Банда, влюбившая в себя. Василий Уткин – о финале Лиги чемпионов

Обозреватель Sovsport.ru в преддверии финала Лиги чемпионов
объясняет, почему многие болельщики желают победы в нем «Атлетико».
Плохие плохие парни
Мне стоило бы удивиться
единодушию окружающих. В последние недели, как только определились финалисты
чемпионской лиги, подавляющее большинство коллег, знакомых и просто желающих
поговорить о футболе встречных (в очереди, в метро, в кино) желают победы
мадридскому «Атлетико». И я бы удивился, но так уж вышло, что мне и самому
этого хочется. Но у меня свои причины, прозаические, откровенно скучные, и я о
них не расскажу.
Но откуда же такая любовь-то?
Ведь «Атлетико» – просто гнусная команда, упивающаяся своей гнусностью. На
таком вот они стиле. В кино бывают «хорошие плохие парни», а бывают самые
настоящие «плохие плохие парни». Вот это и есть «Атлетико», и Диего Симеоне – его главарь. Как такой
персонаж умудряется стать кумиром и любимцем публики? И это при том, что жгучая
мода на кино Квентина Тарантино, где все главные герои и даже героини примерно
такие и есть, давно прошла. Да и не так уж Симеоне кинематографичен. Он не
красив никакой красотой. Романтическая линия полностью отсутствует. Мрачность
его облика – скорее шаблон восприятия, чем реальность. Посмотрите на его
сыночка Джованни – вылитый ведь папа, но физиономия, наоборот, сугубо
позитивная и даже забавная. И, тем не менее, за Симеоне модно болеть отчего-то.
Интересно именно это восприятие команды, состоящей практически из одних
отрицательных черт, не принесшей в современное представление об игре ничего
особенно нового и даже полузабытого: в роли команды-бойца, команды-бульдога
всегда кто-нибудь выступает. Откуда это берётся?
Эффект «Фольксвагена»
Первое слагаемое, думаю, такое: каждый, кто более или менее следит за
футболом последние лет пять-семь, имеет право думать, что он открыл для себя
«Атлетико» в силу собственной прозорливости. До прихода Симеоне эта знаменитая
команда была просто частью пейзажа. Времена у нее бывали разные, мечтами о
возрождении клуб жил давно, вот только не был к возрождению этому близок и не
готовил свой взлет какими-нибудь фантастическими инвестициями или приглашением
звезд, да и слов красивых говорилось мало. И вся история мессианства Симеоне –
она придумана впоследствии. Я не устану повторять: когда он принял мадридцев,
они были у него третьей командой за сезон, и тренерского имени он себе сделать
еще не успел.
И поэтому «Атлетико» производит, с одной стороны, впечатление команды
небогатой, обходящейся своими ресурсами. Что неправда, конечно: это так только
на фоне «Реала» с «Барсой» да «Баварии», ну и шейхов. Но в итоге «Атлетико»
выглядит словно команда, пробившаяся из низов за счет столь любимых всеми
запредельной отдачи и так далее. Что тоже не совсем так. На одном боевом духе
мадридцы далеко бы не уехали.
В общем, когда они в первый раз в эпоху Симеоне пробились в Лигу
чемпионов, широкая публика их за серьезную силу не держала. Тогда как раз в
группу к «Атлетико» попал «Зенит», и общий тон разговоров в Петербурге был
такой, что, в общем, удачный жребий.
А что получилось в итоге, мы с
вами знаем. И знаем как – постепенно. Таким оказалось и признание «Атлетико» в
качестве серьезной европейской силы. Оно состояло из тысяч частных признаний,
каждое из которых отдельно дорого тому, кто его сделал. Так у команды возник
свой европейский болельщик, и эта история немедленно укрепилась вторым важным
обстоятельством: за «Атлетико» сработал так называемый «эффект Фольксвагена» – есть
такой термин в маркетинге. Это означает, что никто не мечтает о «Фольксвагене»,
но второй машиной в семье он оказывается чаще других. В нашем, футбольном
случае, «Атлетико» легко мог стать «второй любимой командой» для кого угодно,
кроме разве что болельщиков «Реала». И стал.
Ну, и третье. Да, «Атлетико» не принес тактических или иных откровений,
но он, аккуратно реализуя старинную надежную стратегию, попал в один из
древнейших сюжетов в мировой истории, считая от мифов и заканчивая современной
литературой и кино. «Атлетико» не просто защищается, он не просто тверд и
неумолим: таких видали! Мадридцы на сто процентов являются осажденной
крепостью, которая не сдается ни на какую милость никакому чертову победителю.
Никогда!
Великий писатель Хорхе Луис
Борхес считал сюжет с осажденной крепостью одним из четырех главных в
литературе. Все мы на таких сюжетах и росли, начиная с народных сказок, начиная
с древних городов, которые противостояли нашествию Батыя, начиная с античной
Трои, через бастион Сен-Жерве, где завтракал д’Артаньян с друзьями, и прямо до
Сталинграда.
Аргентинский след
Но самое удивительное, что образ, созданный Симеоне и его командой,
идеально точно совпал с собственной историей «Атлетико». Это мы с вами привыкли
почему-то называть их «матрасниками» из-за полосатой формы, которую и вправду
когда-то шили из шедшей на матрасы ткани ввиду ее дешевизны. Но сами себя
игроки и болельщики гораздо чаще называют «индейцами», и в канун важных матчей
испанские газеты регулярно помещают на первых страницах коллажи из портретов
ведущих игроков с перьями и прочими атрибутами индейского убранства. Это пошло
с семидесятых, когда за «Атлетико» начали играть на ключевых позициях несколько
особенно длинноволосых аргентинцев. Прозвище Симеоне с игроцких лет – El Cholo, то есть метис, индеец.
А всепоглощающая агрессия, в которой все средства хороши – это
национальный игровой стиль Аргентины. Один из двух – в Аргентине и только в ней
одной национальных стилей два, и они взаимоисключающиеся. Есть красивый стиль, кружевной;
так играла Аргентина времен ЧМ-1978, и его поборники по имени тогдашнего
главного тренера Сесара Луиса Менотти
называются меноттистами. А есть кровожадные билардисты – по имени Карлоса Билардо, выигравшего второй
мировой титул для страны в 1986-м.
Когда Билардо был еще
футболистом, в его команде специально изучались не только игровые особенности
соперника, но и все подробности их частной жизни. Знаменит эпизод, когда у
нападающего, которого защитник Билардо должен был опекать, от тяжелой
неизлечимой болезни накануне игры умерла мать. Нападающего удалили минуте на
15-й, потому что он устроил драку; а как ее не устроить, если Билардо сказал
ему, укоризненно качая головой: «Что, свел, наконец, родную мать в могилу?»
Так «Атлетико» оказывается на пересечении интересов своей исторической
публики, с одной стороны, с чаяниями всех тех, кто ищет в игре новых
впечатлений, да поострее. И это совпадение настолько ярко и удачно, что
поневоле задумаешься: может, и не случайно президент клуба Энрике Серезо по роду своей основной
деятельности кинопродюсер?.. Может, вообще он все это придумал-то?
Но Серезо сидит на трибуне с улыбкой плута и не признается.
ТВ: «Матч ТВ», 21:30 мск.





