Нестабильность – признак класса. Василий Уткин – о финале Лиги Европы

Обозреватель Sovsport.ru – об уникальном рецепте севильской стабильности, сделавшем команду Унаи Эмери пятикратным обладателем Лиги Европы.
КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
«Севилья» вроде Мэрил Стрип. Поднимается за очередным Оскаром со словами: «Извините, это опять я».
Оставаясь постоянно на виду и требуя осмысления своих успехов, «Севилья», однако, не настаивает на осмыслении ежедневном. То удел «Барселоны» и «Реала», да ещё теперь «Атлетико» – два тура не выигрываем, что бы это значило? Месси не забивает три тура, когда отставка тренера? Криштиану что-то не радостный, не приревновал ли Хамеса к новой тачке?..
Нет, «Севилья» просто каждую весну напоминает, что значит грамотная селекция, продажа игроков на пике цены и что-нибудь еще. Из добавочных специй к основной севильской теме в России обычно используются три постылых анекдота про Эмери в «Спартаке» и один афоризм Дзюбы.
Однако грамотные действия менеджмента – это ведь что-то вроде режима правильного питания или пользы регулярного сна. Это каждодневное, но не уникальное достижение в достаточно старой еврофутбольной истории. Вот так же диета может объяснить здоровье, но никак не красоту. А спортивная фигура без обаяния может привести вовсе не к успехам у дам, а, наоборот, к тяжелой депрессии от их отсутствия.
Я нарисовал в тетрадке состав «Севильи» в трех победных финалах. Знаете, сколько футболистов все три раза выходили в стартовом составе? Два (не определяющие игру). И еще столько же мерцали в каждом финале то в основе, то на замене. Каждый год – новый вратарь. Каждый год – новый капитан. В одном финале серия пенальти, в двух других «Севилья» пропускала первой.
Потом я дорисовал табличку плей-офф «Севильи» за каждый год из трех. Только одну победу за три года можно назвать разгромной – полуфинал с «Фиорентиной» в прошлом году с общим счетом 5:0. А помимо этого – три серии пенальти за три розыгрыша. В основном с соперниками из Испании (Бильбао и «Бетис»), с остальными было попроще.
И уже затем я присовокупил три групповых турнира, предшествовавших играм с выбыванием. В сезоне-13/14 «Севилья» была первой, но без большого преимущества; в 14/15 вовсе второй, а в этом сезоне третьей – в групповом турнире другого турнира, чемпионского. Тоже непохоже на всепобеждающий марш.

Эмерище! Как Унаи Эмери вновь привел «Севилью» к победе
ПЛЕЙМЕЙКЕР ВОСКРЕС!
Мне не удастся исчерпывающе объяснить, что же делает «Севилью» командой-победит
На своевременную продажу лидеров и удачный поиск новых игроков мы обычно смотрим как на феномен рыночный. Или же усматриваем в нем грамотный анализ миллионов статистических и прочих нюансов – это очень модные повороты темы. Но это не отменяет того, что мы слышали тысячу раз: что команда строится несколько лет, тренеру надо давать поработать… К черту, тут три года – и три титульные команды, очень разные кадрово. Тактически – нет, тут есть черты стиля: всегда один форвард-завершит
Это специфика севильского коллектива. Чаще всего при такой «текучке» коллектива нет, он просто не успевает сложиться. А здесь – ровно наизнанку: люди не успевают надоесть друг другу. Здесь нет звезд – те, кто ими становится, продаются дорого; те, кто вдруг начинает себя таковыми мнить, выбрасываются без сожаления. Постоянная смена игроков оказывается не дестабилизирующи

Лучшие моменты финала Лиги Европы (видео)
ПАРУСНИК «ПРИЧУДА»
При этом тренер не играет всецело решающей роли. Эмери хорош, но не велик, а сила его как раз в простоте идей и решений: к ним легко адаптироваться, они понятны. К слову, Унаи Эмери всю жизнь добивается успеха в командах, где состав «плыл», менялся – от заштатной «Лорки» (никто оттуда рангом выше не пошел), от скромной «Альмерии», где половина состава была в аренде, а главной задачей было показать товар будущим покупателям; так было и в «Валенсии», которая являлась стабильно лучшей командой Испании после безоговорочных грандов. И там лидеры уходили, а команда играла…
Так теперь и в «Севилье». Может быть, застенчивому Эмери вообще труднее утвердить себя в устоявшемся коллективе? Оп-ля, мостик к его неудаче в «Спартаке». Или нет? Вопрос в воздух. Там и висит.
Так что стабильности игровых успехов в «Севилье» парадоксальным образом способствует ее кадровая нестабильность. И тут неожиданно вспоминаются знаменитые пираты. Они погибают, калечатся, теряя глаза и ноги, кто-то решает, что ему уже хватит нажитого и отправляется на покой, но приходят новые – и залатанный бриг под черепастым флагом опять ввергает в ужас половину океана, и плевать, что им противостоит королевский флот!
...Одного из самых выдающихся корсаров никто так и не узнал по имени; он взял себе псевдоним, который в переводе с английского значит «Каждый». На его месте, как говорится, мог быть я; а корабль назывался «Причуда» - причуды у каждого свои…
Каждый по-английски – every. Капитан Генри Эвери. Так его никогда и не поймали. Эвери, Эмери – разница в одну букву.





