«Он что, просто так загнулся?» Как ссорились и о чем беспокоились участники дерби в гробовой тишине

Корреспондент «Советского спорта», посмотревший матч от бровки поля, рассказывает о том, чего не увидел и не услышал зритель субботнего дерби.
ОЖИДАНИЯ
На часах 16.53, семь минут до дерби ЦСКА – «Спартак». Утомленные ожиданием футболисты армейцев недовольно цокают каблуками бутс о кафель подтрибунки. Диктор-провокатор «Арены Химки» обещает красно-синим «соперника, который десять лет ничего не выигрывал», но спартаковцы где-то пропадают, запаздывают.
– В раздевалке они, главный тренер «накачивает»… – рассекречивает красно-белых один из организаторов матча.
О том, что Карпин – выдающийся мотиватор, говорят даже критики наставника «Спартака». Возможно, именно поэтому установка перед дерби с ЦСКА заканчивается чуть ли не со стартовым свистком судьи Александра Егорова.
Спартаковцы выходят на поле предельно собранными, не обронив ни слова. Однако первый мяч влетает в ворота красно-белых уже на восьмой минуте…
ПОЦЕЛУИ
Минута молчания в память о жертвах авиакатастрофы в Казани. И еще полминуты в ожидании стартового свистка. Футболисты ждут начала матча, уткнув руки в боки, и лишь Артем Ребров шепчется с любимыми подружками-штангами. Сначала голкипер «Спартака» подходит к левой стойке – поглаживает, мягко касается ее правой и левой ногой, обнимает, целует и, отпрянув на шаг, крестит. Ступая ровно по линии ворот, Ребров несколько раз хлопает по перекладине и, оказываясь у правой стойки, точно повторяет ритуал. В матче с ЦСКА «подружки» дважды спасут «Спартак» от гола, сам Артем отразит три удара в упор, но антигероем его сделает единственная ошибка на восьмой минуте.
– Куда? – разводит руками Евгений Макеев. Со спины его атакует армеец Сейду Думбия, а в лоб зачем-то летит собственный голкипер. Забег Реброва на сорок метров с моей позиции из-за ворот выглядит странно, что уж говорить об удивлении Макеева? Самый ретивый центральный защитник Европы замирает, уклоняясь от столкновения с более мощным партнером, а в это время хитрый Думбия ворует спартаковский мяч и закатывает его в пустые ворота – 1:0.
ОБЩЕНИЕ
– Сегодня я не внушил уверенности команде, – после матча Ребров возьмет ответственность за многочисленные провалы защитников на себя. Самобичевание Артема понятно, он привез гол, но применимо ли слово «уверенность» в контексте разговоров об обороне «Спартака»? Ведь за последние пять лет красно-белые написали тридцать шесть (!) вариаций игры в центре защиты.
Впрочем, пару Макеев – Жоао Карлос уже можно назвать сыгранной – все-таки четвертый раз в сезоне вместе играют.
– Макей! Лево! Хорошо! – по-русски управляет молодым партнером бразилец.
– Спина! – сам Макеев подсказывает лишь в экстренных случаях.
Два футболиста, носивших капитанскую повязку, Дмитрий Комбаров и Сергей Паршивлюк, с партнерами почти не разговаривают. Чаще всех в «Спартаке» «пихает» Денис Глушаков, а вот объектом недовольства партнеров в основном становится молодой Павел Яковлев. Стоит активному россиянину потерять мяч, как махнет рукой заработавший почти нулевой КПД Макгиди, притопнет Хурадо, оскалится заводной Мовсисян. И лишь Кариока будет спокоен среди бурь. Вне зависимости от времени и счета…
Разобрать взаимоотношения в ЦСКА много сложнее. Подсказ в атаке ограничивается понятным словом «пас» и универсальным звуком «э». Вот Думбия просит мяч, и «э» звучит резко и остро. Но партнеры не видят форварда, и «э-э-э» растягивается.
Игра армейцев из-за ворот Реброва выглядит просто: вынос, Думбия цепляется, сбрасывает на Эльма или Хонду, те запускают в работу фланги, откуда Миланов или Тошич делают прострел или подачу. Футбольная классика сводит с ума оборону красно-белых – армейцы четырежды без помех атакуют Реброва с линии вратарской, но больше одного мяча так и не забивают. «Спартаку» везет.
ТАЛИСМАН
В самой концовке первого тайма Миланов исполняет «полузмею» на дальнюю штангу – Думбия не успевает замкнуть подачу. Нет гола, нет и травы – прокатившись по полю на пятой точке, армеец оставляет глубокую траншею на химкинском газоне. Эх, такого бы парня весной на посевную, развивать сельское хозяйство.
В перерыве на измученный химкинский газон выходит бригада спасения. Суровые люди в тяжеленных ботинках собирают куски дерна, укладывают их на проплешины и, забавно пританцовывая, утрамбовывают газон до приглядного вида.
Вместе с ними резвятся запасные. Лукас Барриос, например, дважды не попадает по пустым воротам. Исправить ошибку парагвайского форварда под гогот трибун берется талисман армейцев Конь. Он лягает мяч, тот летит от боковой линии точно в сетку. Трибуны ликуют, но лошадка больше заслуживает хлыста.
Талисман предает главное футбольное суеверие – забивает гол в ворота, которые во втором тайме будет защищать вратарь Игорь Акинфеев.
ЛИЧНОСТЬ
В игре было несколько стычек между игроками. В таком гаме трудно что-либо разобрать. Если читать по губам, вылавливаешь сплошную нецензурщину. Отношения между болельщиками явно передались игрокам.
Игорь Акинфеев не совершает ошибок, безупречен на выходах, в подсказе, да и ногами (на что сейчас особый спрос) играет образцово. Но это навыки, куда важнее характер.
Акинфеев строит оборону не хуже Леонида Кучука.
– Жора, право! Леша, опускайся! – кричит он, не переставая. Простой вроде подсказ, но защитники-то внемлют. И не дай бог кто-то, пусть даже Игнашевич, на секунду расслабится – он тут же получит от Игоря нагоняй с матерком.
Акинфеев держит в страхе и судей. Особенно достается арбитру за воротами.
– Эй, судья, б… Ты че, не видишь? – Акинфеев показывает на корчащегося Миланова. Болгарин, к слову, полматча проводит на газоне в страшных муках, но каждое повреждение почему-то добавляет ему игровой скорости и здоровья.
– Он что, просто так загинается? Тебя чего вообще сюда поставили?! – продолжает отчитывать вратарь.
– Игорь, вводите мяч побыстрее, пожалуйста! – робко отвечает рефери. Через минуту фанаты зажгут файеры, и арбитр будто по заказу исчезнет в дыму.
Пирошоу совпадает со всплеском в игре «Спартака». Неплохие подходы венчает нелогичный и довольно случайный выход к воротам Хурадо. Акинфеев спасает, отбивая единственный удар в створ своих ворот.
– Я не могу играть, дым! – говорит Игорь судье, недовольно глядя на армейские трибуны. Егоров останавливает игру, сбивая спартаковский кураж. Но только рефери показывает спину, труся к центру поля, как Акинфеев разворачивается к болельщикам. Минуту назад он жаловался на фанатов, а сейчас победно трясет кулаками и со страшной гримасой орет: «Еще, громче, еще!..»
Владимир Абрамов: «Спартак» не играл подло – Гинер явно погорячился
Анзор Кавазашвили: Карпину нужно не менять вратарей, а выбрать кого-то одного





