Трансферный рынок СССР, или как Киев украл Колотова

Главный детективный трансфер советского футбола, его скандальные подробности и итоги – в ретротексте Геннадия Ларчикова. О том, как киевское «Динамо» украло Виктора Колотова прямо на «трансферном рынке» аэропорта.
news

Главный детективный трансфер советского футбола, его скандальные подробности и итоги – в ретротексте Геннадия Ларчикова. О том, как киевское «Динамо» украло Виктора Колотова прямо на «трансферном рынке» аэропорта. 

ЗАЯВЛЕНИЕ НАПИСАЛ В ТРИ КЛУБА…

Вот уже много лет для переходов во всем мире в сезоне отведены два трансферных окна. Но главное решение, принятое в это время – непоколебимо, изменениям не подлежит. Футболисты связаны контрактами.

В этом отношении в советское время жилось относительно свободно. Исключением были армейцы, которые принимали присягу и несли ответственность более суровую в случае ее нарушения. 

Формально, правда, у футболистов из профсоюзных команд были ограничения. Но если в новой команде им предлагали солидные подъёмные (многокомнатные квартиры, доплаты на заводах, в шахтах), то самая строгая дисквалификация не могла удержать их от самовольного ухода. Один из примеров тому – детективный переход полузащитника казанского «рубина» Виктора Колотова, написавшего заявления сразу в три команды – киевское «Динамо», «Торпеда» и «ЦСКА»…

Об этом скандале по просьбе нашего корреспондента вспоминает свидетель тех событий, экс-капитан «Торпедо» Владимир Юрин.

- Другого такого яркого дебюта в сборной я не припомню, - говорит Юрин. -  Известное изречение «Пришел, увидел, победил» - это о нем. В 1970 году наши футболисты неудачно выступили на чемпионате мира в Мексике, так что изменения в составе были неизбежны. Тем не менее, когда старший тренер сборной Валентин Александрович Николаев пригласил на товарищескую игру с югославами неизвестного полузащитника из казанского «Рубина», выступавшего в классе Б, Колотова - это вызвало удивление. Но новичок сыграл отлично, сразу нашел общий язык с опытными старожилами, забил даже один мяч из четырёх.

- Помнится, на следующий день, на собрании команды наш новый тренер Виктор Александрович Маслов, незадолго до этого вернувшийся в «Торпедо» из киевского «Динамо», поинтересовался, какое впечатление произвёл на нас дебютант, - продолжает Юрин. - Мнение игроков было единодушным – отличный дебют. Неожиданно Виктор Александрович сказал, что знаком с игроков, встречался летом с ним в Киеве после матча местного СКА и «Рубина». Но главное - у него есть заявление Колотова о переходе в команду Маслова. Имелся в виду киевский клуб, но в связи с переходом Маслова в «Торпедо» юридические права на переход были у торпедовцев.

А Колотов тем временем в составе сборной готовился на базе ЦСКА к отборочной встрече чемпионата Европы на Кипре.

- Позже мы узнали некоторые подробности пребывания Колотова на армейской базе, - говорит Юрин. – Оказывается, Николаев водил его на приём к двум большим генералам, которые уговаривали написать заявление о переходе в ЦСКА, а получив отказ, стали запугивать службой на Камчатке. Такая перспектива 20-летнего паренька не радовала, и он написал заявление. Генералы успокоились, полагая, что вопрос решён в их пользу. И Колотов полетел на Кипр, где наши выиграли 3-1, а дебютант снова забил один мяч.

ДВЕ КВАРТИРЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОДНА

По возвращении Колотова в Москву началась детективная история. В основе воспоминаний о ней рассказ бывшего автозаводца Владимира Бреднева,  имевшего прямое отношение к этим событиям.

Встречать Колотова в аэропорт Внуково он приехал заблаговременно и неожиданно увидел в зале прилёта мать и брата Колотовых. На вопрос «как вы здесь оказались» они спокойно объяснили, что приехали посмотреть новую квартиру Виктора, о готовности которой получили телеграмму ещё в Казани, а заодно и пообщаться с Виктором.

Не насторожило Бреднева и появление представителей ЦСКА. Но с Колотовым никто из руководителей ЦСКА не общался, что окончательно усыпило бдительность Бреднева. Не секрет, что в подобных случаях армейцы действовали агрессивно - забирали интересовавшего игрока у трапа самолёта и увозили в неизвестном направлении. Например, был такой случай, когда начальник ЦСКА арестовал чуть ли не в самолёте защитника сборной Звягинцева, будущего тестя Виктора Онопко, нынешнего тренера ЦСКА.

В гостинице Звягинцева закрыли в номере, и начальник команды доложил об окончании операции, говорят, чуть ли не министру обороны маршалу Гречко, страстному болельщику ЦСКА. Однако на следующее утро, когда начальник команды открыл номер, Звягинцева он не увидел - тот ночью сбежал через окно. Для начальника армейской команды это был смертельный удар.

Но вернёмся к Колотову. Вопрос о его дальнейшей судьбе решился в гостинице «ЗИЛ», куда казанцев привёз Бреднев. Он сказал гостям, что квартира готова и они могут посмотреть её. Однако стоило Бредневу уехать домой, как мать сообщила младшему сыну, что в Москве они не останутся, в Киеве их ждут две квартиры - ему и брату. Подумав, что две квартиры лучше, чем одна, Виктор согласился ехать в Киев. Под покровом ночи будущие киевляне покинули заводскую гостиницу и первым утренним рейсом улетели в столицу Украины.

Переход Колотова в киевское «Динамо» вызвал большой скандал. В «Советском спорте», помнится, читал острый «Детективный фельетон». Сказал своё резкое слово и Госкомспорт, который дисквалифицировал Колотова, кажется, на один год. Правда, не за сам побег, а за три заявления в три команды.

Но киевляне беспокоились недолго - до начала чемпионата, когда в дело вмешались партийные органы Украины, дисквалификация была отменена.

- В первом же матче, если не ошибаюсь, с «Зарёй», Колотов забил первый мяч в чемпионатах, - завершает рассказ Юрин.

Новости. Футбол