Томас Равелли: Четыре гола от ван Бастена вспоминаю с улыбкой

ТОМАС РАВЕЛЛИ. Легендарный шведский вратарь дал эксклюзивное интервью «ССФ». Вспомнив великое прошлое, мы не забыли о настоящем – Равелли поделился своим мнением о матче Швеция – Россия.
ВАН БАСТЕН, КАПЕЛЛО
– Лично у меня вратарь Томас Равелли ассоциируется с определенным матчем. Именно тогда я впервые увидел вашу игру по телевидению.
– Речь о каком-то матче между СССР и Швецией в 80‑х?
– Лига чемпионов, «Милан» – «Гетеборг».
– О, 92‑й год! Кажется, мы проиграли 0:4, верно?
– Болезненные воспоминания?
– Нет, абсолютно. Против нас играла лучшая команда мира на тот момент. Кроме того, для «Гетеборга» это был первый опыт выступления в футбольной элите. Поэтому ту игру я вспоминаю с улыбкой. В том числе и четыре гола, которые пропустил тогда от ван Бастена.
– Гол ван Бастена ударом через себя – самый красивый из пропущенных в карьере?
– В тройке лучших – однозначно.
– Вы ведь помните, кто тогда возглавлял «Милан»?
– Конечно – Капелло. Кстати, достаточно часто приходится слышать, что, приглашая Ибрагимовича в «Ювентус», Капелло видел в нем нового ван Бастена. По-моему, они действительно очень похожи по манере игры.
– Работу Капелло со сборными Англии и России не назовешь сверхудачной. Вы все еще считаете итальянца топ-тренером?
– Когда у тебя такой огромный опыт, почему бы тебе не быть топ-тренером? Но я в этом вопросе некомпетентен, я никогда не работал с Капелло. Так что лучше задайте этот вопрос Златану.

ИБРАГИМОВИЧ, EXPRESSEN
– Если бы Ибрагимович вышел на поле в матче с Россией, результат мог быть иным?
– Гипотетически. По крайней мере Швеция играла бы в несколько ином ключе. Когда Златан на поле – это всегда более атакующий футбол.
– Но это и всегда чуть более предсказуемый футбол: каждый игрок сборной пасует и грузит мяч только на одного футболиста.
– Категорически не согласен! – критическое замечание в адрес Ибрагимовича выводит Равелли из себя. – Как может негативно сказаться на игре команды присутствие в ее составе одного из лучших футболистов планеты? Это же полная чепуха. Такая же чепуха, как и слухи о том, что Златан «поймал звезду», что он ведет себя надменно и агрессивно. Я общался с ним всего несколько раз – мы случайно пересеклись в аэропорту. Но даже по этим коротким разговорам я понял, что он совершенно другой, нежели его иногда пытаются выставить в прессе. Когда-то давно, быть может, у него и был имидж плохого парня, но сейчас это совсем другой человек. Следующий вопрос.
– Как в Швеции относятся к изданию Expressen?
– Вечерняя газета, которая специализируется на скандалах и жареных темах.
– Корреспондент этой газеты чуть было не спровоцировал скандал в России, приписав Капелло слова о том, что тренер очень недоволен действиями одного из своих игроков в матче со Швецией.
– А на самом деле Капелло этого не говорил? Это их методы работы. Чем в наше время привлечь читателя? Нужны броские заголовки, иначе никто не будет покупать газету.
ПЛОХАЯ ИГРА, АКИНФЕЕВ
– Какой бы вы дали заголовок к матчу Швеция – Россия?
– Плохая игра в исполнении обеих команд. На поле почти ничего не происходило. Мы совсем не видели опасных моментов, зато было очень много беготни. Вместо того чтобы идти вперед, шведы большую часть времени пятились в оборону. Уверен, что и в России не удовлетворены качеством игры своей сборной. Даже несмотря на то, что вы чаще владели мячом. Одним словом, это было (задумывается)…
– Скучно?
– Нет, матч по определению не может быть скучным, когда на кону стоит так много. Это было некачественно. Я помню много матчей, в которых и россияне, и шведы играли в более классный футбол. Взять хотя бы встречу наших сборных на Евро в Австрии. Впрочем, у нас есть уважительная причина для такой невнятной игры, из-за травм не смогли выйти на поле нескольких ведущих футболистов: Златан, Экдаль.
– Перед игрой вы признались, что не знаете ни одного игрока из нынешней сборной России. Что-то изменилось после просмотра?
– Я вас обманул! (Смеется.) Хорошо знаю Акинфеева, просто мне сложно запомнить его имя. Принято считать, что если игрок не реализовал пенальти, то он нанес плохой удар. Но Ларссон как раз пробил очень здорово – это именно заслуга Акинфеева, что мяч не попал в ворота. Он сыграл просто блистательно! Уж поверьте мне как эксперту, я сам в матчах за сборную взял три или четыре пенальти. Кроме Акинфеева, никто себя не проявил, я никого не запомнил. В обеих командах не было ни одного игрока, кто бы выделялся.
– Можно утверждать, что Акинфеев пришел в себя после провального чемпионата мира?
– Не знаю, я не видел его матчей в чемпионате России. А в Стокгольме у него, помимо пенальти, и работы-то никакой не было.

– Что, на ваш взгляд, случилось с Акинфеевым в Бразилии? Не справился с давлением?
– Все зависит от характера вратаря. Я, например, не мог нормально выступать, если тренер, СМИ и болельщики не давили на меня. Сам я ни разу не допускал подобных ошибок в важных матчах, ляпы были разве что в самом начале клубной карьеры. Но это может случиться с каждым. Ты уверен в том, что легко возьмешь мяч. Немного расслабляешься и теряешь концентрацию. Мяч летит в твою сторону, а ты уже мысленно проживаешь следующий эпизод. Думаешь, как удачнее начать атаку, кому отдать передачу.
Именно это, полагаю, и случилось с Акинфеевым в игре с Кореей. Представляю, что творилось в его голове после гола: «Я подвел партнеров, я подвел всю страну!». Иногда такие ужасные ляпы перечеркивают карьеру в сборной. Но, как видим, не в случае с Акинфеевым – он все еще играет.
– Что с такой игрой светит командам на Евро?
– До чемпионата еще почти два года. Придут новые игроки, вернутся травмированные. Во Франции, если мы туда отберемся, будет совсем другая история.
РУССКИЕ, БРОНЗА ЧМ
– Вы шесть раз играли против советской и российской сборных. Какой матч самый памятный?
– Товарищеская игра в Тбилиси в 87‑м. В то время к русским футболистам в Швеции относились с не меньшим пиететом, чем к вашим хоккейным чемпионам. Человек пять считались игроками топ-уровня. Тем приятнее, что отыграл я тогда очень прилично. Мы победили 3:1.
– А как Блохин вам забивал – помните?
– Отлично помню, что несколько раз пересекались с Дасаевым, но чтобы мне забивал Блохин? Вот уж никогда не подумал бы. Я сохранил в памяти только приятные моменты. Например, игру в 88‑м в Берлине. Это был турнир четырех сборных, в котором, помимо наших команд, участвовали ФРГ и Аргентина. В финале мы победили СССР со счетом 2:0. Ну, и встреча на ЧМ-1994, само собой. Там мы, к слову, тоже победили.
– Чем сейчас занимаются бронзовые призеры ЧМ-1994?
– Тренируют только трое: Хенрик Ларссон, Юнас Терн и Стефан Рен. У Бролина какой-то бизнес, связанный с организацией мероприятий. Кеннет Андерссон занимается социальными проектами в «Гетеборге». Далин решил заняться агентской деятельностью. Так или иначе, почти все парни из той команды продолжают общаться – многие приходили на недавнюю свадьбу Бролина, до этого была свадьба у Далина...
Этим летом собрались все вместе на 20‑летний юбилей нашей бронзы. Провели товарищеский матч на юге Швеции, на стадион пришли порядка семи тысяч человек. Команда-1994 против других бывших сборников.
– У кого самый большой пивной живот? У Бролина?
– Больше остальных прибавил в весе Терн. Кажется, у него серьезные проблемы с коленом.
– А чем занимаетесь вы? Совсем отошли от футбола?
– В определенной мере. Тренерская работа не для меня. С тех пор как в 2000‑м завершил карьеру, наблюдаю за футболом со стороны. Иногда приглашают в качестве эксперта на ТВ, иногда выступаю с мотивационными речами на разных конференциях. А в прошлом году вместе с братом-близнецом Андреасом запустили собственную линейку одежды.
– Выгодный бизнес?
– Вполне, не жалуюсь. Заходите на сайт ravelli.se и увидите, чем мы занимаемся. Очень хороший выбор модной спортивной одежды.





