«Я быстро приноровился, у меня был джойстик». Кто на самом деле управлял дроном

В день матча Албания – Сербия New York Times открывает новые подробности скандала годичной давности в Белграде.
news

В день матча Албания – Сербия New York Times открывает новые подробности скандала годичной давности в Белграде.

Потратив тысячи долларов и сотни часов, чтобы все как следует спланировать, Исмаил Морина вдруг понял, что сделал детскую ошибку.

14 октября 2014 года, 21.25 на часах. Албанский крановщик Морина находился на верхотуре в одном из корпусов Храма Святого архангела Гавриила в Белграде, столице Сербии. Отсюда он мог видеть, как сборные Сербии и Албании играли важнейший матч квалификации Евро-2016. К перерыву на табло горели нули.

В руках у Морины был пульт от пилотируемого дрона, который в тот момент парил над стадионом и к которому был приделан огромный националистский флаг с двуглавым албанским орлом. Этот флаг станет причиной беспорядков на стадионе, обострения дипломатических отношений между двумя балканскими странами и будет иметь резонанс во всем мире.

Правда, была одна проблема: Морина не знал, какая команда в какой форме.

«Игроки сборной Сербии были одеты в красное, а албанцы – в белое, - говорит он. – Я ожидал, что будет с точностью до наоборот!».

Как только дрон очутился над полем, на лицах игроков, судей и болельщиков отразилось недоумение. «Я помню, как тихо вдруг стало, - вспоминает Морина. – А затем они увидели черного орла…».

Ошибка Морины была в том, что он позволил дрону слишком приблизиться к игроку в красном, защитнику сборной Сербии Стефану Митровичу. Тот схватил флаг и бросил устройство на газон. «Я слишком поздно осознал, что дрон в руках не у албанца», - говорит Морина.

Пока албанские и сербские игроки пытались отобрать друг у друга флаг, местные ультрас и простые болельщики прорвались на поле. С трибун на газон полетели файеры. Албанские футболисты скрылись в туннеле, за ними проследовали судьи. Матч был остановлен.

Попытки установить личность пилота упирались в теории заговора. Первоначально в Сербии сообщалось, что виновником был брат премьер-министра Албании Эди Рама. Сербские полицейские обыскали раздевалку албанской сборной, но ничего там не обнаружили. Настоящий же пилот дрона в этот самый момент пробирался закоулками Белграда, скрываясь от полиции и пытаясь покинуть страну.

Пульт управления от дрона лежал на полу одной из башен храма.

Последствия были самыми серьезными. Сербское правительство расценило инцидент как провокацию. «Если бы кто-то из сербов развернул флаг Великой Сербии в Тиране или Приштине, этот вопрос уже был бы на повестке дня в Совете Безопасности ООН», - говорит министр иностранных дел Сербии Ивица Дашич в интервью изданию Blic.

УЕФА изначально решил наказать Албанию, но Спортивный арбитражный суд в июле изменил это решение, присудив техническую победу албанцам (3:0) и лишив сербов трех очков за отсутствие контроля над происходившим на стадионе.

Санкции фактически лишили Сербию шансов отобраться на Евро-2016 во Франции. В четверг Албания и Сербия встретятся вновь, в городе Эльбасан. Год спустя Морина остается в эпицентре событий.

Все началось в 2010 году, считает он. Он как раз закончил свою рабочую смену в Милане, где жил шесть лет с итальянской женой и двумя детьми. Когда он вернулся домой и включил телевизор, то увидел, как в рамках квалификации Евро-2012 Сербия играет с Италией. Матч был прерван через семь минут из-за поведения фанатов. Среди прочего, двое сербов с масками на лицах взобрались на забор и файером подожгли албанский флаг.

«Я не верил своим глазам, - говорит Морина. – Если бы я пошел в душ, возможно, ничего бы не увидел. Но я не пошел».

УЕФА нередко разводит команды по политическим причинам. Армению и Азербайджан – из-за конфликта с Нагорным Карабахом. Украину и Россию – из-за конфликта на Востоке Украины. Тем не менее, жеребьевка отборочной кампании Евро-2016 в феврале прошлого года свела в одну группу Албанию и Сербию. Как заявили в УЕФА, страны не находились в состоянии войны. (На Балканах проживает большое число этнических албанцев, особенно в Косово. В 1999 году Сербия пыталась подавить там восстание. Косово объявило о своей независимости в 2008-м, однако сербы ее не признают).

Когда Морина увидел результаты жеребьевки и то, что первый матч будет сыгран в Белграде, то решил, что это «замечательно». Он заметил дрон в одном из магазинов Милана, купил несколько штук и начал тренироваться в управлении, сломав один из них по ходу дела.

«Я быстро приноровился, потому что это было похоже на то, как управлять краном. У меня был джойстик», - говорит он.

Ознакомительную поездку в Белград Морина посчитал напрасной, потому что думал, что игра будет проходить на стадионе «Маракана», домашней арене «Црвены Звезды». Когда он осознал ошибку, то открыл Google Maps, чтобы выбрать пять или шесть новых точек, с которых можно было бы управлять. В конце концов, он разместился в Храме Святого архангела Гавриила, через дорогу от стадиона «Партизана».

«Все прошло просто, - говорит он. – Вокруг парк, тишина. Никогда меня не остановил».

После того, как дрон прекратил свой полет, Морина побежал вниз, чтобы сесть в машину, которую он припарковал примерно в миле от здания.  Но увидев двух полицейских, по его словам, он залез под автомобиль и дождался, пока те пройдут. Вскоре он был уже на шоссе, а через несколько часов мог чувствовать себя в полной безопасности в Косово.

«Я все еще думал, что провалился, - говорит он. – Но затем мне позвонил друг из Италии. Он сказал: «Мужик, да ты теперь звезда».

Морина, по его словам, хотел своим поступком донести мессадж. Флаг, который был приделан к дрону с двуглавым черным албанским орлом, картой Великой Албании (националистская идея с территориями Македонии, Греции и Сербии) и датой, когда Албания отвоевала свою независимость у Оттоманской империи в 1912 году. В самом низу была надпись Autochthonous, устаревшее английское слово, означающее «коренной», «родной».

«Я патриот, а не националист. Я хотел сказать сербам, что для албанцев Балканы – такая же родина, - говорит он на прошлой неделе, сидя в кафе Тираны, столицы Албании. – Это не то же самое, что сказать – сербы не должны здесь жить. Но они должны уважать наш флаг».

В Албании Исмаил Морина – национальный герой. Каждый день десятки людей – студенты, ветераны войны, даже полицейские – останавливают его, чтобы сфотографироваться. Его поступок до сих пор обсуждается на албанском телевидении, пусть и не всегда в благосклонных тонах. «Один аналитик заявил, что я из ИГИЛ, потому что флаг был черным, а спонсировали меня спецслужбы Сербии», - говорит он.

Сегодняшний матч – знаковый. Рассчитывая минимум на третье место в группе и имея шансы пробиться на Евро, албанцы могут впервые попасть на крупный турнир, в том числе благодаря победе над Сербией. Однако албанская федерация футбола заявила, что Морины на стадионе не будет. Событие оценивается УЕФА как матч повышенного риска. Это означает также, что никого из Сербии – не считая 70 студентов – на трибунах не будет.

Но даже после игры жизнь уже не будет прежней для Морины. Он вернулся на постоянное место жительство в Албанию, покинув Италию через три дня после инцидента с дроном, потому что, как он говорит, «люди  слишком хорошо знали меня и мою семью».

Он знает об угрозах, которые периодически поступают, и даже слышал о вознаграждении, назначенным за его голову. «Меня не беспокоят не действия сербского государства, а экстремистских группировок», - говорит он.

Он достает пистолет, который купил недавно. Говорит, что постоянно держит его при себе заряженным. Это оружие марки Zastava. Сделано в Сербии.

Несколько дней спустя Морина, сидя в ресторане за городом, получил в Фэйсбуке несколько сообщений. Там были угрозы. Одно из них – от серба, который называет себя бывшим спецназовцем, на фото были изображены пушки и ножи. «Возможно, я отвечу ему снимком моей Zastava», - шутит Морина, на самом деле, конечно же, переживая.

В среду рано утром Морину арестовали. Полиция обнаружила у него пистолет и около 30 билетов на матч. По словам стражей порядка, разрешения на хранение оружия у него не было. Маловероятно, что ему позволять посмотреть матч в тюрьме.

ПЕРВОИСТОЧНИК


Источник: The New York Times
Новости. Футбол