Не слажу – так соплями измажу

null
news
 

Вчера состоялось заседание Исполкома Российского футбольного союза, который должен был подвести черту под целой эпохой, ушедшей от нас после свистка Пьерлуиджи Коллины в финальном матче ЧМ-2002 Бразилия – Германия. Наши журналисты в сегодняшнем выпуске газеты дают всеобъемлющую информацию о первых принятых решениях, связанных с будущим отечественного футбола. Мне бы хотелось поговорить о другом – о дикой атмосфере, которая предшествовала заседанию Исполкома РФС. И высказать одну из немногих эмоциональных оценок: РФС, проведя слушания в закрытом режиме, не дал до конца втянуть себя и всю футбольную общественность в провокационную трясину неконструктивности и непрофессионализма.

«СОБАКИ» РОМАНЦЕВА

После поражения сборной России от Бельгии меня, футбольного дилетанта, поразили невероятные потоки помоев, которые стали выливать на головы наших ребят и их наставников специалисты других, не футбольных, жанров. И в первых рядах оказались иные мои коллеги, профессионалы пера и микрофона. Никакая Франция не встречала вчерашних своих кумиров с таким кабацким улюлюканьем, с каким пришлось столкнуться российским парням. А ведь Франция по футбольным показателям выступила хуже России!

По самое не могу досталось, конечно, Олегу Романцеву. Из всех собак, которых ему стали навешивать, самая малая оказалась вот такая: он-де не нацеливал команду на выход из подгруппы и не преодолел в себе и подопечных ничейного синдрома в матчах предварительного турнира. Менее циничные, но не менее нахальные уточняли, что выйти из группы он, может, и хотел, но в том и состояла его задача-максимум. Как же можно с такими запросами играть в футбол?!

Конечно, с такими запросами лучше не отдавать свои годы народной игре. Но вся штука заключается в том, что Романцев никогда публично и не ставил себя в круг размером в копейку. Это мы, болельщики, ни в какую не хотели верить в способность национальной команды показать достойную игру. А один из самых известных в стране людей – Геннадий Хазанов – со всем своим заразительным талантом так и говорил на многомиллионную теле- и газетную аудиторию: сборная России из подгруппы не выйдет! И не он один. Как говорится, почувствуйте разницу.

Цветочки, хоть и отравленные, – цветочками, а ягодками оказались попытки списать Романцева в психушку. «Так сходили с ума герои Достоевского», – хлестко написал один журналист, живописуя «болезненный разлад» главного тренера с окружающей действительностью. Разлад, который сам Олег Иванович якобы чувствует. Когда я познакомил с этим умозаключением известного психиатра, он насмешливо бросил, как поставил диагноз: «Бред какой-то!» Увы, этот бред долбил сознание общественности сотнями тысяч газетных экземпляров.

АПОФЕОЗ ШИЗОФРЕНИИ

Апофеозом шизофрении стало спровоцированное «футбольными профессионалами» от газетного цеха «мнение общественности»: не утешать надо Романцева, а гнать из сборной! «Проспитесь, господа! – хотелось ответить пакостникам. – Он сам уже давно оставил свой пост в национальной команде. Вы плюнуть ему вслед не успели?»

Романцев – лакмусовая бумажка. Досталось же всем, начиная с капитана сборной Егора Титова – «мертвого» (цитирую) Титова. Грустно и смешно. Сначала на Титова молились. Иные солидные издания на его имени тиражи пытались сделать. А теперь, словно очумевшие от водки, готовы гвоздями подвесить вчерашнего кумира на крестовину.

Неужели мы до сих пор обязательно должны себя высечь?! Публично и желательно с кровавыми подтеками от розог. Только мы не Романцева с ребятами сечем. Мы себя по заднице стегаем.

К последней процедуре можно отнести и попытки во что бы то ни стало усадить на главный тренерский трон иностранца.

Подчеркиваю: не высказать идею о тренере-иностранце и отстаивать ее в аргументированном, уважительном споре, а воевать за нее, как на войне. Кто не с нами (или лучше сказать – не с теми, интересы кого мы до смешного открыто лоббируем), тот не только против нас – он против многомиллионной страны. Даже если горемычная страна знает далеко не всех наших выдвиженцев.

Кое-кого, правда, знает. Например, Труссье, хорошо поработавшего в не знакомой для себя Японии. Но почему бы не послушать тех, кто в качестве аргумента «против» говорит: «Но ведь в Японии краны не текут и воду горячую не отключают на месяц». Я говорю: не принять аргумент, а хотя бы только послушать.

Неужели и слушать у нас умеют только в режиме судебных слушаний? Когда судья – исключительно мое понимание проблемы. И обязательно так: «Я хочу слушать вас в режиме открытого судебного заседания». А слабо с достоинством и уважением отнестись к чувствам хотя бы одного-единственного человека, которого многие из нас мечтали сделать своим? К чувствам Романцева – мужественного мужчины, с пронзительной откровенностью и болью сказавшего обозревателю «Советского спорта» после матча с Бельгией: «Это мой потолок. Это потолок команды…»

СТЕНКА НА СТЕНКУ

…Сборная, на мой взгляд, сыграла непростительно плохо. Полностью согласен с известным мхатовским артистом Вячеславом Жолобовым, который так охарактеризовал эту непростительность: «В молодости, когда мы сходились стенка на стенку, мы дрались по принципу «не слажу – хоть соплями измажу». А в Японии у ребят абсолютно отсутствовал кураж». Я тоже не увидел у сборной куража. Соплями они точно никого на чемпионате не измазали. За них постарались это сделать бывшие друзья на родине.