«Только время смогло залечить эту боль»

Перевод статьи британской The Guardian о сложных отношениях между главным тренером «Арсенала» Арсеном Венгером и его бывшим клубом «Монако» в преддверии их очной встречи в Лиге чемпионов.
news

Перевод статьи британской The Guardian о сложных отношениях между главным тренером «Арсенала» Арсеном Венгером и его бывшим клубом «Монако» в преддверии их очной встречи в Лиге чемпионов.

АРСЕН – ПОХИТИТЕЛЬ РОЖДЕСТВА

Разговор с Клодом Пюэлем получается легким и непринужденным, но вопрос о том, чем больше всего запомнился Арсен Венгер в «Монако», заставляет его ненадолго задуматься. «Он оставил сильное впечатление, - говорит бывший игрок и тренер команды. – Его уважали, им восхищались. Ни один наставник не работал здесь семь лет – срок, который показывает, насколько важно для него было построить клуб как таковой, а не просто навести порядок в команде». А затем Пюэль добавляет: «Но, безусловно, этот опыт затронул за живое и самого Арсена».  

«Монако» не было первым тренерским опытом Венгера, но стало первым шансом поработать с претендентом на титул. Здесь он добился первых успехов. Но также «Монако» стало местом, где Венгер познакомился с темной стороной футбола, с тактикой закулисной борьбы и, в конце концов, был уволен. Некоторые вещи выпали из-под его контроля – дисциплина, питание и даже отношение игроков к тренировочному процессу.

История Венгера в «Монако» нуждается в контексте. Начинал французский специалист с «Нанси», который вывел на добротное 12-е место в первый же сезон, а на следующий год в стыках отстоял право команды играть в высшем дивизионе. «Нанси» был разогревом. Опытом внедрения инновационных тренировок, которые он внимательно контролировал. Но это были и болезненные уроки поражений. Его команда всегда сражалась за выживание. Проигрыши были чем-то обыденным, что не вязалось с жизненными установками тренера.

Когда команда уступила в последнем перед зимней паузой матче, Венгер просто-напросто отменил рождественские праздники для игроков, не пустив их к своим семьям и друзьям. Сделав так, чтобы две недели они были предоставлены только самим себе.

Переговоры с «Нанси» о компенсации Венгеру велись около 15 месяцев. В конце концов, 38-летний француз покинул клуб. Команда вылетела во второй дивизион – единственный раз в карьере Арсена, но его репутация не сильно пострадала. При поддержке президента «Монако» Жана-Луи Кампора он принялся строить мощную команду на годы вперед.

КРАСНОЕ МЯСО ВМЕСТО КУРИЦЫ

«Он был высоченным, импозантным. Мог отдавать команды, не повышая голоса. За ним всегда чувствовалась какая-то естественная власть. Он говорил четко и лаконично до матчей и в перерывах, было понятно, чего он хочет и ждет от нас. Он был первым моим тренером, который использовал уникальные методы подготовки, делая ставку на видеозаписи. Он работал круглые сутки, подготавливая следующее задание или пересматривая то, что мы проделали за день», - вспоминает Пюэль.

То были 45-тиминутные лекции по тактике перед каждой игрой с разбором слабых и сильных сторон соперника. Данные собирала программа под названием Top Scorer – предшественник современной ProZone. Каждое действие игрока на поле анализировалось: такой статистический подход в порядке вещей сейчас, но в 1980-х считался инновацией.

Венгер пренебрегал скромно обставленной трехкомнатной квартирой в Вильфранш-сюр-Мер, ночуя на базе клуба, прямо в тренерской. А его кабинет на стадионе «Луи II» был завален видеокассетами от скаутов, просматривающих потенциальных новичков.  

Появились детали, которые впоследствии стали фирменной фишкой «Арсенала»: совместный прием пищи в столовой, где сидят и игроки, и тренеры (тогда, как предыдущее руководство имело собственного повара и свое меню), штрафы за опоздания, вода комнатной температуры (чтобы ускорить процесс пищеварения), красное мясо вместо курицы. Со временем в клуб пришли новые физиотерапевты, специалисты по беговой подготовке, эксперты по контролю за весом, врачи, диетологи. Тому, кто сомневался в новой методике, разъясняли все на пальцах.

Игрок сборной Франции Мануэль Аморос был впечатлен желанием молодого тренера прислушиваться к опытным игрокам: «Он интересовался нашим мнением, потому что знал, что ему самому еще предстоит многому научиться». Впавший изначально в немилость, но позже застолбивший за собой место опорного полузащитника, Пюэль говорит: «Он был честен и открыт с нами. Он заставлял по-новому взглянуть на нашу игру. Некоторые его вещи мы называли «невидимыми тренировками», особенно то, что касается диеты или восстановительных сессий. Улучшения в этом плане были не сильно заметны внешне, но они определенно были. Арсен не был революционером. Речь скорее шла об эволюции, небольших изменениях на протяжении какого-то времени. Прийти в большой клуб и изменить все в один момент, довольно сложно».

Немедленный эффект был на футбольном поле, где «Монако» в первый сезон Венгера выиграл первый за пять лет титул чемпиона страны. Затем был Кубок Франции, дебютировавшие во взрослой команде Эммануэль Пети (в 17 лет) и Лилиан Тюрам (в 18). Из камерунского клуба приехал либериец Джордж Веа, который посвятил награду лучшего игрока мира (1995) Венгеру. Аналогичный подход используется сейчас и в «Арсенале», но именно «Монако» первым получил плоды такой стратегии.

Гарантии успеха, впрочем, не было. И когда «Монако» по идее должен был процветать, клуб затмили конкуренты с того же Лазурного берега

ТРАГЕДИЯ НА КОРСИКЕ

«Марсель» должен бередить ум Венгера и по сей день. Тяжеловесы французского футбола, доминирующие силы, ежегодно сражающиеся за чемпионство... «Монако» Венгера дрогнул. Матчи «Марселя» стабильно собирали не меньше 30 тысяч на трибунах, а клуб вытягивал игроков с «Луи II» - Амороса, Барроша, Созе. Дерзкий президент «Марселя» Бернард Тапи – самая влиятельная фигура в французском футболе тех времен, - критиковал налоговые послабления, гарантировавшие финансовую мощь «Монако». Хотя у самого было рыльце в пушку…

Ненависть, которую испытывали друг к другу Тапи и Венгер, чувствовалась во всем и выливалась на футбольное поле. Она выходила далеко за рамки того, что было позже у Арсена с сэром Алексом Фергюсоном или Жозе Моуриньо. В конце концов, те оба – его коллеги. «Между ними шла война на смерть», - вспоминает ассистент главного тренера «Монако» Жан Пети. Однажды Венгер и Тапи устроили перебранку прямо в подтрибунных помещениях «Велодрома». Но господствовал тогда все же «Марсель».

«Марсель» выиграл четыре подряд титула чемпиона Франции. В первых двух случаях «Монако» остался с бронзой, в 1991 и 1992 году – с серебром. Команда Венгера обрела статус вечно второй: уступила в финале Кубка Франции-1989 «Марселю» (3:4), в финале Кубка обладателей кубков «Вердеру» в 1992-м, когда игроки и тренеры еще не отошли от шока после трагедии на «Арман Сезари». Незадолго до матча в Лиссабоне в полуфинале Кубка Франции на корсиканском стадионе обрушилась трибуна. 2300 болельщиков получили травмы, 18 человек скончалось. Матч проходил между «Бастией» и «Марселем», однако на арене в тот день были и члены руководства «Монако» с семьями. Предложение Венгера перенести дату финала ни к чему не привело. Монегаски были не похожи сами на себя и уступили немецкому клубу.

ИГРА КРАПЛЕННЫМИ КАРТАМИ

Но самые одиозные воспоминания о клубе Тапи остались все-таки у Жан-Жака Эйдели. Полузащитник «Марселя» вышел на трех игроков Валансьена – Хорхе Бурручагу, Кристофа Робера и Жака Глассмана – с предложением сдать очную встречу Лиги 1. Матч проходил за шесть дней до финала Лиги чемпионов в Мюнхене. Обеспечив себе победу в чемпионате, «Марсель» мог спокойно готовиться к решающему матчу в еврокубках.

Когда скандал выплыл на поверхность, «Марсель» лишили титула чемпиона страны, участия в следующем Кубке чемпионов и отправили на два сезона в Лигу 2. Тапи провел шесть месяцев от изначальных двух лет за решеткой.

В том сезоне «Монако» финишировал на третьей строчке, отстав от «ПСЖ» по разнице голов, но пробился в Лигу чемпионов, после того как столичный клуб отказался от участия в турнире вместо «Марселя», опасаясь реакции спонсоров. Тем не менее, Венгер признался, что мошенничество марсельцев повлияло тогда не только на чемпионскую гонку.

Подозрения оказались оправданными. В 2006 году Эйдели опубликовал автобиографию, где рассказал об инъекциях допинга, которые получали игроки «Марселя». Главный тренер «Монако» не мог сдержать эмоций от того, как обращались с его командой долгие годы.

«Мы говорили как-то об этом. На финише сезона, когда все закончилось, - рассказывает Пюэль. – Удивительно вообще, что такие вещи случаются. Это было в равной степени обидно для меня и для Арсена. Сейчас, оглядываясь назад, понимаем, что как минимум, два титула чемпиона Франции «Марсель» получил незаконно. Венгер считает так же. И ему это неприятно».

Венгер был уверен, что у него достаточно оснований считать, что одному из его игроков также предлагали взятку. А его помощник Пети был готов дать показания в суде, но разбирательству не дали ход. «Я хотел предупредить людей, сделать это достоянием общественности, но доказать что-либо не было возможным, - сказал Венгер в 2006-м. – В то время коррупция и допинг решали многое, и не было ничего хуже, чем осознавать, что играть придется краплеными картами».

«БАВАРИЯ» КАК ОТНЯТЫЙ ШАНС

Нежелание Кампора поддержать Венгера в его стремлении узнать правду, стоило им отношений. Тренер не реализовал свои планы по модернизации клубной базы, что ему удалось позже в Лондоне. Отсутствие больших успехов, даже после выявления мошенничества со стороны «Марселя», было истолковано как отсутствие роста.

Когда летом 1994-го Франц Беккенбауэр обратился в «Монако» в поисках нового тренера для «Баварии», руководство монегасков отказало ему. Венгера оставили, но слабый старт сезона 1994/95 (17-е место в сентябре) так или иначе привел к отставке француза.

«Арсен был сильно расстроен тем, как все закончилось. Особенно с учетом того, как сильно ему хотелось уйти в «Баварию», - говорит Пюэль. – Это была уникальная возможность для любого, кто владел немецким и вырос на матчах бундеслиги. Это было бы идеальное продолжение карьеры. Но у него отняли шанс и несколько месяцев спустя уволили. Только время смогло залечить эту боль.

Арсену должны обрадоваться в Монако, увидев его. За все то, что он сделал здесь. Я всегда буду думать о нем, как о «моем тренере». Это место, где он сделал себе имя».

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Источник: The Guardian
Новости. Футбол

Брест - АС Монако

Сегодня в 18:00

Брест
АС Монако

Ставка: АС Монако, Поражение

Команда АС Монако проиграла 3 игр подряд по голам

Сделать ставку 3.46

Реклама 18+