Служители культа

ФУТБОЛ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. В Гане скандал – братьев Гьянов (старший Баффур играл за «Динамо» и «Сатурн», младший Асамоа – лучший африканский бомбардир в истории чемпионатов мира) обвиняют в совершении ритуального убийства. «ССФ» нашел четыре истории о футбольных жертвоприношениях.
«Вы видели кровь на газоне?»
Евгений ЛОВЧЕВ-младший, экс-игрок сборной Казахстана – о жертвоприношении барана в Казахстане перед матчем «Шахтера» с «Селтиком» (2013 г.):
– Накануне матча игроки «Шахтера» попросили прямо на поле зарезать барана – на удачу. Футбольная общественность в шоке!
– Так это традиция в Казахстане – принести в жертву барашка. В каждой стране свои причуды, что тут криминального? Вы видели кровь на газоне, когда смотрели футбол?
– Шотландцы видели на тренировке. Даже в УЕФА вроде бы обещали пожаловаться.
– Пускай жалуются, а мы посмеемся. Все это выглядит как оправдание поражения («Шахтер» сенсационно обыграл грозных соперников – 2:0. – Прим. ред.). Может, у «Селтика» перед игрой традиция пойти в бар и нажраться. Давайте жаловаться, что они бухают перед матчами.
– В «Шахтере» резать барана перед матчами – в порядке вещей?
– Конечно. Правда, обычно жертвоприношение происходит перед началом сезона или когда у команды не ладится. Команда собирается за день-два до игры. Гнать тебя никто не будет, но не припомню, чтобы кто-то решил отбиться от коллектива. Если слишком впечатлительный, можешь смотреть в другую сторону. Мы взрослые люди, никто в обморок не падал.
«Барану с хрустом ломали хребет»
Александр ФИЛИМОНОВ, экс-вратарь ташкентского «Локомотива»:
– В Ташкенте была традиция резать барана перед стартом сезона.
– Прямо на футбольном поле?
– Рядом с ним! Приходил мулла, читал молитву, игроки кружком сидели на корточках. Потом барану ножом перерезали горло, с хрустом ломали хребет, чтобы, значит, не мучился, – и готово. Кровь стекала в небольшую ямку, которую вырывали загодя.
– Дико?
– Поначалу испытывал страшный шок, смотрел на все, зажмурившись, но со временем привык. Кому-то был нужен этот обряд. Некоторые ребята макали пальцы в освященную, как они считали, кровь, обмазывали бутсы, чтобы больше голов забить, или колени – от травм. Верят люди – и ладно, но я понимал: не баран будет играть за меня на футбольном поле.
«Шкуру закопали в яму, помолились…»
Александр ТАРХАНОВ, экс-тренер «Крыльев Советов», главный тренер «Урала»:
– Могу рассказать историю – как мы в 2000‑м в Самаре привораживали удачу. «Крылья» преследовали поражения. Приходит ко мне Мирджалол Касымов и два татарина-мусульманина, которые работали водителями. Говорят: надо зарезать черного барана, совершить жертвоприношение. Долго они искали нужного барана, наверное, всю Самарскую область объездили, нашли наконец черного барашка. Прямо на базе зарезали его, шкуру закопали в яму, помолились. Я наблюдал со стороны. Потом был шашлык для всей команды…
– Не томите: выиграли?
– Две подряд!
«Колдунья завесила окна тряпками…»
Виктор БОНДАРЕНКО, российский тренер, многие годы отработавший в Африке:
– В штатное расписание возглавляемых вами команд входили шаманы?
– Шаманы – не мой вопрос. Но никуда не денешься, в Африке вера в их силу еще весьма велика. Поэтому с работой шаманов приходится сталкиваться и смотреть на нее сквозь пальцы. Еще на заре своей африканской карьеры в Мозамбике мне пришлось даже поучаствовать в ритуалах. Я тренировал «Мачедже», нам не везло в полуфинальной пульке. Три матча подряд сыграли вничью. В последнем туре победа нужна была как воздух – только она гарантировала выход в финальную пульку. Команда была армейской, и накануне игры мне скомандовали: поехать с футболистами в деревню к известной колдунье. Возражения не принимались в принципе. Президент клуба был убежден, что меня с игроками просто необходимо «расколдовать».
– Вас заставили надеть шкуру свежезарезанного кабана?
– Колдунья завесила окна тряпками, что-то очень долго бормотала. Потом взяла курицу и свернула ей голову. Затем пришла моя очередь – слава богу, сделали только четыре пореза на коленях.
– Кровь была пролита не напрасно?
– В поединке против «Ферровиариу» мы забили победный гол после рикошета – мяч попал в защитника, изменил направление и влетел в ворота. Мы вышли в финальную пульку и стали чемпионами страны. Вскоре я был признан лучшим тренером года. Вот и не верь после этого в приметы!
Колдуны – это их культура. В Африке без этого не живут. И головы курицам отрубают, и монеты под поле закапывают...
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ГАНЕ?
Журналист Ghana Daily Graphic Даниэль Кену стал жертвой нападения группы мужчин во главе с Баффуром Гьяном, братом нападающего сборной Ганы Асамоа Гьяна. Предположительно, поводом для нападения послужили слова журналиста, который на пресс-конференции обвинил Асамоа в совершении жертвоприношения.
Прошлым летом, находясь на отдыхе с семьей Гьянов, при невыясненных обстоятельствах утонул рэпер Castro. Кену предположил, что футболист принес Castro в жертву.
Асамоа Гьян на этот вопрос не ответил. Позже на тренировке он был замечен с группой неизвестных мужчин, а еще позже на журналиста было совершено нападение. По словам Кену, нападение могло бы закончиться летальным исходом, если бы не вмешательство корреспондента Ghana News Agency Стивена Асанте.
МЕЖДУ ТЕМ
Проблемы Криштиану Роналдо на ЧМ-2014 (лучший игрок мира не успел до конца восстановиться от травмы) колдун из Ганы Нана Кваку Бонсам объяснил тем, что наложил на главную звезду сборной Португалии порчу, принес в жертву четырех собак.
УЕФА в прошлом году предупредил карагандинский «Шахтер» о недопустимости проведения жертвоприношений перед футбольными матчами Лиги чемпионов (20 августа перед домашним матчем квалификационного раунда плей-офф Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Селтиком» на стадионе «Астана Арена» был зарезан баран).
Директор по проведению соревнований УЕФА Джорджо Маркетти направил письмо в адрес «Шахтера»: «Несмотря на то, что некоторые обычаи могут иметь исторические корни, им нет места на стадионах или рядом с ними. В случае повторения подобного нашими дисциплинарными органами будет проведено полномасштабное расследование».
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
– форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения – от простейших и невинных (водоокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.





