«Васко» – чемпион

null
news

НА ФУТБОЛЕ

В одной из прошлых колонок я упомянул о том, что в 1923 году чемпионом Рио-де-Жанейро стала только что поднявшаяся из второй лиги команда «Васко да Гама». Родившаяся в недрах португальской колонии Рио и потому лишенная элитарных предрассудков и расистской чванливости, присущей остальным клубам, «Васко да Гама» с самого начала своего существования не обращала внимания на цвет кожи своих игроков. Хорошо играет парень – берем его, даже если он негр или мулат!

Но, набрав талантливых ребят из дворовых команд, из маленьких периферийных клубов, руководители «Васко» смекнули, что наибольших успехов в футболе, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, может добиться только тот, кто целиком посвящает себя данному делу, начинает заниматься им профессионально. Поэтому они построили специальный учебный центр, где будущие чемпионы поселились до конца первенства на постоянное жительство. Там они с утра до вечера тренировались. Естественно, при таком режиме они нигде не могли работать, и клуб платил им какие-то деньги на карманные расходы.

В учетных карточках, отправляемых в лигу, для этих парней ставились липовые названия профессий и фирм, где они якобы работали. Один значился «уборщиком», другой – «маляром», третий – «окномоем». Получалась примерно та же картина, как в советском футболе, когда Стрельцов, Яшин, Шестернев и их товарищи проходили по ведомостям футбольных клубов, как «студенты», «слесари», «офицеры Вооруженных сил» или «инженеры».

Именно эта всепоглощенность футболом позволила «васкаинос» победить уже в первом своем сезоне в высшей лиге в 1923 году. И теперь португальская колония, а вместе с ней и весь незнатный, небогатый Рио получили возможность отомстить «академикам» за недавнее унижение, когда их торсиду били веслами по головам во время матча «Васко» – «Фламенго», о чем я рассказал в одной из предыдущих колонок. Празднуя эту победу, таксисты Рио (большинство из них были португальцами) носились по городу с ревущими сиренами. Бары и кафе, владельцами которых были португальцы, не закрывались до утра. Гремела музыка, звучали песни, взлетали в черное небо ракеты. На тротуарах и стенах Рио можно было прочитать: «Васко – чемпион!»

Вынести такое унижение элитарным клубам было невозможно, и они пустили в ход «своих людей», руководивших лигой. «Васко» обвинили в скрытом, замаскированном профессионализме. Клубу было предъявлено требование немедленно убрать из команды всех, кто не докажет, что он является стопроцентным «любителем». Речь шла фактически о дисквалификации двенадцати футболистов основного состава!

Разгорелся скандал. «Васко» отказался выполнить это требование и пригрозил уходом из лиги. А ведь он был чемпионом. Просто так его за дверь не выставишь. Да и болельщики поддержали «Васко». В конце концов футбольные бонзы вынуждены были пойти на попятную. Руководство лиги опубликовало «разъяснение»: ее теперь не устраивал плохо приспособленный для проведения матчей чемпионата стадион «Васко да Гама» на улице Мораис-э-Силва. Тогда португальская колония объявила сбор средств на строительство нового клубного стадиона. Он действительно был построен и открыт 21 апреля 1927 года. И стал лучшей ареной Рио-де-Жанейро до появления «Мараканы». Стадион функционирует до сих пор, причем поле у него – гораздо лучше того, что имеется на «Маракане» или в «Лужниках».

Все эти скандалы вокруг побед «Васко» и статуса его незнатных «черных» игроков ясно показали значение профессионализма в футболе. И именно под влиянием «Васко» бразильский футбол в начале тридцатых годов окончательно стал профессиональным. Этот процесс перехода от любительства к профессионализму был долгим, болезненным, противоречивым, но неизбежным. Нечто подобное переживает в последние годы и наш российский футбол. Поэтому опыт бразильцев весьма интересен. Подробнее об этом – в следующих колонках.

ЦИТАТА ДНЯ:

«Матч без торсиды — все равно что концерт для глухих».

Нельсон Родригес, бразильский писатель, болельщик «Флуминенсе».