Встреча с Марадоной и крушение «быков»

12 марта «Динамо» и «Зенит» проведут первые матчи 1/8 финала Лиги Европы против «Наполи» и «Торино» соответственно. «ССФ» рассказывает о наших самых памятных матчах против неаполитанцев («Спартак» – «Наполи» в 1990-м) и вспоминает главную трагедию в истории «Торино».
12 марта, 23.05, Неаполь
«Наполи» – «Динамо»
НТВ
«Романцев сказал: «Сыграешь против Марадоны»
Осенью 1990 года «Спартаку» в Кубке чемпионов удалось пройти «Наполи» – команду великого Диего Армандо Марадоны. Игравшие в тех легендарных матчах спартаковцы вспоминают, как это было.\
«ЕЛКИ-ПАЛКИ, ЧЕМПИОН ИТАЛИИ!»
В первом матче в Неаполе Марадону наглухо закрыл защитник «Спартака» Василий КУЛЬКОВ.

– Те игры были для нас вдвойне значимы, потому что за соперника выступал Марадона. Где-то за час до матча в Италии, уже после установки, Романцев в раздевалке отвел меня в сторону и сказал: «Будешь играть против Марадоны». Тот был уже не в лучшей форме, лишний вес... Олег Иванович добавил: «Ты сейчас не в лучшей форме, но и он тоже. Поэтому – давай!».
– А что у вас было с формой?
– Имелись определенные вопросы, давайте это опустим.
– Не испугались такой задачи?
– Опыт кое-какой имелся. В то время было принято играть персонально, в сборной я действовал против Роберто Баджо, Роберто Манчини. Тренеры видели во мне такие задатки. Но Марадона все равно стоит особняком.
– Отдельно его игру не разбирали?
– А ее невозможно разобрать! Как это сделать, если человек вообще из другого мира?
Интересно было против него играть. Получал удовольствие, если удавалось чисто отобрать мяч. В этом тоже есть красота футбола. Здорово помогали партнеры – защитники, полузащитники, команда у нас была серьезная. Исключив Марадону и не пропустив, облегчили себе задачу.
– Вы с ним на поле не общались?
– Ни словом не обмолвились.
– Просил ли Романцев команду первым делом не пропустить?
– В те годы у «Спартака» не бывало таких установок. Выходим – играем! Хотя в первом матче «Наполи» здорово нас прижал. Он тогда считался фаворитом, все вокруг только и говорили: «Чемпионат Италии, «Наполи», Марадона!». Елки-палки, куда деваться! И не только он один, там много было звезд. А у нас кто? Мостовой, Шалимов? Для нашей страны они были звездами, а в Европе их такими не считали.
– Вы не знаете, почему итальянские газеты после первого матча назвали Романцева хитрым тренером?
– Не знаю, может, потому, что тактически не проиграл? Олег Иванович здорово нас настроил, убедил, что можем пройти «Наполи». Он хороший психолог, мы ему верили.
– Из-за проблем с дисциплиной неясно было, прилетит ли Марадона на ответную игру. В «Спартаке» это обсуждали?
– Обсуждали, но не так, чтобы очень, в прессе об этом писали больше. Мы поняли, что с ним можно нормально сражаться.
– Лично вам хотелось, чтобы он не прилетел?
– После первой игры мне было все равно. Мы играли дома – и на стадионе сто тысяч наших болельщиков! Марадона прилетел позже всех на личном самолете. Тренер не мог выпустить его с первых минут, но не мог и весь матч держать в запасе, поэтому он вышел только во втором тайме. Помню, снег повалил, а во время серии пенальти на трибунах было очень тихо. Такое напряжение!
«НАПОЛИ» РАССЧИТЫВАЛ НА ФИНАЛ»
Экс-полузащитник «Спартака» Борис ПОЗДНЯКОВ говорит, что, кроме Марадоны, ему запомнилась игра молодого Джанфранко Дзолы. 
– Что вспоминаете в первую очередь?
– Марадону, конечно! Не всем довелось встретиться с ним на поле. Из первого матча запомнилась страстная поддержка трибун. На юге Италии болеют горячо, это создавало нам неудобства. Состав у «Наполи» был хороший, они рассчитывали как минимум на финал. Возможно, с их стороны была недооценка. В Москве они пытались собраться, но было уже поздно.
– Как Романцев настраивал на грозного соперника?
– Говорил, чтобы в центральной зоне против Марадоны играл Кульков, но, если аргентинец куда-то уходил, это не значит, что Васе надо было идти за ним, там против него играли другие. Мы не подстраивались под итальянцев, нужно было навязать свою игру и оставить их без мяча, что нам удавалось.
– За 0:0 в первом матче Романцев хвалил?
– Нет, радости не было. Понимали: если пропустим дома, придется забивать два, а это практически нереально. На ответную игру Марадона прилетел в день матча. Болельщики узнали, что он в запасе, и подумали: все в порядке, но на его позиции вышел молодой Джанфранко Дзола и доставил не меньше хлопот. Неприятный типчик!
– Пенальти тренировали?
– Да, но не сильно. И потом, пенальти на тренировке и при полных трибунах в игре – большая разница. Думаю, Романцев выбирал пятерку пенальтистов исходя из того, кто психологически крепче. Все забили, ребята не тряслись, молодцы!
«ШЕЛ К «ТЕЛОЧКЕ» – НОГИ ТРЯСЛИСЬ»
Экс-нападающий «Спартака» Валерий ШМАРОВ в ноябре прошлого года в интервью «ССФ» вспоминал, как играл против «Наполи». 
– Марадона по матчам с «Наполи» в 1990 году чем запомнился?
– Один эпизод до сих пор перед глазами – в Неаполе не глядя метров на двадцать пять такой пас выдал! Смотрел в одну сторону, а потом как с разворота дал в другую! Нападающий один на один выбежал. Помню: я рот раскрыл, секунды три-четыре стоял, в себя приходил.
– У вас на «Сан-Паоло» был верный шанс забить.
– Прострел, Мостовой бьет – штанга. Мяч отскакивает ко мне, три метра до ленточки, но мяч на уровне пояса. Пока под него подстраивался – выбили. Если бы не концовка матча – я к тому моменту уже вялый был.
– Рассказывали, страшно было в Москве итальянцам пенальти бить.
– Третьим шел к «точке» – реально ноги тряслись. Я иногда исполнял пенальти в чемпионате – все нормально. А тут такой нервяк! Но попал. Мы все в один угол пробили.
– Вы в «Лужниках» с Марадоной майками поменялись.
– Даже фотография есть, где мы под трибуной стоим. Я сам пленку в фотоаппарат зарядил – специально цветную купил. Дал перед игрой знакомому корреспонденту, а его туда не пустили. Кто-то на черно-белую сфотографировал. Плохого качества фотография, но хоть что-то...
Кубок чемпионов-1990/91
1/8 финала
«Наполи» – «СПАРТАК» – 0:0
«Наполи»: Галли, Феррара, Франчини, Криппа (Мауро, 71), Барони, Алемао, Вентурин, Ди Наполи, Силенци, Марадона, Инкокьяти (Дзола, 79).
«Спартак»: Черчесов, Базулев, Кульков, Попов, Поздняков, Карпин, Перепаденко, Шалимов, Шмаров, Мостовой, Градиленко.
24 октября 1990 года. Неаполь.
Стадион «Сан-Паоло». 46 063 зрителя.
«СПАРТАК» – «Наполи» – 0:0, по пенальти – 5:3
Пенальти: 1:0 – Карпин, 1:1 – Феррара, 2:1 – Шалимов, 2:2 – Мауро, 3:2 – Шмаров, 3:2 – Барони (мимо ворот), 4:2 – Кульков, 4:3 – Марадона, 5:3 – Мостовой.
«Спартак»: Черчесов, Базулев, Кульков, Попов, Поздняков, Карпин, Перепаденко, Шалимов, Шмаров, Мостовой, Градиленко.
«Наполи»: Галли, Феррара, Франчини, Криппа, Алемао, Барони, Коррадини, Ди Наполи, Мауро, Дзола (Марадона, 65), Инкокьяти.
7 ноября 1990 года. Москва. Стадион им. В.И. Ленина. 86 000 зрителей.
«НАПОЛИ» – «ДИНАМО»: ПРОГНОЗЫ
Борис ПОЗДНЯКОВ: 
– Основное внимание «Наполи» уделяет обороне, и «Динамо» придется с этим что-то делать. Забивать голы итальянцам крайне сложно, поэтому главная для «Динамо» задача – не пропустить. Нельзя давать шансы, как «Андерлехту», – эти ребята не простят. Цена каждого гола будет невероятно высока.
Василий КУЛЬКОВ:
– С итальянцами вдвойне тяжело – закрытые команды, но у «Динамо» высокие шансы пройти дальше. У них есть Александр Кокорин, неплохая защита, хороший вратарь.
Валерий ШМАРОВ:
– «Наполи», конечно, фаворит, но у них в последнее время случаются невзрачные матчи. «Динамо» может их пройти, если сыграет, как во втором тайме дома против «Андерлехта».
12 марта, 20.00, Санкт-Петербург
«Зенит» – «Торино»
«НТВ–Плюс Футбол 1»
Вечные чемпионы
Считается, что самый сильный «Наполи» – это команда Марадоны, а лучший состав в истории «Торино» – команда 1940‑х годов, четыре сезона подряд побеждавшая в чемпионате страны. Вечная гордость и боль «быков» – 4 мая 1949 года «Торино» в полном составе погиб в авиакатастрофе…
СБОРНАЯ ИТАЛИИ: 10 ИЗ 11 – ИГРОКИ «ТОРИНО»
«Торино» середины 1940‑х был настоящим суперклубом. Команда выиграла пять чемпионатов страны (четыре подряд – с 1946 по 1949 год) и один кубок. В сезоне-1947/48 «быки» установили рекорд, опередив ближайшего преследователя, «Милан», на 16 очков!
Капитаном того «Торино» был нападающий Валентино Маццола – отец будущей легенды «Интера» Сандро Маццолы. С 1946 по 1949 год центрфорвард Маццола по прозвищу Оловянный человек 4 раза подряд входил в список лучших бомбардиров серии А, забивая не менее 16 голов (в сезоне-1946/47 Валентино стал лучшим снайпером первенства, забив 29 голов, в том числе сделав 4 хет-трика). «Он один является половиной нашей команды», – говорил о Маццоле полузащитник Марио Ригамонти. Капитанил Маццола и в сборной Италии, костяк которой в то время, естественно, составляли игроки «Торино», – 11 мая 1947 года в матче с венграми 10 из 11 игроков «скуадры адзурры» представляли чемпионов.
БАЗИЛИКА СУПЕРГА
Трагедия произошла, когда «Торино» возвращался из Португалии, где 3 мая 1949 года сыграл товарищеский матч с «Бенфикой» (хозяева выиграли 4:3). На следующий день команда вылетела из Лиссабона на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту были 18 футболистов, несколько руководителей клуба и журналистов, всего в салоне находился 31 человек (Маццола полетел с командой, несмотря на болезнь), в том числе болельщик «быков» Андреа Бонаути, которому срочно нужно было вернуться в Турин.
Самолет сделал промежуточную остановку в Барселоне для дозаправки, где игроки «Торино» повстречались с друзьями-соперниками из «Милана». Миланцы пересаживались на рейс до Мадрида и оказались последними, кто видел туринцев живыми.
Около пяти часов вечера, когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной турбулентности. Потеряв в тумане видимость, пилот задел крылом ограду построенной на холме католической базилики Суперга. Самолет развернуло, и он врезался в землю. Все находящиеся на борту пассажиры погибли. Единственный оставшийся в живых футболист «Торино»-1949 – Лауро Тома, который не полетел на матч с «Бенфикой» из-за травмы.
К телам жертв в морге туринской больницы родных не допустили – настолько они пострадали в катастрофе. Тяжелую миссию опознания взял на себя экс-тренер сборной Италии, двукратный чемпион мира Витторио Поццо – в прошлом тренер «Торино».
Команда была похоронена 6 мая, когда до финиша чемпионата оставалось 6 туров. К тому моменту «быки» уверенно лидировали, и наспех собранной новой команде (игроки из дублирующего, молодежного и юношеского составов) удалось сохранить преимущество. 18 футболистов посмертно стали чемпионами Италии-1949…
ФАКТЫ ТРАГЕДИИ
Запасной вратарь «быков» Дино Балларин так и не сыграл ни одной официальной игры за «Торино». У 23‑летнего голкипера остались две дочери – 5‑летняя Джанна и 6‑месячная Лаура.
В 2005 году итальянским телеканалом Rai Uno был снят мини-сериал о погибшей команде – «Il Grande Torino».
В честь полузащитника Марио Ригамонти назван стадион в Брешии.






