Почему «Динамо» не бежит. Как Петербург теряет вторую команду

Пока «Зенит» строит планы на победу в Лиге Европы, а областное «Тосно» по капризу руководства раз в несколько месяцев меняет тренеров и состав, «Динамо» ‒ старейший клуб Петербурга – тихо, но неотвратимо тонет в Неве рядом с Малой ареной «Петровского», где команда проводит, точнее, проводила домашние матчи.
«В БОЛОТЕ РОДИЛСЯ, ТРИ РАЗА КРЕСТИЛСЯ»
Была в моем детстве такая загадка-считалочка про Петербург-Петроград-Ленинград. «Динамо» нынче многие считают третьей командой Петербурга, но все-таки формально «Тосно» представляет другой регион, позиционирует себя именно как клуб Ленинградской области и там же в первую очередь ищет своего болельщика. Впрочем, совсем скоро любые считалочки могут стать бессмысленными, потому что «Динамо» в третий раз за свою богатую историю может исчезнуть.
«Динамо» считается старейшим клубом Петербурга. История его тянется с 1922 года. На протяжении пары десятилетий именно «Динамо» было сильнейшей командой города на Неве, но затем расправил плечи «Зенит», а «Динамо» пришло в упадок. Если подходить к вопросу совсем педантично – клуб прекратил существование еще в 2003 году. Нынешнее «Динамо» ‒ лишь новое обличье коллектива «Петротрест», созданного бизнесменом Леонидом Цапу в 2001 году.
В позапрошлом сезоне «Петротрест» достаточно уверенно решал задачу сохранения прописки в ФНЛ, а параллельно провел ребрендинг – с благословения Центрального общества «Динамо» уже во второй раз форма «Петротреста» стала бело-голубой, с литерой «Д» на груди. Руководство клуба посчитало, что так будет проще привлекать новых спонсоров, но новый сезон показал, что расчет этот совершенно не оправдался.
Проблемы начались после того как отец-основатель и фактический владелец клуба Леонид Иванович Цапу попал в больницу с инфарктом. Совсем некстати оказался и очередной финансовый кризис, ударивший в том числе и по строительным компаниям. Холдингу «Петротрест» стало немного не до команды, хотя она по-прежнему существует только благодаря ему.
Болельщики у «Динамо» в Петербурге есть, но их слишком мало. Пару лет назад я разговаривал с руководителем фан-клуба и был впечатлен тем, что эти отчаянные, любящие футбол люди не отворачивались от команды даже тогда, когда она прекращала существование. Но это в лучшем случае сотни человек.
Во время долгого и непростого для всех кроме клубов премьер-лиги межсезонья пришла новость: «Динамо» так больше жить не может. Клуб готов сняться с чемпионата, если не найдет новых спонсоров.
«МОЖНО ВЗЯТЬ И ПОВЕСИТЬСЯ – КОМУ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА?»
Генеральный директор «Динамо» Валентин Белавин подробно ответил на все наши вопросы о том, почему так вышло и что будет дальше.
‒ Валентин Викторович, какая на данный момент ситуация с «Динамо»? Какая сводка новостей?
‒ Сводка? Как на войне, да? – усмехается Белавин. – На всех фронтах без перемен – так и напишите. Пока мы плаваем, как льдины в море никому не нужные.
‒ Хоть какая-то надежда на спасение есть?
‒ Надежда всегда умирает последней. Надеемся, ждем и верим, что кто-то поможет.
‒ Есть одна определенная дата: 14 марта, когда у «Динамо» календарный матч ФНЛ с «Анжи»…
‒ Да, на нее мы и ориентируемся. Планируем провести первую игру, чего бы это ни стоило. Дальше – посмотрим. Сейчас проще простого взять веревку, повеситься – кому от этого польза, кому будет легче? Попытаемся как-то вылезти. Долгов у нас практически нет. Нам не на что начинать эту часть сезона – вот, в чем проблема.
‒ Вам помогает Спорткомитет Санкт-Петербурга, но эти средства, насколько я понимаю, закрывают лишь половину того, что вам необходимо…
‒ Спорткомитет Санкт-Петербурга нам выделяет 25 миллионов. Но это будет к маю, пока идет оформление документов. Нам нужно где-то изыскать средства, чтобы пережить март-апрель, брать какие-то кредиты… Когда будут поступления, тогда сможем действовать. Сейчас проблема, что не с чего разогнаться – нет стартового капитала.
‒ Что вам говорят в ФНЛ? Чем они могут помочь?
‒ А чем лига может помочь? Может подождать. Мы уже должны платить первый взнос за участие – это полтора миллиона. Мы попросили об отсрочке. В мае оплатим все целиком.
‒ Мы не слышали ничего о поддержке со стороны Центрального общества «Динамо», которое приняло команду, когда было переименование «Петротреста» в «Динамо».
‒ Нет, вы неправильно формулируете. Общество «Динамо» нас не принимало, оно дало нам свой бренд. В соглашении указано, что все расходы на содержание команды несет генеральный спонсор – «Петротрест». Мы с «Динамо» ничего спросить не можем, они дали нам бренд, чтобы мы им пользовались.
‒ Понятно. То есть, как раз бренд должен был привлекать спонсоров.
‒ Да, только где их брать? Что-то нет никого. Читали интервью бывшего тренера «Динамо» Леонида Ткаченко? Он сказал, что «Динамо» здесь никому не любо. Есть «Зенит», который знаменит. Дальше уже никто не смотрит.
«ПОКА ГОВОРИТЬ О СМЕРТИ КЛУБА ПРЕЖДЕВРЕМЕННО»
‒ В каких условиях работает команда? Игроки, наверное, все уже на чемоданах?
‒ На каких чемоданах? Я только что приехал из команды – они проводят товарищескую игру с командой СДЮШОР «Зенит», которую тренирует Борис Савельевич Раппопорт. Я выступил перед игроками и сказал то же, что и вам: «Давайте, я сейчас напишу заявление, и мы закроемся. Кому от этого будет лучше? Вы пойдете по дворам тренироваться до мая-июня, или будем вместе терпеть?» Всем тяжело, но ребята терпят, все переносят – это приятно. Я обещал им, что мы сделаем все возможное, что играть будем. А какие будут перебои – решать будем по мере поступления вопросов.
‒ Вам понятнее, чем кому бы то ни было: в чем главная причина сложившейся ситуации? Вторая команда городу не нужна на таком уровне?
‒ Думаю, что да. Кому здесь нужна команда «Динамо»? Раньше у нас были спонсоры – кто-то воду давал для питья, кто-то чем-то еще помогал, а сейчас обращаемся куда-то, и нам говорят либо «Мы под «Зенитом», мы «Зениту» помогаем», либо – «Нам футбол сейчас до лампочки». Значит, никому «Динамо» не нужно.
‒ То есть, как и раньше, все за счет президента клуба, главы «Петротреста» Леонида Цапу?
‒ Да. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Нам говорят искать кредиты – а подо что их искать?
‒ Леонид Иванович не отказывается от своего детища?
‒ Нет. Как отказываться? Заставляет, чтобы мы играли, работали – а как работать, когда люди четыре месяца не получают зарплату? Тяжело футболистам, тяжело сотрудникам клуба.
‒ Даже если удастся дотянуть до конца сезона, шансы по спортивному принципу сохранить место в ФНЛ минимальны. Что дальше – снова второй дивизион? Это усугубит ситуацию или наоборот? Во втором дивизионе расходы меньше.
‒ Давайте не будем торопиться. Мы еще и в первом дивизионе, в ФНЛ, играть в этом году не начали. Может, мы сейчас окажемся не во втором, а в КФК? Как я могу повлиять на ситуацию? Выйти на Красную площадь, флаг взять в руки: «Поможите, кто чем может»? Как сейчас «Ротор» спасают – так и нам пойти по этому пути?
Пока мы не начнем играть – говорить о чем-то преждевременно. Как о смерти клуба, так и о дальнейшем его выступлении. Ведем работу. Вы правильно сказали – 14-го числа первая игра. Если «Анжи» выйдет на поле, а мы не выйдем – все будет ясно. Если выйдем – будем играть несмотря ни на что. Если найдем средства.
‒ Честно говоря, сравнивая с тем, что было известно раньше, по вашим словам впечатление, что не все так страшно, как мы думали.
‒ Не страшно? Как мне проводить игру – расскажите! Приедет команда гостей, мы обязаны обеспечить им прием, проживание, питание, стадион, проведение матча. Знаете требования – автобус гостей, пожарную команду, скорую и так далее. У меня ничего этого сейчас нет. Думаете, скорая помощь приедет просто так – за любовь к футболу? Две машины надо по регламенту, полиция – это все деньги. Никто не скажет: «Ой, Валя, ты такой хороший парень, давай, мы бросим работу и к тебе приедем, постоим, футбол посмотрим».
Надо договора заключать – а на что? Мы искали спонсоров. Человек восемь было, с которыми встречались. Говорят: «Да, подумаем». На следующий день: «Мы подумали, решили – нет, не можем». Все уходят. Сочувствие проявляют, а больше ничего, – говорит генеральный директор «Динамо».





