Почувствуем разницу?

null
news

ПАС ВРАЗРЕЗ

Предвкушая «золотой» матч, почитатели ЦСКА и «Локомотива» смакуют самые разные детали игры любимых команд. Сравнивают процент удачных подкатов у Евсикова и Нижегородова, степень подкрутки мяча Гусевым и Лоськовым при передачах и так далее. Но имеет смысл посмотреть на предстоящее событие и шире: так ли важно для российского населения, кто выиграет титул — «армия» или «железная дорога»?

На трех основных телеканалах из четырех в воскресенье было проблематично найти информацию о предстоящей переигровке за золото. Для футбольной аудитории такое невнимание обидно, но оно не случайно. Разница между «Локомотивом» и ЦСКА для широкой общественности непринципиальна. Какое ей дело до того, что Юрий Семин вел свою команду к титульному матчу годы, а Валерий Газзаев осуществил со своей блицкриг?

Между тем «футбольный» глаз найдет у соискателей золота немало различий. Любопытно, что проявились они, как мне кажется, в последний месяц, тогда как еще летом, во время двух календарных встреч, были почти незаметны. Игра ЦСКА сегодня быстрее, азартнее, злее, чем у «Локо». Есть даже ощущение, что армейцам чемпионский титул нужнее. Но оно обманчиво. Просто команда Семина осенью сильно преобразилась — будто повзрослела. Практически сведены на нет неподготовленные передачи в направлении партнера, коими в первой половине чемпионата железнодорожники, случалось, злоупотребляли по целому тайму. Отошла на второй план чрезмерная ретивость в единоборствах. Всего 10 фолов в ключевом матче с «Брюгге» — та ли это самая команда, которую после весеннего матча со «Спартаком» обвиняли чуть ли не в антифутболе?! Теперь «Локо» склонен играть хладнокровно, осмысленно и качественно.

Хорошо, что можно почувствовать разницу между двумя ведущими командами. Это, быть может, первый шаг к тому, чтобы новый российский футбол действительно стал игрой общенародной.

Молодому поколению, не заставшему советских времен, объясню на примере, что такое социальная значимость футбола.

Формально партия тогда была одна — коммунистическая, а на самом деле страна делилась на сторонников киевского «Динамо» или «Спартака». «Ты за кого?» — получив ответ на этот вопрос, вы уже знали про своего собеседника главное. Это противоборство лишь внешне имело межнациональный характер. Спартаковский футбол словно предлагал форму коллективного досуга, удовольствия. Он, казалось, избегал напряжения, сверхусилия. Киев же олицетворял собой сгусток энергии, нацеленной на результат, на преуспеяние. Спартаковская и киевская философия игры в общих чертах с тех пор не изменилась. Да только не так точно связана она теперь с реалиями нашей жизни. Вот в чем незадача.

Большие клубы давно заняли свои социальные ниши. Простые римляне переживают за «Рому», зажиточные — за «Лацио». Подобное разделение симпатий можно наблюдать в Милане, Турине, Манчестере, да почти везде. Московским клубам еще только предстоит пленить сердца среднего класса и малоимущих, богатеев и трудоголиков. Например, локомотивское начальство, ведущее дела на все более широкую ногу, наверняка мечтает ориентироваться на тех, кто связан с железной дорогой не по службе, а по жизни. Что ж, «золотой» матч, если затронет сердца, способен пополнить традиционные партийные ряды как ЦСКА, так и «Локо».

Новости. Футбол