Закон и беспорядок

ФАНАТЫ «ЗЕНИТА». Болельщики сине-бело-голубых снова «отличились»: УЕФА открыл дисциплинарное дело против «Зенита» за поведение фанатов во время ответного матча 1/8 финала Лиги чемпионов с «Боруссией» (в вину вменяются использование пиротехники и непозволительное поведение – сожжение чужого баннера-флага). Дело будет рассматриваться на заседании КДК УЕФА 14 мая. «Зениту» грозит наказание от штрафа в размере 50 тысяч евро до отстранения от участия в еврокубках.
Еще до инцидента в Дортмунде глава службы безопасности «Зенита» Юрий ФЕДОТОВ (на фото) дал интервью «ССФ», рассказав о взаимодействии клуба с УЕФА, фанатской символике и наказаниях нарушителей порядка на трибунах.
ДЫШАТЬ ГАДОСТЬЮ
– Парадокс: на домашних еврокубковых матчах фанаты «Зенита» не используют пиротехнику, опасаясь санкций УЕФА. Но в выездных матчах и чемпионате России жгут ее в огромных количествах…
– Лидеры фанатского движения должны призывать людей к ответственности за свои поступки на любых матчах, независимо от турниров. Мы делаем все, чтобы болельщики были в безопасных и комфортных условиях. Но и они должны, приходя на матч, соблюдать закон и поддерживать команду, а не мешать ей. Помните матч с АПОЭЛом, когда из-за неуправляемых лидерами фанатского движения действий мы были на грани технического поражения? Мало того, игроки обеих команд, все, кто находился на стадионе, вынуждены были дышать этой гадостью.
– «Зенит» первым из российских клубов сумел перенести штраф за нарушение порядка на конкретного нарушителя – речь о болельщике, выбежавшем на поле в матче с «Тереком»…
– У клуба не так много рычагов воздействия на правонарушителей и по сути одна эффективная мера – после привлечения болельщика к административной ответственности клуб лишает его абонемента. За прошлый год приостановлено действие примерно 60 абонементов. Мы можем лишить права посещения одного-трех матчей, а можем – на весь сезон, зависит от тяжести правонарушения.
Вы правы, мы стали первопроходцами – перенесли штраф на конкретного нарушителя. Люди проносят пиротехнику, выбегают на поле, их штрафуют на 1000 рублей, а клуб – на 500 тысяч! Мы выиграли судебное дело в отношении фаната, выбежавшего на поле, и переложили штраф (20 тысяч рублей) на него. Также получили положительное судебное решение в отношении лица, устроившего драку на секторе. Тот человек тоже наказан. Подготовили иск и отправили его в судебные инстанции в отношении поджигателя чеченского флага… Суммы – около 10–20 тысяч, это уже серьезно.
Для нас главное – создать прецедент. Тогда эта практика будет распространяться на многих стадионах.
«ПРИОРИТЕТ УЕФА – БОРЬБА С РАСИЗМОМ»
– Какие требования УЕФА вам приходится учитывать в первую очередь?
– Приоритет для УЕФА – борьба с расизмом. Это серьезнее, чем использование пиротехники.
Российских болельщиков часто обвиняют в том, что они вывешивают экстремистские баннеры. Но трактовка УЕФА тех или иных баннеров порой спорная. Взять те же руны. Для УЕФА это нацистско-экстремистская символика, а у нас в нее вкладывается иной смысл. УЕФА нанял общественную организацию FARE (Football Against Racism in Europe), чтобы та систематизировала список запрещенных символов и атрибутики. В него попало много символов, которые никоим образом не могут относиться к нацистским.
Ситуация доходила до абсурда – наши коллеги из донецкого «Шахтера» рассказывали, что под подозрение попал их логотип – перекрещенные молоточки. Они оказались в черном списке FARE как один из символов гитлер-югенда. Клубу пришлось доказывать, что этот знак появился в Донецке намного раньше, чем нацизм, не говоря уже про суть изображения. В итоге они сумели отбиться от претензий УЕФА. Тот же вопрос возник в связи с эмблемой московского «Торпедо».
– Есть баннеры, которые запрещены в еврокубках, но в чемпионате России болельщики их использовать могут?
– У нас нет оснований для их запрещения. Мы ставили вопрос перед РФС и Минспорта: создайте по аналогии с УЕФА список запрещенных символов, и мы будем им руководствоваться, но пока его нет.
ЗАКОН О БОЛЕЛЬЩИКАХ
– Мы очень рассчитываем на вступивший в силу закон о болельщиках, – продолжает Федотов. – Он упорядочит организацию матчей, усилит наказания для нарушителей.
Теперь в КОАП (Кодекс об административных нарушениях) есть статья о том, что именно запрещено делать болельщикам. Это не только пиротехника, а, например, проход на трибуны в масках, залезание на сооружения стадиона, приход пьяными, спекуляция билетами… Полиция имеет право задержать таких людей, оформить протокол и направить его в суд. Штрафные санкции более серьезные. Первое нарушение – 10–15 тысяч рублей, затем до 25 тысяч, административный арест на 15 суток, принудительные работы и ограничение доступа на стадион. После недавнего матча с «Боруссией» один из болельщиков был серьезно оштрафован.
Но закон должен работать. Есть такая мера, как запрещение посещения спортивно-массовых мероприятий, но алгоритма ее применения нет. Как суд ограничит права нарушителя? Как контролировать непосещение им матчей? «Зенит» и другие клубы сейчас работают над внедрением системы идентификации личности.
КАМНИ В СПИНУ
– Первое предупреждение от УЕФА за расизм «Зенит» получил еще более пяти лет назад – после матчей Кубка УЕФА с «Марселем». Что изменилось с тех пор?
– К клубам из Восточной Европы вообще более пристальное внимание. Я помню выездной матч с «Марселем» – был на нем еще болельщиком, не работал в клубе – видел, как нас встречали в Марселе. В спину камни летели!
Да, болельщики клубов из Восточной Европы чаще используют пиротехнику и совершают другие правонарушения. Мы это учитываем в нашей работе, стараемся объяснять болельщикам, что надо прекращать этим заниматься.
Полиция составляет черные списки лиц, которых нежелательно видеть на матчах в Европе. Если болельщик несколько лет назад попал в сферу внимания полиции, затем отошел от фанатизма и через пять лет, допустим, собрался в Европу по делам, его могут не пустить в Шенгенскую зону. Наши болельщики столкнулись с похожей ситуацией, когда мы играли с «Шахтером». Многих остановили на украинской границе – соседи готовились к Евро, и было что-то вроде учений. Тех, кто, по мнению полиции, близко подошел к экстремистским настроениям, снимали с поездов и самолетов.
P.S. После матча в Дортмунде Федотов дал комментарий «Советскому спорту»: «Никакого флага не было. Это красно-желтый баннер болельщиков «Боруссии». По нашей информации, его привезли из Питера. За этим не стоит никакой политической идеологии. Фанаты так самоутверждаются. В целом матч прошел хорошо, и болельщики вели себя достойно. Три-четыре попытки зажигания пиротехники – это не так уж и много, на мой взгляд. Тем более их сразу попытались погасить».





