Татьяна Лебедева: «Ротор» сидит и ждет, что ему кто-то поможет. В футболе так не бывает

Экс-министр спорта Волгоградской области, член Совета Федерации Татьяна Лебедева рассказала Sovsport.ru о возможной ликвидации «Ротора» и о нежелании спонсоров иметь дела с клубом, а клуба — со спонсорами.
Татьяна Лебедева: «Ротор» сидит и ждет, что ему кто-то поможет. В футболе так не бывает
24 января 2015 18:33
автор: Александр Муйжнек

Экс-министр спорта Волгоградской области, член Совета ФедерацииТатьяна Лебедева рассказала Sovsport.ru о возможной ликвидации «Ротора» и онежелании спонсоров иметь дела с клубом, а клуба — со спонсорами.

— Говорят,минспорта Волгоградской области вот-вот закроет «Ротор». Объясните, чтопроисходит?

— Не новаяпроблема, та же, что была и полгода назад: денежный кризис и долги, за которыеникто не платил. Сейчас, когда мы проводили аттестацию «Ротора» на оставшуюсячасть сезона во второй лиге, снова всплыл этот долг. Со стороны министерстваспорта Волгоградской области никаких задолженностей нет. Новый планфинансово-хозяйственной деятельности выполняется, как и прежний.

Долг «Ротора»копился два с половиной года. За это время у команды были утверждены разныепланы-графики, но клуб выходил сверх этой нормы, надеясь, что министерствоспорта области пойдет навстречу по так называемому джентльменскому соглашению.Вроде как прежний губернатор (до 2 апреля 2014 года Волгоградской областьюруководил Сергей Боженов — Прим. ред.)обещал платить за «Ротор». Новый губернатор, Андрей Бочаров, сказал: «Кто вамобещал, пусть тот и платит. Я хочу все делать в рамках закона, и мы от вас неотказываемся, готовы платить столько-то. Вы должны жить в этих рамках. Старыедолги — это ваша политика, и если хотите жить, привлекайте спонсоров. Иболельщиков у вас много».

Последниеполгода конфликт был в затяжной стадии. У клуба был шанс показать, на чтоспособен их менеджмент, что вот мы не сто миллионов, а десять, но нашли. Но«Ротор» продемонстрировал только пассивность и потребительский подход к делу.

— Каковсейчас долг «Ротора»?

— Насколько язнаю, задолженность составляет 100 миллионов рублей. Из них 60 миллионов —зарплата. Говорю это из своих источников, со слов других лиц. Вчера у нас былисоревнования по легкой атлетике, и на пресс-конференции выступал министр спортаВолгоградской области (Игорь Козлов — Прим.ред.). Он говорил, что минспорта сейчас по своим обязательствам отвечает,но старый долг, с прошлого года, никто не отменял. А когда-то, но эту зарплатуотдавать все-таки надо.

— Говорят,что Андрей Бочаров не слишком расположен к «Ротору» и футболу вообще. Это так?

— Именно кспорту он неравнодушен, но акцент он сделал сразу такой: спорт профессиональныйдолжен существовать за счет спонсоров. Андрей Иванович хочет, чтобы максимально в наших командах былипредставлены волгоградцы — понятно, что полностью это невозможно исполнить, нобаза должна быть из местных игроков. Камышинский «Текстильщик» к этому стремился. У кого база, у кого-тошкола, у кого-то видение стратегии. «Вы между собой договоритесь, придите ирасскажите о своем предложении», — такой был посыл Андрея Ивановича. Но нет,все разделились и тянут одеяло на себя. А объединиться между собой — это,по-моему, и есть выход из положения.

— Но гаситьстарые долги Бочаров все равно не хочет.

— Позвольте,но это долги предыдущих хозяев. Бывает несоответствие финансовому плану на парумиллионов, но сто миллионов долга… Был «Ротору» утвержден план на 120миллионов, а они раз — плюс 70! Через год еще плюс 40. Вот долг и скопился. Имговорили про зарплаты, раздутый штат, отсутствие всякой экономики. АндрейИванович говорил: «Ребята, вы сверх лимита потратили, как я буду платить? Никтодругой, кроме вас, не должен за эти долги отвечать».

— «Летом в непростойситуации нам удалось найти частных инвесторов», — говорил Рохус Шох. Гдеспонсоры сейчас?

— Клубунамекнули: ищите спонсоров, у вас есть полгода, пока вы сезон играете. Я летелав самолете с генеральным директором «Садов Придонья» Андреем Самохиным. К немулезут постоянно со своими проблемами, но я знала, что он — один из спонсоров«Кубани» (пусть это и краснодарский клуб, но все же). Я осторожно так спросила«Вы как, со спортом дружите?» «Да, — говорит, — у меня единоборства, дзюдо вчастности». Спросила про «Ротор»: «Не хотите партнером стать?». И как-то он таксразу с внутренним недоверием, что ли: «Ротор»? Никогда!» Спрашиваю, почему? «Яне вижу прозрачности. Нас не устраивает,как бездонно деньги тратятся». Бизнесмены должны понимать четко, куда отдаютденьги.

К тому же былеще инцидент, когда за два-три года за командой числилось около ста трансферов.В общем, вскрылось, что менеджмент работает не доброкачественно. Сразу скажу, яне суперспец в агентских моментах, но по-моему, у молодого и перспективногоигрока смотрят на физические данные, темы восстановления, перспективы роста. Атут как получается? «Ой, мы ошиблись, мы его взяли, а потом отдали другим»? Яне вижу в этом никакой логики вообще. Спонсоров пугало, что этодискредитировало команду, и они не хотели сотрудничать с клубом.

Показать своюоткрытость, готовность взять ситуацию под контроль, акционировать самим, делатьклуб народным, хоть какие-то предложения вносить — ничего не последовало. Онисидели и ждали, когда им кто-то поможет. А вы ведь понимаете, что в футболе такне бывает.

— Вы общалисьс самим «Ротором»?

— Явстречалась с представителями клуба, говорила о командах области по другимвидам спорта. Понятно, футбол — это популярно, это культ, это зрелище, агандбол, баскетбол — кому они, вроде бы, нужны? Это нормальная практика,наверное. Но я говорила «Ротору»: у водного пола есть спонсор, «Лукойл».Гандболистки «Динамо-Синары» — чемпионки России, в Евролиге сейчас играют. Уних было соотношение областного и спонсорского финансирования 50 на 50, атеперь они выходят на полностью спонсорское обеспечение. «Красный Октябрь»баскетбольный вспомните — он не нуждается в поддержке бюджета. Все эти командысвоей игрой и результатами доказали, что спонсоров им хватает.

— Так что«Ротор» ответил?

— «Мы письмаразослали…» Не знаю, какие тут письма. Надо, не знаю, ходить к спонсорам,стучаться, обивать пороги, раз средств нет.

— Болельщикибитком заполняют стадион на матчах «Ротора», сейчас затеяли акцию #СпаситеРотори активно требуют спасти «Ротор». Давит ли это на вас?

— Все-таки относительномолодой костяк болельщиков — от 14 лет и старше. И эта молодежь эмоциональнонеустойчива. Вначале чувствовалось, как они подначивали, качали всехболельщиков, чтобы они давили и критиковали. Был там такой неприятный момент. Японимала, что это все своеобразная политика, что есть установкавице-губернатора: дескать никто не собирается хоронить команду. Это традиция унас действительно, «Ротор» — большой клуб, болельщики приходят. Я здесь вообщене спорю, сама в свое время ходила...

Я как легкоатлеткапонимаю, что атлетика и футбол — разные вещи в плане финансирования. Тем неменее, мы показываем результаты, своим трудом — и тогда мы можем надеяться накакую-то финансовую поддержку. А они говорят: «Дайте сначалафинансы, а потом результат».

Болельщики очень сильнопереживали, когда клуб ушел сначала во вторую лигу, и особенно когда стадионстали реконструировать, а клуб ушел в другойгород. И вот пошлатакая новая волна: «Мы будем играть на городском стадионе в городе, вВолгограде». Мы выступили категорически против. В Волжском мы одну командуликвидировали (речь о команде «Энергия» — Прим.ред.), а «Ротор» все-таки бюджет получает от Волгоградской области.Не вечно же они уходят в город Волжск играть. А там действительно логистика,потому что рядом нет домов, и три подъезда, ну, «зеленая зона». Там, каксказать, именно безопасность довольно-таки хорошо выстроена. А все варианты вгороде, играть — извините, там и дома рядом, и узкоколейка, дорога... И тем неменее они эту ситуацию отыграли.

Болельщики началиговорить: мы голодные, холодные…

— Но летом клуб и правдане кормил футболистов. Игроки ели за свой счет, то и дело выходили натренировки голодными.

— Эта проблема длиласьбуквально полмесяца. Да, она была, потому что у клуба были арестованы счета.Элементарно, они не могли все это получать, потому что мы уже утвердили новыйплан финансово-хозяйственной деятельности новой команды. А был такой момент,они не могли просто получить деньги, потому что не могли их использовать. И всебыло уже в полном объеме обеспечено и совершенно нормально.

Вернусь к болельщикам. У«Ротора» действительно были взлеты и падения, бывало, команду и ликвидировали,и она снова как птица-феникс возрождалась.

Тот, кто по-настоящему любиткоманду, он и горе, и радость должен разделять, любую участь своих кумиров. Какойже он фанат, если сегодня команда побеждает, на следующий раз проигрывает, ивсе, он разочаровывается, больше не любит команду. Я считаю, сейчас такоеиспытание, в том числе и для болельщиков.

Губернатор ведетпереговоры, нас подключает, чтобы мы могли привлечь. Мы не можем в полном объемеобеспечивать подготовку спортсменов к Рио и стараемся привлечь другиеисточники. Им должен быть интересен и массовый спорт, и профессиональный.

— Проведениев Волгограде матчей ЧМ-2018 — серьезная причина «тащить» «Ротор»?

— Идетопределенный шантаж этим чемпионатом мира. «Раз ЧМ, у нас должна быть команда ввысшей лиге» — нет, не должна. В идеале должна, но не в приказном порядке. Есликоманда будет играть в премьер-лиге, значит, она будет однозначно способнасодержать стадион, у нее будет другая логистика. А что делать со стадиономпосле чемпионата мира — офисы, залы, детские секции?

Приятно,конечно, когда на таком стадионе играет команда премьер-лиги, но эти вещи несвязаны напрямую. У «Ротора» учредитель — Волгоградская область, а стадионстроится, не знаю там, правительством России. Зачем говорить, что раз вам ненужен «Ротор», то и чемпионат мира тоже не нужен? По Сочи говорили так же:«Зачем нам такие объекты, столько денег вбухаем». А как оказалось, в Сочи ужене пробиться. Гостиницы заполняются, «Формула-1» проводится, аквапарк работает… Будет объект в Волгограде — будетвыстроена логистика вокруг него.