«У Слуцкого нет основного состава»

В матчах против Литвы (3:0) и Франции (2:4) сборная России искала себя и, кажется, пока не нашла. «ССФ» поинтересовался у эксперта Sovsport.ru Евгения ЛОВЧЕВА, чего хочет от игроков Леонид Слуцкий и как этого добиться.
«ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПОЛУЗАЩИТОЙ»
Оба матча показали – у Слуцкого пока нет основного состава, нет игроков, которые выделяются на общем фоне. Он вызвал на сбор 30 человек – и сыграли практически все.
Тренер экспериментирует с полузащитой. Роман Широков в ЦСКА то в основе, то в запасе, и Слуцкий дает сыграть Олегу Иванову.
Иванов давно в «Тереке», он лидер, ему отдают мячи, он хорошо состыкован с остальными игроками. Может передержать мяч, но отдать великолепный пас. Все это только в нашем невысоком ритме, на невеликой скорости.
Тренер выпускает Александра Головина, который не всегда выходит на поле в ЦСКА: значит, держит в голове не только Евро-2016, но и чемпионат мира 2018 года.
И все же подразумевается, что основным плеймейкером будет Широков – пока больше за старые заслуги. Его главное отличие в том, что он быстрее думает, играет в одно-два касания. Это следствие того, что в «Зените» и сборной Роман привык к другим скоростям, чем остальные полузащитники. Пока он в плохой форме, но еще наберет.
Что показательно, Слуцкий думает не только о том, как бы не пропустить. На Евро-2016 первый матч – с Англией, можно поставить двоих оборонительных опорников и закрыться. Он думает, как разнообразить игру и владеть инициативой.
Здесь характерен первый гол в ворота сборной Литвы, когда в атаке поучаствовали оба опорника – Денис Глушаков выцарапал мяч на линии чужой штрафной, отдал Дмитрию Тарасову, а тот сделал голевую передачу на Федора Смолова.
У Фабио Капелло такого, чтобы два опорника оказались в чужой штрафной, в принципе быть не могло. Это другое отношение к футболу. Природа зовет Тарасова (как и любого другого футболиста) к чужим воротам, и он там вовремя оказывается. А у Капелло как минимум один остался бы сзади, и этого гола не было бы.

«КАКОЙ У НАС МЕДЛЕННЫЙ ФУТБОЛ!»
Игра с французами показала, какой у нас медленный футбол. Во втором тайме, когда наши стали убивать время, «Стад де Франс» засвистел, и я подумал: «Вот они, тренеры». Зрители же не только нам свистели, но и своим – чего отошли назад, не отбираете мяч, не добиваете русских? Болельщики сами заставляют игроков показывать им зрелище, включать скорости: мол, хотите красиво жить – играйте красиво!
Когда в первом тайме наши владели мячом, он чаще всего был у Березуцких, которые перекатывали его поперек поля, либо у Алана Дзагоева, но ему некому было отдать пас: все закрыты. Дзюба, Шатов, Кокорин – никто не убегал вперед.
Показательно, как Кокорин от чужого углового флажка дошел до своей половины и отдал пас вратарю. Просто беда! Что с того, что ты сохранил мяч, если отдал его Акинфееву? Попробуй пойти на ворота, даже если потеряешь мяч! А сколько фолов, штрафных? Все потому, что за французами не успевали.
«ПРИБАВИМ ЗА СЧЕТ «ФИЗИКИ» И ВЕРНОЙ МОДЕЛИ»
Как прибавим в скорости? За счет хорошей физической готовности. Игроки раскачаются: такие матчи, как «Зенит» – ЦСКА, заставят. В марте наша сборная – как новый советский автомобиль «Жигули», который должен прочихаться, а для этого его надо несколько тысяч километров прогнать на щадящей скорости. «Физика» даст прибавку в скорости, в быстроте мышления.
Можно прибавить за счет эффективной модели игры. Первый тайм с французами показал – при быстрой игре соперника Дзюба совершенно «пустой». У нас вообще все равны, нет звезд, которые могли бы что-то придумать, обслужить того же Дзюбу. Поэтому нужна звезда-модель игры, чтобы у наших получались быстрые атаки, чтобы они убегали и создавали численный перевес в чужой штрафной.
За счет отдельных игроков тоже можно прибавить. Речь, например, о Денисе Черышеве – в чемпионате Испании играют на других скоростях, думают быстрее. Самедов? Думаю, нет. Он все мячи получает не на ход, а в ноги, и быстрой атаки не получается. Мяч в ноги – это значит перед тобой три-четыре защитника, а когда на ход, за спину сопернику – их как минимум на одного меньше. Такие передачи вперед надо отрабатывать.

«В ОБОРОНЕ НУЖНЫ КОМПАКТНОСТЬ И СЫГРАННОСТЬ»
У меня нет сомнений – на Евро в защите выйдут Олег Кузьмин, Сергей Игнашевич, один из братьев Березуцких и Юрий Жирков. Все они в возрасте, не очень быстрые, но может, их плюсом станет сыгранность? Надеюсь, что улучшат отбор. Пока даем сопернику принимать мяч, поднимать голову и созидать.
Надеюсь, смогут играть компактно. Интересно, как мы будем сдерживать атаки англичан? В матче против них наверняка вспомним Капелло – нас прижмут к воротам, придется отбиваться. ЦСКА в Лиге чемпионов часто играет от обороны. Но британцы все же не так сильны, как французы. Встречи армейцев с «Манчестер Юнайтед» прошлой осенью это доказали: подавляющего преимущества у англичан не было.
В первом матче на Евро опасность еще будет исходить от «стандартов». Когда я в «Спартаке» играл против английских команд, был закон – не допускать штрафных и угловых! Тренеры так и говорили.
«ВОСХИЩАЮСЬ КЕРЖАКОВЫМ, НО САМЫЙ РЕЗКИЙ – КОКОРИН»
Атаковать будем теми, кого вызывал Слуцкий: других нет! Опять же многое зависит от модели игры. Будет много передач с фланга – Дзюба найдет свой шанс.
А самым скоростным и резким у нас остается Кокорин, что он и показал, когда забивал гол. Но он уже не первый год в плохой форме. Ему надо прибавлять. Сами игроки и тренеры увидели, сколько еще работы!
Мне очень понравился Кержаков: какую скорость он включал! Мы как-то до его отъезда в Швейцарию встретились на одном мероприятии. Я увидел очень приятного молодого человека, который не наигрался и готов доказывать, что еще может. Спросил: «Саша, почему не играешь?» – «Серафимыч, в «Зените» сказали, что в России играть не буду: незачем усиливать соперников. Только за границей!»
И этот парень в 30 с лишним лет тренировался и ждал шанса. Поехал не в лучшую команду не на самые хорошие деньги, но стал забивать! Восхищаюсь не только им, но и Слуцким. Осенью, когда сборная играла в Краснодаре, его вывели в прямой эфир телеканала, а в Москве в студии сидели Кержаков и Василий Березуцкий. Вася по привычке стал подшучивать над Слуцким и между прочим спросил: «Тут сидит Саша Кержаков, хочет играть в сборной. Возьмете?» – «Если где-то будет играть, обязательно». Слуцкий выполнил обещание, а Кержаков, хотя у него и было подозрение на травму, приехал и выглядел хорошо. Очень правильная история – немолодой футболист, уже заработавший денег, доказывает тренеру, что хочет играть.
Не надо много говорить о том, что Франции забили два. Во втором тайме хозяева ослабили хватку, потому что увидели совершенно беспомощную команду. К этому разговору могут приплести еще вот что – а если бы не ошибся Юрий Лодыгин? Давайте смотреть на вещи трезво.

«ФРАНЦУЗОВ БОЯЛИСЬ, УЭЛЬС И СЛОВАКИЮ – НЕ БУДЕМ»
Любой футболист знает, какой у него по сравнению с соперником уровень. В голове у наших наверняка сидело: начало года, мы пока не в полном порядке. Юрий Жирков, хотя и поиграл в Англии, в начале дважды выбил мяч в аут, другие были не лучше. Кстати, мы, журналисты, иногда забиваем им головы тем, что они слабые футболисты…
Боялись, но переломили себя – во втором тайме забили.
На чемпионате Европы игроки могут испугаться только Англию: они понимают, что Уэльс и Словакия нам по силам.
Многое будет зависеть от слов Слуцкого на последнем перед Евро сборе и на установках перед матчами. Одно дело: «Ребят, главное – оборона», другое: «Атакуем так-то и так». А дальше повезет в начале игры – не повезет, выручит Акинфеев – не выручит…
Чтобы не боялись, очень нужен лидер, а в сборной его пока нет. Такой человек, который чаще будет получать мяч, потому что лучше других принимает его и пасует.
Какие у нас козыри? Про «физику» и сыгранность я сказал… А еще зубы, русский характер! Надо убрать боязнь. Осенью же Слуцкий ее убрал: шведов мы не боялись и в итоге выиграли. Наверняка он сделал это на установке, как-то подбодрил, раскрепостил.
За счет характера надо выводить соперника из себя, как недавно «Ростов» поступил с ЦСКА. И победил.





