Другая жизнь

null
news

Карьера профессионального футболиста недолговечна. Рано или поздно приходится «завязывать» с большим футболом, и неминуемо встает вопрос: что дальше? К сожалению, не всем вчерашним любимцам публики удается найти себя в обычной жизни.

Когда в бразильском Рио-де-Жанейро провожали в последний путь великого Гарринчу, отдать дань памяти «радости народа» пришло почти все мужское население многомиллионного города. А до этого были забвение, нищета и голод, ставшие спутниками последних лет жизни одного из величайших дриблеров, который так и не смог пережить свое расставание с любимой игрой.

О том, что будет после завершения футбольной карьеры, задумываются многие спортсмены. Однако далеко не все представляют себе, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Профессиональные футболисты оторваны от жизни, они вращаются в довольно тесном мире: сборы, тренировки, игры. Многим из них не знакомы житейские проблемы.

И вот в адрес того или иного футболиста звучат прощальные аплодисменты. Он окунается с головой в пучину бытия и понимает, что мир отнюдь не таков, каким он его себе представлял. Дай бог, если удалось создать финансовый запас прочности на ближайшие годы. А если нет? Ведь не во всех клубах, скажем, российской премьер-лиги труд футболиста оплачивается достойно. К примеру, зиловские торпедовцы до сих пор не получили зарплату за последние несколько месяцев.

Впрочем, те, кто закончил играть в футбол еще во времена «великого и могучего», немного завидуют нынешнему поколению кудесников мяча. Сегодня зарплата в клубах высшего дивизиона чемпионата России постепенно приближается к европейским стандартам. Советские футболисты играли за копейки. При этом они обладали гораздо меньшей свободой, подолгу пребывая на различных сборах. Многие из тех, кто ковал славу советского футбола, сейчас находятся в незавидном положении. Яркий пример — судьба Федора Черенкова, у которого не сложилась личная жизнь и хромает здоровье.

По словам защитника сборной СССР 80-х годов Александра Бубнова, он застал три поколения советских футболистов, которые добились выдающихся результатов как на клубном уровне, так и в сборной страны. Золотые олимпийские медали и звание вице-чемпионов Европы в 1988 году чего только стоят! Многие из этих игроков — замечательные личности. Однако их опыт и знания остались невостребованными на тренерском поприще. В результате люди, поигравшие в футбол под руководством таких тренеров, как Лобановский, Бесков, знакомые с их методикой, не смогли передать свои колоссальные знания следующим поколениям наших футболистов. Нарушилась преемственность. Не потому ли сейчас в России насчитывается лишь 4—5 квалифицированных тренеров, способных добиться реальных результатов?

Большое значение дальнейшей судьбе своих футболистов уделяют в киевском «Динамо». Клуб предметно занимается их трудоустройством. С удивлением узнал, что игрокам «Динамо», сыгравшим хотя бы матч в дубле команды, положена пожизненная пенсия. Ее размер сегодня составляет порядка 500—600 российских рублей. Мелочь, а приятно.

«Согласен, что нужно было задумываться о том, что ожидает спортсменов по окончании карьеры, много лет назад, — говорит главный тренер сборной России Валерий Газзаев. — Многие игроки моего поколения сегодня, мягко говоря, существуют, а не живут, хотя они выступали и в национальной сборной. Сейчас работа игрока более или менее оплачивается. Мне кажется, что спортсмен должен зарабатывать много, чтобы после футбола он имел капитал и мог заниматься или бизнесом, или тренерской деятельностью. Другое дело, что есть такая категория спортсменов, которые живут сегодняшним днем. Не думают о том, что будет завтра. И по окончании футбольной карьеры практически остаются у разбитого корыта. Понимаете, когда он играл, то у него все было расписано по минутам и секундам, и он не думал, что произойдет в скором времени. А когда человек оказывается в ситуации, что ему нечем заняться, частенько мы видим трагедии — и семейные, и личные».

ЛЮБОПЫТНО

После окончания футбольной карьеры защитник сборной СССР 60-х годов Владимир Пономарев из ЦСКА продолжил службу в Вооруженных Силах до выхода на пенсию. Затем стал предпринимателем.

Московский динамовец Геннадий Еврюжихин, закончив играть, работал дипломатическим курьером Министерства иностранных дел СССР и России.

Вратарь «Спартака» и сборной СССР 60-х годов Владимир Маслаченко в 1972—1973 годах работал тренером-координатором национальной сборной Чада, затем — спортивным комментатором, стоял у истоков создания русско- язычного канала «Евроспорт» и сейчас является одной из самых заметных и популярных фигур на российском спортивном телевидении.

МНЕНИЕ

Сергей ЮРАН, нападающий «Спартака» и сборной России 90-х годов:

— Первые полтора-два месяца после того, как понял, что мне уже не суждено вернуться на футбольное поле, я находился в состоянии депрессии. Казалось, жизнь потеряла всякий смысл. Когда я приехал в Россию после черепно-мозговой травмы, которая перечеркнула все мои надежды на продолжение карьеры игрока, то непременно хотел остаться в футболе, выучиться на тренера. Первые 3 – 4 месяца стали самыми тяжелыми в моей жизни. Спасибо руководителям «Спартака», а также таким людям, как Борис Игнатьев, Юрий Семин, которые не дали мне пасть духом и снова ощутить вкус к жизни. Поймите, мы, футболисты, в некоторой степени больные люди, так как с 13—15 лет не видим ничего вокруг, кроме мяча. И когда заканчивается карьера, то не знаем, что делать.