Хен Ван Стее: Философия «Зенита» – нет непродаваемых игроков

Спортивный директор сине-бело-голубых Хен Ван Стее (53‑летний голландец занимает этот пост с января, а до этого возглавлял зенитовскую академию) в эксклюзивном интервью «ССФ» рассказал о трансферной политике клуба и поделился соображениями о том, как на самом деле поднять футбол в России.
«КАЖДЫЙ ГОТОВ ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОГО МЕССИ ИЛИ РОНАЛДУ»
– Вы вообще спите когда-нибудь, Хенк?
– По возможности стараюсь уделять сну 6–7 часов в сутки.
– Просто вокруг «Зенита» так много трансферных слухов, что создается впечатление, что вы с утра до ночи ведете переговоры.
– Ха-ха, отчасти вы правы. С тех пор как ФИФА ввел новые правила (с апреля упразднен институт футбольных агентов. – Прим. ред.), для спортивных директоров наступило кошмарное время. Теперь в качестве посредника футболиста может выступать чуть ли не любой желающий. Эти люди буквально обрывают мне телефон – минимум 10–15 звонков ежедневно. И каждый готов предложить тебе нового Месси или нового Роналдо.
– В таких случаях сразу сбрасываете звонок?
– Как правило, отвечаю, что на данный момент мы не заинтересованы. А сколько приходит электронных писем!
– Слухи вокруг «Зенита» этим летом хоть немного соответствовали действительности? Продажи Витселя, Гарая…
– Большинство «сделок» либо выдумывают, либо приводят совершенно неправильные цифры. Правды – процентов пять.
– «Рома» хочет купить Гарая» – выдумка?
– Если вы внимательно следили за трансферными новостями, то знаете, что в «Рому» каждый день отправляли по пять игроков. Несерьезно.
– Об этом писала La Gazzetta dello Sport – очень даже серьезное издание.
– Я допускаю, что Гарай находился в расширенном списке игроков, которые интересны «Роме». Но подобные списки есть в каждом клубе, притом на любую позицию обычно рассматриваются от 10 до 20 футболистов. В моем понимании, серьезно – это когда поступает официальное предложение по игроку.
«Зенит» придерживается определенной философии: нет непродаваемых игроков, но всему есть своя цена. Кого-то можно отпустить за миллион, за кого-то потребуем не меньше 60. Все зависит от того, насколько важен футболист для команды.
«НЕ ВИЖУ, КАК ЛИМИТ «6+5» УСИЛИТ СБОРНУЮ РОССИИ»
– Если бы не новый лимит, «Зенит» бы не отдал Рондона?
– Понятно, что «Вест Бромвич» предложил хорошие деньги. Еще три месяца назад Рондон был основным нападающим в клубе. Но я бы не стал говорить о том, что лимит – основная причина.
– Вы согласны с Андре Виллашем-Боашем, который считает, что лимит «6+5» – конец развития российского футбола?
– Я выскажу свое личное мнение. Новый лимит привел к тому, что такие игроки, как Данни или Ломбертс, вынуждены сидеть на скамейке. Кто-то считает, что без легионеров поднимется уровень чемпионата? Как по мне, так для молодого игрока очень полезно тренироваться с Халком и Гараем. Мне понятно стремление РФС сделать российский футбол сильнее. Отличная идея, мне очень нравится. Только можно ли считать принятие нового лимита тем самым решением, которое поможет развитию футбола в стране? Сомневаюсь.
– Лимит скорее ввели не для развития молодых игроков, а для удачного выступления сборной на домашнем ЧМ-2018.
– Я не вижу, как лимит «6+5» может способствовать усилению сборной России. Больше игровой практики будут получать опытные, 30‑летние русские игроки, которые уже достигли своего потолка. Как эти ребята помогут сборной?
– Может, в стране просто нет талантливой молодежи, которая была бы сильнее этих 30‑летних?
– Это ложь. Я вижу полно талантливых российских игроков в возрасте 18–19 лет и младше. Вы же сами видели, какая команда вышла в финал ЧЕ среди игроков до 19 лет. Не немцы, не голландцы – россияне. Вы считаете, бесталанные футболисты способны забраться так высоко? Проблема в другом: как одаренным 19‑летним парням сделать следующий шаг в развитии? Очевидно, что этим ребятам нужны постоянная игровая практика в первой команде, игры при полном стадионе…
– И что делать?
– Для полноценного развития игроков необходимо реформировать всю систему футбола, а у нас, к сожалению, эксперименты ставятся только над РФПЛ, над спортом высших достижений. Нужно создавать условия для игры молодых игроков в командах ФНЛ и ПФЛ, мотивировать клубы РФПЛ на создание команд в низших лигах. К примеру, сейчас только у четырех клубов есть лицензии на участие их команд в ФНЛ и ПФЛ. Это очень мало! Очевидно, что команды в ФНЛ и ПФЛ должны давать большую игровую практику молодежи.
– Звучит здорово, но почему сам «Зенит» почти не дает шанс молодым?
– Клуб ставит очень высокие задачи, хочет побеждать в чемпионате и успешно играть в Лиге чемпионов. И когда в составе 25 игроков, большинство из которых выступают за сборные своих стран, то молодым в таких условиях очень сложно пробиться. Как можно требовать от Виллаша-Боаша ставить в состав молодых петербуржцев, когда перед клубом стоит цель как можно дальше пройти в Лиге чемпионов? «Зенит», так же, как ЦСКА или «Спартак», не может рисковать. А вот отдать молодых ребят в аренду в другие клубы, при условии что они получат там игровую практику, – это вариант.
Кстати
Хенк Ван Стее играл за роттердамскую «Спарту» и «Де Графсхап». Тренировал «Спарту», «Венло», «Фейенорд», «Алкмар», «Эксельсиор» и «Де Графсхап». Возглавлял клубные академии «Фейенорда» и донецкого «Шахтера».
С сентября 2009 года – президент академии «Зенита». В конце 2014 года ван Стее перешел на должность директора департамента подготовки резерва. В январе этого года занял должность спортивного директора клуба.





