Качественный импорт

null
news
 

Призыв на службу тренера-иностранца в национальную сборную России стал хитом футбольных рассуждений последней недели, прошедшей после возвращения сборной домой. Требования повести к алтарю, поставить у штурвала, призвать на царство варяга звучат столь же часто, как и негостеприимное «Ату его!».

Ситуация и впрямь непростая – и ответ, как дно в мутной воде, сыскать нелегко. В первом постсоветском десятилетии сборной руководили объективно лучшие специалисты: мы почти не знали проблем с выходом из отборочной группы, но на самих турнирах были скорее группой разогрева перед выходом на сцену мегазвезд. Казалось, еще чуть-чуть, и «встанем в один ряд», но «День Победы» гораздо чаще звучал 9 Мая в честь дедов-ветеранов, чем летом в дни крупных турниров – в честь наших ребят. А после последнего чемпионата мира, когда не столь обиден был результат, сколь игра, словно сошедшая с черно-белых экранов первых «Рекордов», стало ясно: мы в чем-то отстали. Сознательно говорю «мы», потому что такая игра – не только отражение замыслов тренеров. Она как гипсовый слепок всего российского футбола. «Причины такого результата? Наш футбол стоит на месте. У нас мало специалистов, которые брали бы лучшее из европейского футбола. Нас опережают – это касается как тактики, так и настроя на игру футболистов», — слова Сергея Семака в телеинтервью в день последнего звонка сборной в Симидзу — истинная правда. «Болдинской осени» тренерских идей в России давненько не было.

Пожалуй, нужен современный и талантливый, со своим взглядом на футбол, доказавший уже свои приоритеты результатом иностранный специалист. Он способен встряхнуть наш футбол. И осовременить его.

На мой взгляд, противникам такого шага важно понять, что тренер-иностранец у руля сборной — не на всю жизнь и вокруг него строить долгосрочную политику на несколько поколений наверняка не будут. Важно понять, что тренер-иностранец обязан показать личным примером подходы к ведению игры и тренировочному процессу лучших футбольных образцов — это должен быть качественный импорт.

Пожалуй, научить всех невозможно. Борис Игнатьев и Валерий Непомнящий, помнится, отработав по контракту в Азии, говорили о том, что своих помощников из России им не давали привезти. Почему? Все просто: тренер-иностранец не только должен дать результат (его могут дать и местные тренеры, которым при прочих равных условиях и отдается приоритет), но и обучить за время действия контракта местных коллег. Работая бок о бок с мэтром, местные тренеры учатся на практике, и после его ухода сами способны «взять штурвал». Такое возможно и у нас – на роль второго тренера в сборную вполне подошли бы и Игорь Шалимов (его, кстати, на эту роль прочил комментатор НТВ Савик Шустер), и другие, не так давно завершившие карьеру сборники. И не надо говорить о непонятном русском менталитете. В разные годы на постсоветском пространстве уже работали британец Гарри Джонсон в Латвии (о котором положительно отзывается армейский латыш Юрис Лайзанс) и голландец Джонни Боскамп – в Грузии. Тот же Лайзанс рассказывал мне, что после прихода британца (работавшего до этого в «Уотфорде») обстановка в сборной значительно улучшилась, и именно Джонсон открыл Европе латышских игроков (вскоре целая колония латышей заиграла в английских клубах).

В общем, мотив приглашения тренера-иностранца понятен. Цель – благородна. Осуществима ли?