«Садовод – в футболе главный!»

Обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев - о финале чемпионата мира по футболу.
…И вышел Шюррле, штатный игрок германской замены. И принялся взламывать фомкой аргентинские бастионы, к коим его партнеры тщетно пытались подобрать ключи. А потом явился вдруг Гетце, весь чемпионат пропустивший, и поставил золотую точку. И были они в финальный вечер самыми молодыми на поле «Мараканы».
Полной шокирующей мерой отозвался самый первый знак, поданный чемпионатом месяц назад. Помните, началось-то с бразильского самострельного гола в пользу Хорватии. Ну и огребли хозяева в развязке месячного сюжета десятину… Потому и финальный решающий знак следует рассмотреть с особым вниманием.
…При всех достоинствах германской игры, выдающихся и несравненных, не лежала, признаться, до финала душа пристально на ней останавливаться. Примелькалась она за семь лет бундестим с Левом. И вроде как вошла уже в инерционную фазу. Да, играют основательно-тщательно – что конструктор собирают. И противодействие напрашивалось – отвагой в единоборствах и скоростной сноровкой в контрпрорывах разбить этот коллектор на составные части. Что и удавалось прежде испанцам и итальянцам, не пускавшим механизм Лева в чемпионы.
Аргентинцы сделали все, что нужно. Предъявили диковинную для южноамериканцев оборонительную плотность. Плюс скоростной импульс на противоходе – тут приятно удивил Лавесси. И показалось, что от затруднений и напряжения у немцев моментами голова пошла кругом. И пропала привычная упругость из ног Крооса, Озила и даже Мюллера.
«Фауст против футбольного бога», – написал я перед финалом. Так и вышло. Бог улыбнулся аргентинцам не раз. Второй раз за плей-офф уберег их ворота штангой от неотвратимого расстрела после углового (причем угроза Хеведеса была более страшной, чем та швейцарская в концовке). Подарил Игуаину с невозможными для финала удобствами свидание с Нойером. Да и Месси располагал большей свободой, чем в полуфинале.
Но – на Бога надейся, а сами-то что ж?! Игуаин растерялся, Паласио обработал голевой пас, как парень из нашей ФНЛ, Месси что-то давал – но партнеры не ловили. И тогда власть на поле захватила германская воля. Мне именно ее не хватало в прежних кампаниях сборной Лева. Легендарной стальной закваски бундестим прежних поколений.
«Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет» – это как раз из «Фауста». Теория – это бесчисленные комбинации, пусть и красиво Левом расчерченные. А древо жизни – это превратившийся из мудрого игрока в яростного воина окровавленный Швайнштайгер. И это самые молодые побеги из германского футбольного сада – Шюррле и Гетце (этот – еще с юношеским пушком на подбородке), чьи пас и гол все решили.
Все традиции и предрассудки побеждены истовыми немецкими усилиями по выращиванию своего футбольного сада. Никогда раньше Европа не брала титул в Америке. Никогда не удерживала его три ЧМ кряду. Германия достигла небывалого – просто потому, что очень сильно работает. Дикорастущие футбольные поля и луга не потянули против ее садовых плодов.
Пальцев рук с избытком хватит, чтобы пересчитать всех, кому Германия доверяла тренировать свою сборную. И потому принципы ее игры переходят из поколения в поколение как влитые. И недалек, похоже, год, когда немцы обгонят бразильцев по количеству титулов. О, это ужасный исход чемпионата для нас, чье внимание приковано к футболу российскому. Хочется просто отмахнуться от наших потуг, метаний и дешевых интриг за несусветные деньги. Потому что пронзает сознание страшная, невозможная, но реалистичная мысль: а по изначальным-то задаткам германский футбол вряд ли сильно талантливей нашего…
Follow @WC2014_sovsport




