«Желания играть – вагон!»

Один из самых ярких футболистов РФПЛ последних лет уже более полугода не может найти себе новую команду. В интервью «ССФ» 35‑летний украинец рассказывает о планах, вспоминает о некрасивом расставании с «Динамо» и предрекает российскому футболу подъем.
Андрей ВОРОНИН
Родился 21 июля 1979 года в Одессе.
Нападающий. 179 см, 75 кг.
Карьера: выступал за немец-кие клубы «Боруссия» Менхенгладбах (1995–2000), «Майнц» (2000–2002), «Кельн» (2003–2004), «Байер» (2004–2007), «Герта» (2008–2009), «Фортуна» (2012–2013), английский «Ливерпуль» (2007–2009), московское «Динамо» (2010–2014, с перерывом). В чемпионате России – 80 матчей (22 мяча).
Достижения: лучший футболист Украины-2011.
Сборная: за сборную Украины – 74 матча (8 мячей). Участник чемпионата мира-2006.
«ДЫР-ДЫР», ТЕННИС, ТРЕНАЖЕРКА 
– Проясните: Андрей Воронин закончил с футболом или нет?
– Мой агент Андрей Головаш продолжает искать варианты. Если поступит интересное предложение, то с удовольствием еще выйду на поле. Желания играть – вагон!
– В 35 лет на одном желании далеко не уедешь.
– В последнее время в России и на Украине почему-то сложился стереотип: если футболист старше 34, то ему пора на пенсию. Говорят: «Давайте нам молодых, дорогу молодым!».
– Еще такое слышал: «Старикам тут не место».
– Ага. Опытные ребята в лучшем случае на скамейке сидят. Во многих европейских клубах чуть иначе относятся к возрастным игрокам. Продлевают с ним контракты на один год или по схеме «один+один». И практика показывает, что «старички» не подводят. Взять того же Тотти. Есть пример Клозе, который в 36 лет побил бомбардирский рекорд Роналдо и стал чемпионом мира.
– У них постоянная игровая практика. А вы когда в последний раз в футбол играли?
– Чтобы всерьез – еще в «Динамо». Понятно, что практики не хватает. Но я стараюсь поддерживать форму, регулярно играю с друзьями в «дыр-дыр»: 5 на 5, 6 на 6. Почти каждый день хожу в тренажерку. Пока не похолодало, устраивал себе пробежки. У меня сейчас вес на полтора килограмма меньше того, что считался оптимальным игровым! Еще в теннис играю. Меня как-то раз Дэн Колодин в отпуске научил держать ракетку, с тех пор я подсел на это дело.
– Колодин тоже ведь без клуба сидит?
– Дэн не сдается, он очень серьезно настроен вернуться в футбол. Надеюсь, найдет себе команду в это трансферное окно.
– Вас с Головашом недавно видели на матче «Витесс» – ПСВ. Дайте угадаю: одна из этих команд интересуется вами?
– Да нет, никаких переговоров. В «Витессе» играет мой хороший знакомый Денис Олейник, мы вместе в сборную вызывались. Андрей Головаш ведет дела Дениса и предложил мне поехать на матч. Я согласился, Арнем совсем недалеко от моего Дюссельдорфа. Посмотрели футбол, пообщались, хорошо провели время.
«СКУЧАЮ ПО ЗИМНИМ СБОРАМ» 
– Что, если поступит достойное предложение из Австралии, США, Эмиратов?..
– Поступит – будем рассматривать. Но понятно, что приоритетный вариант – Германия. Живем в Дюссельдорфе, дети только-только пошли в школу, жена Юля в положении. Чувствуем себя здесь как дома.
– Как сейчас выглядит ваш обычный день?
– Просыпаюсь в 7.30. Отвожу детей в школу, еду в тренажерку. Забираю детей с уроков, а ближе к вечеру везу сына на футбольную тренировку и обратно. Можно сказать, работаю личным шофером (смеется). Когда играл в футбол, день длился намного дольше. А сейчас пролетает в одно мгновение.
– Еще скажите, что скучаете по зимним сборам.
– Никто не любит, когда его гоняют и когда видишь семью лишь несколько дней за месяц. Но, если честно, скучаю, да. По футболу, по ребятам, по атмосфере. Хотелось бы снова сесть после тренировки и поиграть с парнями в карты. Посмеяться, пиво попить после бани. Конечно, этого не хватает. Но опять же: у меня наконец-то появилась возможность больше времени уделять семье.
– Сын в местной «Фортуне» занимается?
– В районной команде, школа недалеко от нашего дома. Немецкие профессиональные клубы принимают детей с 8–9 лет, а Андрею только семь. Кроме того, вожу его на индивидуальные тренировки. Подтягиваем технику. Если все пойдет хорошо, то к 8–9 годам хочу отдать его либо в «Гладбах», либо в «Леверкузен».
– Потянет?
– Наверное, будет неправильно с моей стороны говорить, что это второй Месси, да? (Смеется.) Он старается и выполняет все, что тренеры от него требуют. Самое главное – есть желание. Сам иногда просит: «Папа, поехали тренироваться!». Иногда во дворе вдвоем занимаемся, я специально купил фишки, ворота, барьерчики. Надеюсь, интерес к футболу у него не пройдет.
«КОКОРИН ВИНОВАТ, ЧТО У НЕГО ХОРОШИЙ КОНТРАКТ?» 
– Представим картину: через 15 лет, став профессиональным футболистом, Андрей Воронин-младший начинает регулярно выкладывать в соцсетях фотки золотых часов и модных спорткаров…
– Я буду стараться до него донести, что это не самое главное в жизни. У меня первые дорогие часы появились, когда я уже в «Байере» играл. С другой стороны, нормально, когда футболисты зарабатывают деньги и тратят на красивые вещи. Особенно если у них еще нет семьи. Лишь бы это не забивало мозги и не отвлекало от футбола.
– Людей злит не то, что Кокорин тратит деньги на красивые вещи. А то, что он этим откровенно кичится, не показывая при этом чего-то выдающегося на поле.
– Это Кокорин виноват, что у него хороший контракт? Он виноват в том, что играет за сборную России и «Динамо», а его подписчики в инстаграме ничего подобного не добились? Если вас так раздражает его поведение, зачем вообще заходить на его страницу и портить себе настроение? Если какой-то человек меня бесит, я с ним просто не общаюсь. То же самое с соцсетями: не нравится – не смотри. А заслуживает он такой контракт или нет – это не нам судить. Он же не украл эти деньги, верно? Пошел – купил машину. Сколько ему, 23? Семьи нет, молодой пацан. Это абсолютно нормально.
– Пусть так. Кокорин когда-нибудь станет большим футболистом?
– Чтобы стать большим футболистом, мало играть в чемпионате России. Пусть даже успешно. Неймар считался великим футболистом в чемпионате Бразилии, но ведь почему-то решил попробовать себя на другом уровне? Если хочешь стать звездой уровня Ройса, Гётце, Крооса, Ибрагимовича, Торреса, то надо уезжать в Европу. Твой уровень оценивают по играм в Европе, а не по тому, как ты сыграл в матче «Динамо» – «Мордовия». Этот футбол никто в мире не смотрит. Кокорина если и знают, то только по играм за сборную. Хочешь чего-то добиться и оставить имя в истории футбола – надо уезжать. Ну, а если твоя главная цель – заработать большие деньги, ездить на крутых машинах и жить в красивых домах, то надо играть в России. Хотя, как мне кажется, скоро красивая жизнь закончится и для игроков РФПЛ. Если уже не закончилась.
«ДИНАМО» НАДО ПО-ДРУГОМУ ОТНОСИТЬСЯ К ФУТБОЛИСТАМ»
– В конце прошлого сезона Гурам Аджоев обещал устроить вам, Ломичу и Уилкширу прощальный вечер. Как прошло?
– Не было никакого вечера. Да и лично мне никто ничего не обещал. Один раз прочитал об этом в интервью Аджоева, где он объявлял, с кем не продлевают контракты. И, насколько знаю, больше этот вопрос ни разу не поднимался. Лео Фернандеса тоже, кажется, собирались красиво проводить…
– Вы далеко не первый бывший игрок «Динамо», кто с обидой говорит про Аджоева.
– Да при чем тут Аджоев? Один человек может что-то не заметить, но в клубе есть и другие люди, которые могут исправить его оплошность, правда? Я провел в «Динамо» четыре года и видел, как относились к заслуженным футболистам. То же самое было с Симой (Семшов. – Прим. ред.), с Колодиным. Всех нас отправляли в дубль, как сейчас отправили в дубль Граната. А Володя, между прочим, за клуб отыграл в два раза дольше меня. Так что меня в принципе ничего не удивило. По-другому надо относиться к футболистам.
– Хотите сказать, в Германии иначе?
– Со всеми немецкими клубами я расставался хорошо, без скандалов. Взять «Байер». Когда истекали контракты у Новотны и Рамелова, им подарили именные «Ролексы» со значком клуба. Дело не в том, как дорого это стоит. Все и так знают, что футболисты хорошо зарабатывают. Такие подарки – это знак уважения, это память на всю жизнь.
В августе ходил вместе с сыном и Андреем Головашом на матч «Байера» с «Гертой» в Леверкузене. Нас пригласил Руди Феллер, мы очень тепло пообщались и вспомнили те годы, когда я играл за клуб. Если вдруг захочу попасть на какую-нибудь игру «Байера» – они всегда это устроят. То же самое и в «Герте».
«КАК ХАЛК ПОМОЖЕТ СБОРНОЙ РОССИИ НА ЧМ-2018?» 
– Сейчас в клубах премьер-лиги новая тенденция – контракты игрокам предлагают в рублях. Вы бы согласились?
– Насколько знаю, по законодательству РФ все граждане должны получать зарплату в рублях. И только иностранцы имеют право просить, чтобы им прописывали зарплату в валюте. Мне изначально ведь тоже контракт в рублях предложили, но Андрей Головаш сразу сказал: «Мы в рублях ничего подписывать не будем». Должна быть какая-то фиксированная зарплата – чтобы быть застрахованным. Особенно если ты иностранец.
– Кристиан Нобоа считает, что предлагать легионерам контракты в рублях – смешно. Мол, Аджоев просто пытался избавиться от него, предложив рублевую зарплату.
– Надо понимать, что Аджоев как спортивный директор ведет все переговоры по игрокам, но решения принимает точно не он один. Должность большая, но не ему решать, кому быть в команде, а кому не быть.
– Что, по-вашему, ждет российский футбол в условиях экономического кризиса?
– Мне кажется, кризис в стране – это далеко не худший вариант для российского футбола. Он даже может пойти на пользу. На первых порах, быть может, и будет спад. Но со временем клубы, хочется верить, наконец-то начнут обращать внимание на собственную молодежь, больше средств пойдет на развитие детских школ. Все последние годы футболистов баловали большими зарплатами – и ни к чему, по сути, не пришли. Да, приехали звезды – это престижно. Но Халк не играет за сборную России и никак не поможет команде на ЧМ-2018. Ситуацию довели до того, что футболист с русским паспортом толком ничего не добился, а за ним полстраны бегает, чтобы подписать контракт. Это же смешно.
– Вы не про Дзюбу сейчас?
– Нет. Не знаю, заслуживает ли он тех денег, о которых сейчас пишут в прессе, но класс он однозначно показал. Я говорю про совсем молодых парней, которые и по мячу-то толком не научились попадать. Когда тебе в 18 лет дают миллионы, почти нет шансов, что ты будешь развиваться как футболист. Теперь, может быть, все будет по-другому.
– По-другому – это как?
– Представьте, что из «Динамо» уедет половина ведущих легионеров. Хочешь не хочешь, а придется обращать внимание на свою молодежь. А у динамовцев очень сильная молодежь. Мой друг Дима Хохлов все время говорил, что у него играют реально хорошие парни. Но на них просто не обращают внимания. Если клуб взял игрока за 10 млн и платит ему зарплату в 3 млн, как молодому пацану пробиться? Это почти нереально. За все время, что я провел в «Динамо», в основе закрепился лишь один человек из дубля – Юсупов. Больше никто.
Ну, отыграет у тебя европеец год или два. Дальше уйдет – и что? Посмотрите на дортмундскую «Боруссию», которая в последние четыре года бомбила во всех турнирах. После того как они взяли Лигу чемпионов в 1997‑м, у них был серьезный спад. Долгое время не было больших денег на трансферы, и они начали строить новую команду. Ситуация заставила. Клопп насобирал парней, которых никто не знал: со второй команды, из юношей кого-то выдернул, взял молодых ребят из других клубов. И появились Гётце, Ройс, Левандовски. И каждый год появляется какая-то новая звездочка. Рецепт прост: доверяешь, ставишь, развиваешь. А у нас хотят, чтобы все произошло сразу здесь и сейчас. В последние годы в ведущих московских клубах фактически ни одного случая, чтобы выстрелил молодой парень. Кокорина брать не будем, его уже давным-давно подводили к основе.
– О будущем российского футбола вы высказались. А что все-таки с вашим?
– Если до конца зимы не удастся найти клуб, то, видимо, завершу карьеру. Уже официально.





