошел в лучших традициях: в игроков летели ракетницы, в омоновцев - кресла, а в богатый российский футбол - осколки грубых реалий жизни бедного народа.
ВЫЕЗД «КАРЛИКОВ»
Первый выезд — цветные обрывки памяти. Ярославль-2005, мне 16 лет. Трясется белый от горячек в автобус, разнесен в мясо (и «мясом» же) «Макдональдс», неровным галопом гонят меня от дубинок ОМОНа белые кеды.
С трибуны еле виден хитрющий гол парашютиком Владимира Быстрова. На гостевом секторе дымят даже не файеры - противопехотные шашки.
Дорога домой поет от сердца и долетает до вражеских скаутов - наш автобус рассекречен у самого метро.
Помню топот и крик на станции Проспект мира. Помню, как вбежали в вагон здоровые ребята: «Ну что, мясо, понравилось в Ярике?!». Помню подошву, летящую точно в пятак. Меня, кстати, тогда еще не сильно «покувыркали», а вот у одного из знакомых от травм ухудшилось зрения.
В моем первом выезде — суть каждого фанатского наскока на Ярославль.
- Сюда прутся все и зачастую не ради «Спартака», - объясняет один из старейших хулиганов красно-белых. Он не желает называть своего имени. - Цель у «карликов» («карланов», на фанатском сленге молодых, неопытных болельщиков, - Прим. ред.) стереотипная: бухать, жечь, драться с полицией. Люди едут выпускать пар.
«Спартак» не играл в Ярославле целую пятилетку, с тех пор как «Шинник» вылетел из премьер-лиги в 2008-м. Заскучавшая спартаковская публика наводняет город, даже несмотря на сухой, будний день. Фанаты, а их за «Спартаком» приезжает больше пяти тысяч, признаются: одни прогуляли институт, вторые обманули начальника на работе, третьи — жен. В общем, выезд изначально получился порочным...
Но если количество и контингент фанатов за пять лет не меняется, то полиция использует новейшие методы обеспечения безопасности.
- За нахождение в пьяном виде — пятнадцать суток ареста. Сопротивление полиции — от четырех до десяти лет тюрьмы! - гремит аудиозапись на вокзале Ярославля. О наказаниях за шалост предупрежден каждый фанат
- Беспорядков нет, значит, действует система, - довольны говорят омоновцы, покручивая дубинками, как гаишники. - Скоро и мы будем не нужны.
СОБАЧИЙ ПРИЕМ...
Впрочем, за неделю до матча местные телеканалы пестрили миролюбивыми сюжетами о том, как ярославская полиция собирается бороться с московскими фанатами. Самый яркий ролик, где мужчины в форме крушат манекены и угрожают брансбойтами, даже показали по центральным российским каналам. Мол, бойтесь хулиганы спартаковские.
Впрочем, в городе до начала матча не происходит стычек. Местные бабушки спокойно соседствуют с фанатами на скамеечках.
- Мы московскую молодежь не боимся — пущай кричат! - файерами пожилых ярославок не напугать — знай себе, грызут семечки, да посмеиваются.
ОМОН в городе и впрямь скучает — медики куда полезнее. Их дело - откачивать утомившихся фанатов, засыпающих с бутылками прямо на асфальте. Впрочем, пьянство фанатов не агрессивное, скорее игривое. Молодежь забавляется кражей девушек-маникено
Проблемы же начинают уже у гостевого сектора. Фанатам «Спартака» устраивают собачий прием. Их, как каторжников, проводят меж лающих псов. Чуть отпусти поводок — загрызут.
- Ради дисциплины! - объясняет омоновец на досмотре.
И ладно бы тюремные сценки имели результат. Но трибуны, на которые, похоже, приходят только фанаты «Спартака»(местн
Так бывает, что у одних нет мозгов, а другим не помогают даже цепные псы...
...ДЛЯ ДЕБИЛОВ
Будь судья Сергей Костевич чуть принципиальнее — сразу увел бы команды с поля, но он поверил в фанатов, как и Дмитрий Комбаров, попытавшийся успокоить свою трибуну.
Но капитан «Спартака» получил, как бы сказал Роман Широков, реакцию дебилов.
Конечно, клеймить одной печатью фанатский срез общества — кощунство и глупость. Но так уж просто повелось, что сумасшедших и идиотов особенно тянет либо на вокзалы, либо на стадионы. И там, и тут можно смешаться с нормальными, затаиться, а потом выстрелить.
На 56-й минуте с угловой, хозяйской трибуны, на поле выбегает синяя шапочка. Коренастый паренек проносится через все поле — обнимает Лукаса Барриоса и пугает темнокожего ярославца Эдварда Кподо.
Провокатору этого мало — он бросается на стюарда и, не найдя лазеек, падает в кулчаные объятья полиции. И тут блеет баранностью сотни — красно-белые летят на помощь синей шапочке. «Все на ОМОН» - и не важно, кто выбегал на поле, будь он хоть фанат «Маккаби» из Хайфы. Как пишут в интернете: нет времени разбираться. Да и мозгов тоже...
Начинается бой. Полиция - со щитами и дубинками снизу. Хулиганы спасаются креслопадом.
Один из спартаковцев прыгает на голову «космонавтам», балансирует на них и лупит, словно молоточком по металлофону, креслом по каскам. Тело героя медленно затягивает вниз: его рука цепляет воздух и пропадает...
На помощь сминаемым полицейским выезжает машина с брансбойтами и тормошит фанатский муровейник. Но что им, пьяным, холодный душ, когда море по колено?!
В апогей футбольного апокалипсиса живые, ярославские сектора запускают волну под «заряды»: «Русские вперед». Зрелище народу нравится
ФУТБОЛ НЕ УБЬЕШЬ
Когда вооруженная полиция все же перехватает инициативу у фанатов, звучит ободряющее сообщение диктора. Сначала строгий голос обещает нарушителям тюремные сроки, а затем, смягчившись, - продолжение футбола. С красно-белых трибун к этому времени куда-то пропадает половина болельщиков — теперь игре мешать некому
Опять же, глупо называть всех фанатов «дебилами». Еще безумнее выгонять их с трибун. Умно — не лупить миллиарды на молодых и пожилых суперзвезд и радоваться их фокусам, стоя по колено в дерьме. Умно — вылезти из прошлого века, установить камеры на стадионах и не бояться быть жестоким к синим шапочкам. Тогда и стадо баранов будет бояться.
Сорвались с цепи. Фанаты «Спартака» устроили погромы на матче Кубка России против «Шинника» (фотогалерея)




