Эй, Капелло, отстань от ребят!

Когда в декабре буду отвечать на вопрос анкеты «Лучший турнир 2014 года», то назову Олимпиаду. А не чемпионат мира по футболу.
Там, в Сочи, я будто попал в нереальную сказку, поставленную в павильоне «Мосфильма». Вроде бы Россия, но все вежливые, друг другу улыбаются. Мы – лучшие в мире и все делаем красиво. Гордость за страну. Уезжать не хотелось.
Чемпионат в Бразилии оставил странное впечатление. Очень красивый турнир, если смотреть со стороны. Пляж Копакабана, полуголые бразильянки, ламбада в честь Неймара, пестрая «Маракана» – все круто.
При этом жуткий дефицит эксклюзива. Фабио Капелло запер сборную России на базе в Иту. Иностранные звезды вроде Дель Пьеро или Макманамана связаны контрактами и общаться толком не желали.
И что оставалось? Пять репортажей из фавел, как негритята там играют в футбол. Интервью с проституткой или наркодилером. Сюжет с пляжа Копакабана, где русский репортер ходит обмотанным во флаг Чили и общается с фанатами сборной Бразилии. Поход на военный корабль у берегов Рио. Заметка о том, что, оказывается, местные не говорят по-английски и не принимают доллары США. Визит к первому тренеру Халка, который у себя по фазенде бродит зачем-то в футболке «Зенита».
Представляю, если бы я на чемпионате мира по хоккею в Минске взял интервью у проститутки. Расстреляли бы в редакции, засмеяли бы коллеги. А в футболе это проходит – интерес к чемпионату колоссальный. Тут даже интервью с таксистом из Сан-Паулу все прочитают.
Но если бы Капелло позволил репортерам нормально общаться с футболистами, наверное, обошлось бы без ерунды. Дон Фабио как-то забыл (да и пункта в контракте наверняка нет), что главный тренер сборной должен быть хорошим пропагандистом. Его работа – не только бутылки «колы» двигать, но и продвигать вид спорта в стране, которая его наняла.
И если все останется как есть, то российский футбол в 2018 году докатится до керлинга. Он уже проигрывает биатлону по ТВ-рейтингам и хоккею – по посещаемости.
А еще поразило, что вся сборная России оказалась одним Мистером целлофаном из мюзикла «Чикаго». Как в его арии поется: «Вы можете смотреть сквозь меня, ходить по мне и никогда не знать, что я здесь».
Даже когда мы проваливались на чемпионате мира, находились герои для пронзительных репортажей. 2002 год – плачущий мальчик Дима Сычев, будущее нашего футбола. 1994‑й – пять голов и «Золотая бутса» Олега Саленко.
Тут – вообще не за кого зацепиться. Как в клипе «Pink Floyd», куда-то марширует безликая армия молотков с чугунными головами. Им бы крикнуть: «Hey, teacher, leave the kids alone». Типа «эй, Капелло, отстань уже от ребят, дай им быть самими собой». Но все боятся потерять место в сборной, попасть под гнев строгого дона. Они должны служить, исполнять. И не подавать голоса.
Так и запомнится этот турнир – бразильским карнавалом и недоумением на лицах российских болельщиков. Чувством глубокой тоски и безнадеги.





