Жан Нарде: Самые мощные кулаки – у Березуцких

«РАБОТА С БЕРДЫЕВЫМ НЕ ПРИНЕСЛА УДОВОЛЬСТВИЯ»
- Для начала о делах семейных, Жан. Как познакомились со своей русской женой?
- В кафе. Увидел, что за соседним столиком красивые девушки, сразу понравилась Марина. Мы тогда были вчетвером: я, Жедер, Леандро и Алешандро. Предложил моим друзьям подойти к девушкам. Леандро осмелился, пригласил за наш столик. Правда, мы не говорили ни по-русски, ни по-английски, а они - по-португальски. Как-то жестами объяснились, - смеется Жан.
- Как же потом общались?
- Я словарик английского приобрел. Когда пришел на свидание, по нему слова нужные искал. В общем, первое свидание у нас длилось очень долго. Кстати, знаете, я же когда в Россию ехал, было страшно, адаптируюсь ли? А один друг сказал: «Может быть, ты там девушку найдешь?». Я только посмеялся: «Ну когда мне девушек искать? Играть же еду». И тут такой поворот.
- В Бразилию переехали без проблем?
- В общем, да. Марина, правда, университет бросила, но не жалеет. А меня приучила к русской еде, но об этом я уже говорил. У нас все хорошо!
- Чем планируете заниматься теперь, после завершения карьеры?
- Пока взял паузу, думаю, куда податься дальше. Тренерская карьера? Не знаю, хотя это один из возможных вариантов.
- Многие ваши соотечественники становятся агентами.
- А вот это без шансов, меня не привлекает такая работа. Это сложно и сильно напрягает. Знаете, какая конкуренция в Бразилии? Все хотят продать своих клиентов подороже, конфликтуют из-за игроков.
- Вы успели поиграть за четыре российские команды: «Сатурн», «Динамо», «Рубин» и «Москву». В какой понравилось больше?
- Однозначно в «Сатурне». Потому что в этом клубе я провел больше всего времени. Меня там уважали, болельщики любили. В общем, все было идеально.
- Что вас больше всего удивляло в России?
- Шокировало, что может быть так холодно. Хорошо, что ни разу не приходилось выходить на поле при минус 30! Играл максимум при минус 15.
- Наверняка за много лет привыкли к какой-нибудь российской еде?
- Просто обожаю супы! В Бразилии такого нет, – говорит Жан и переходит на русский. – Борщ, грибной суп, еще пельмени.
- В России вы поработали со столькими тренерами, что пальцев рук не хватит сосчитать. Кто вам больше всего понравился?
- Работал в «Сатурне» такой седой тренер, стыдно, но забыл, как его зовут (вероятно, речь идет о Борисе Игнатьеве. – Прим. ред.). Он пришел сразу после Романцева. Вот кто мне больше всего нравился - с ним было легко и интересно работать.
- А как вам Романцев - легенда «Спартака»?
- Почти не знаю этого тренера, он покинул команду сразу после моего прихода. Вроде бы у него были проблемы со здоровьем. Может, что-то серьезное... Игроки про него много рассказывали...
- Другой тренер, с которым вы работали, - Божович.
- О, Божович - вообще классный! Открытый, любит пошутить, он для футболистов больше друг, чем тренер. При этом никто и не думает расслабляться и пользоваться таким отношением. За Божовича мы всегда были готовы играть.
- Полная противоположность Божовичу – Бердыев.
- Да уж, Бердыев очень закрыт - вы не представляете, как тяжело с ним работать. Игроки вечно дерганые, он всех держал мертвой хваткой, не давал расслабиться. Представьте, что вы находись под постоянным психологическим прессингом, постоянно от вас чего-то требуют. Ни дня покоя при нем не было, меня угнетала эта работа. Не получал удовольствия от футбола.
- Вы поиграли со многими россиянами. Почти все бразильцы утверждают, что подружиться с ними непросто.- Нелюдимых и правда очень много. Но я всегда с радостью вспоминаю Самедова и Тарасова. Эти парни открыты для общения, можно сказать, я с ними довольно близко сошелся. Но таких единицы. Другие держат с тобой дистанцию.
«Я БИЛ АРМЕЙЦЕВ КАК МОГ»
- Все помнят ту эпичную драку между футболистами «Сатурна» и ЦСКА. Почему нарушение правил обернулось побоищем?
- Мы вообще ничего такого не хотели. Потасовку начал Жирков. Сцепился с кем-то из аргентинцев. Набежали другие его соотечественники, они ведь своих в обиду никогда не дают. Потом остальные армейцы подключились, ну и мы побежали заступаться за аргентинцев.
- Вы лично кого били?
- Да всех подряд, в такой куче не разберешь. По-моему, больше других досталось Шемберасу.
- Тогда шутили, что вы как бразилец применили навыки капоэйры.
- Капоэйра безвредна, скорее уж джиу-джитсу. Но я ни тому, ни другому не учился. Просто бил как мог.
- В том эпизоде яростнее всего дрались братья Березуцкие. Вам сильно досталось?
- Они почти так же ведут себя на поле. Не сказал бы, что есть большая разница. Сыграешь против них, а потом неделю со здоровенными синяками ходишь. Но это больше нападающих касается. Кстати, от Березуцкого хорошо досталось Жедеру, а не мне. Вообще у Березуцких самые мощные кулаки.
- Как Онопко зуб выбили?
- Он полез разнимать, в толкотне все и произошло. Никто уже ничего не понимал, по инерции продолжали колотить друг друга.
- Не было стыдно за это побоище?
- Немного… Все-таки не должно такое происходить на поле, на глазах болельщиков. Но игроки весь матч друг друга провоцировали, нервы не выдержали.
- Помирились потом?
- Да это все на горячую голову случилось, так ребята все нормальные. Не помню, чтобы мы приносили какие-то извинения, но лично я потом пересекался с армейцами, и все было нормально.
«РОССИЯ ПОКА НЕ ВПЕЧАТЛЯЕТ»
- В «Сатурне» кто вас опекал?
- Роман Асхабадзе. Хороший человек, всегда готовый помочь, мы были друзьями. Но теперь часто слышу от знакомых, что он изменился. Не знаете, в чем причина?
- Стал гендиректором «Спартака».
- Наверное, высокая, ответственная должность влияет на поведение. Я бы сейчас с удовольствием пообщался с Романом, жаль, что контакты утеряны.
- Правда, что в «Сатурне» игрокам девочек привозили? В России ходят такие слухи.
- Не знаю, для меня нет, - ошарашенно отвечает Жан. – Я к тому времени невестой обзавелся, девочки были не нужны. А вообще - это новость для меня. В команде об этом не говорили, слухов не было.- Экс-гендиректор «Сатурна» Игорь Дмитриев рассказывал, что команда разделилась на два лагеря: аргентинцы и бразильцы. И что как-то на сборе в Австрии одни подрались с другими.
- Не было все так страшно. На самом деле мы немного поспорили, потолкались, до мордобоя дело не дошло. Признаю, были разделены на группы, но больше за пределами поля. Когда выходили играть, становились единой командой. Если у тебя в команде одни латиноамериканцы, мелкие конфликты неизбежны.
- Также Дмитриев говорил, что однажды вас и еще двух бразильцев задержала полиция. За что?
- Меня перепутали с нападающим Жаном! Ох, наделала та история шуму в Бразилии. Ведь тогда я здесь выступал, а тут новость: Жана арестовали в России. Столько звонков посыпалось! О том задержании знаю не много: вроде Жан с друзьями устроили вечеринку с размахом у кого-то дома, вот и получили проблемы с полицией.
- Недавно я говорила с Катаньей, он рассказал, что участвовал в договорных матчах, правда, в Испании. У вас был подобный опыт в России?
- У вас в стране всегда много говорили о купленных матчах. Больше всего слышал о них в первый год в России, а затем уже в «Рубине». Не потому, что казанцы что-то там сдавали, просто был какой-то всплеск интереса к возможным договорным играм. Я никогда не знал, были ли те или иные матчи сданы. Между игроками это обсуждалось, но никто не говорил, кто конкретно причастен к нечестным результатам.
- Не могу не спросить вас о Нико Павловиче. Ходили слухи о его нетрадиционной ориентации, как на это реагировали в команде?
- Не знаю, я свечку не держал, - смеется Жан. - Но слухи были очень настойчивые. Все мы разные на этом свете.
- Я спрашивала Дерлея - бросал ли он бутылку с водой в Семина на тренировке «Динамо». Говорит - нет...
- Я не видел своими глазами. Но знаю, что Дерлей на повышенных тонах обсуждал с Семиным неудовлетворительные результаты, говорил, что команда плохо играет. Считаю, что причина всему - разделение на русских и иностранцев. Семин пытался как-то решить проблему, но было очень сложно. Все потому, что иностранцы получали в разы больше русских.
- Вы смотрели первый матч сборной России?
- Да, игра не впечатлила. Не понравился стартовый состав. Кержаков и Денисов должны играть, а не сидеть на скамейке. Они же одни из лучших в России! Считаю, стартовый состав был очень слабый, отсюда плохой первый тайм. Думаю, Россия все же выйдет из группы, выиграв у Алжира и сыграв вничью с Бельгией.





