«Оптовый рынок» закроет УЕФА

null
news

ФУТБОЛ + БИЗНЕС

Почему с нового сезона УЕФА меняет схему, по которой футбол доходит от игроков к аудитории, разместившейся у экранов телевизоров? Ветер перемен дует не только со стороны телекомпаний, требующих снижения цен, против существующего положения дел выступает и Европейский союз.

ЛУЧШАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ФАБРИКА

Как только была создана Лига чемпионов, стало понятно: УЕФА хочет сделать из этого турнира самое привлекательное в финансовом отношении соревнование Старого Света. Коммерческое предприятие получилось на славу и стало главной футбольной фабрикой: затмила Кубок кубков (его пришлось отменить) и Кубок УЕФА, реорганизация которого тоже не за горами. В Лиге все самое-самое: лучшие клубы, огромные премиальные и, конечно, высочайший интерес телевидения. Именно последнее и является едва ли не основным источником доходов клубной элиты Европы. Зимой 99-го УЕФА заключил выгодный контракт, согласно которому ряд европейских топ-телегрупп получил эксклюзивное право на трансляцию Лиги чемпионов. Клубы, помимо премиальных, которые выплачивались не только за каждый проведенный матч, но и за каждое завоеванное очко (есть специально разработанная система подсчета призовых денег), имеют и неплохой заработок, обеспеченный телевизионными компаниями. На 32 команды Лиги чемпионов, которые играли в решающей стадии турнира, отпускалось 366 миллиона швейцарских франков, а на 40 клубов Лиги, которые не вышли в групповую стадию, – 234 миллиона. Вообще же на продаже телевизионных прав УЕФА зарабатывает около миллиарда швейцарских франков. Клубам поступает три четверти этой суммы, оставшаяся четверть – на содержание Европейского футбольного союза.

ПРОТЕСТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Но всеобщую идиллию нарушил Европейский союз. Оттуда в УЕФА пришло предупреждение в связи с тем, что такой контракт с телевидением нарушает правила свободной конкуренции и не позволяет многим телекомпаниям получать «картинку» с матчей Лиги. В Евросоюз только в последнее время поступило более 60 критических замечаний и предложений от телеканалов, руководителей клубов, агентов по продаже спортивных прав относительно несправедливого распределения телекартинки Лиги чемпионов. По сути, ЕС добивается раздробления целостных эксклюзивных европейских телепакетов. В России сначала матчи Лиги могло показывать только ОРТ, затем права перекупил НТВ (сублицензию у которого приобрел НТВ ПЛЮС). Остальные же телекомпании, от поселковых студий до федерального канала, не имели доступа к трансляциям.

Камнем преткновения в этой ситуации стал вопрос о прибылях команд, которые с дроблением телепакетов непременно упали бы. Именно сумма призовых, которые получают по итогам розыгрыша Лиги лучшие клубы Европы, и вызвала конфликт между УЕФА и так называемой группой G-14, которая обещала поднять гонорары победителям до невероятной суммы в 100 миллионов долларов! А, скажем, мадридский «Реал», выиграв турнир весной 1998 года, заработал только 13,8 миллиона. УЕФА заверил, что деньги будут найдены. И нашел, заключив договор, который и вызвал негативную реакцию ЕС.

 Чтобы помочь выжить и телекомпаниям, и клубам, и были изменены правила телевизионной игры. По предварительным данным (официальные УЕФА обнародует весной), телеканалы смогут получить право показа едва ли не каждого конкретного матча. Телетрансляционный «оптовый рынок» вскоре станет розничным.

Новости. Футбол