Тина Канделаки: На спортивном ТВ автопилот невозможен

Генеральный продюсер «Матч ТВ» рассказала обозревателю «Советского спорта» о хитрости рейтингов, испанском класико и своей фамилии.
Тина Канделаки: На спортивном ТВ автопилот невозможен
17 декабря 2016 08:00
автор: Евгений Дзичковский

Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки рассказала обозревателю «Советскогоспорта» о хитрости рейтингов, испанском класико и своей фамилии.

Откровение:генеральный и креативный продюсеры «Матч ТВ» - Тина Канделаки и Наталья Билан -делят один кабинет на двоих. Не сказать, что большой. Моя собеседница делает на этом легкий акцент: творчество -первично, интерьеры вторичны.

Вовремя экскурсии по светлым коридорам глаз выхватывает Игоря Семшова,дожидающегося своего экспертного явления народу, людей за компьютерами,наполовину торчащий из стены огромный мяч — дизайнерское решение-символ.«Вмурованы в спорт», - будь этот слоган более благозвучен, его ждала бы на«Матч ТВ» завидная судьба.

Акоридоры, кстати, генпродюсеру знакомы давно: когда-то именно в 3-маппаратно-студийном комплексе располагался канал «Муз ТВ», с которого Тинаначинала штурм российских телевершин.

«ЗАКРЫТИЕ КАНАЛОВ? ЭТО ДОМЫСЛЫ»

- В декабре возник интернет-шелест: часть каналов «Матч ТВ» закрывают.Будут ли жить «Матч!Игра», «Матч! Арена», «Матч! Футбол 3», «Матч! Наш спорт», «Матч!Боец»?

- Этодомыслы. Как правило, по итогам каждогокалендарного года в любой крупной компании происходит пересмотр стратегиии бюджетирование. Это нормальные процессы, учитывающие особенностиэкономической ситуации. Такое есть и в «Сбербанке», и в «Ростехе» - везде. Идетпереоценка прежних и выработка новых решений. Неэффективные моменты логичнооставлять в уходящем году, с эффективными - переходить в год наступающий. «МатчТВ» - не исключение. Внутри компании очень много дискуссий о том, как увеличитьКПД и выйти на безубыточность.

Но меня всегда удивляет, когда некоторые внутренние обсуждения вдругпредстают в публичной сфере готовыми решениями. Особенно часто такое случаетсясо спортивным ТВ. Главные каналы сокращаются, переформатируются, где-то целыйсериал с эфира снимают, - и все спокойно. К нам же прямо-таки отчаянный,гипертрофированный интерес. В любом случае станем исходить из выгоды и необходимости . Каналы могут подвергнуться «переупаковке»и рестайлингу, но сколько их останется, в данныймомент не обсуждается. Определенность должна наступить после оценки финансовых результатов этого календарногогода.

- Сокращение числа каналов —это ведь не только прекращение вещания, но и расставание с сотрудниками?

- Повторю:мы все внимательно считаем и поспешных заявлений не делаем - только послетщательного анализа. Я сама работаю по 24 часа семь дней в неделю.Никогда не жалуюсь, зона моего личного комфорта минимальна. И таких, как я, на«Матч ТВ» много. Но есть и те, для кого работа не первостепенна, кто не готов кстрессовым режимам. Поэтому любое сокращение - не только уход, но и приходновых людей. С единственной целью - повысить привлекательность продукта дляпотребителя.

- Шарф «Зенита», в котором выпоявились на недавнем матче в Краснодаре, входит в вашу минимальную зонукомфорта?

- Спокойствие мужа - важный компонентсемейного счастья. Многие почему-то считают, что руководитель спортивноготелеканала не должен демонстрировать спортивные предпочтения, которые есть вего семье. Но это же глупости! Муж с детства болеет за два клуба - «Зенит» и«Фиорентину». И то, и другое для москвича не слишком типично, согласитесь. Нотак сложилось, что поделаешь? Мой приход на «Матч ТВ» никак на это повлиял,более того, не понимаю, почему это нужно скрывать. В Краснодаре мы были большойкомпанией, болеющей за «Зенит». Естественно, муж с заботой и любовью укуталменя клубным шарфиком. Но обсуждалось это так, словно в мире спорта произошлокакое-то важное событие. Удивительный эффект.

А еще мой сосед - ВасяБерезуцкий. Дружу и советуюсь с ЕвгениемГинером, которого знаю не первый год. Многие мои друзья - закоренелыеспартаковские болельщики с огромным стажем. Неужели и это проблема? Наоборот,если мои шарфы привлекают внимание к спорту, вижу в этом только плюс.

- Какую часть вашего рабочеговремени занимают командировки?

- Не слишком большую. В первые месяцыработы канала боялась от телевизора отойти, если честно. Телефон не отключала.В какой-то момент поймала себя на мысли, что образовалась зависимость. Эфиры,сюжеты, бесконечные вопросы… Мы с нашейкомандой в этом смысле как пилоты: если один отпустил штурвал, второйдолжен управлять.

- Автопилота нет?

- В спортивном телевещании автопилотневозможен. Ты никогда не знаешь, как закончится матч, как закончится бой.Ставим в эфир бокс с понятным хронометражем, и тут Трояновский проигрывает, ксожалению, на первых секундах. Если еще и бой Гассиева с Лебедевым будетнедолгим, неизбежно полное смещение посетке, включая рекламные блоки. Программный директор должен очень быстро принять решение, есть лирезерв и какой. Начинается кружевное плетение, как мы это называем. И ни наодном другом федеральном канале такого нет. Кино и другие программы не могутбыть длинней или короче, как сетка сверстана, так все и покажут.

«СМЕШНО, КОГДА СЛЫШУ, ЧТО МЫ НЕ КУПИЛИ ЭЛЬ-КЛАСИКО ИЗ-ЗА МАТЧА «РОСТОВ» - «ЗЕНИТ»

- Матч Лиги Европы«Вильярреал» - «Стяуа», транслировавшийся в прайм-тайм 8 декабря, не был нихитом, ни резервом. Зачем вы его показали?

- Есть набор событий, из которых мыформируем сетку. В эту конкретную датутот матч, о котором вы сказали, был наиболее предпочтительным по сумме причин всравнении с другими событиями вечера. Кроме того, «Вильярреал» - команда Дениса Черышева: пусть небольшое, нопреимущество для российского зрителя. Это стандартный подход: выбирать лучшееиз имеющегося. Поэтому мне смешно, когда слышу: «Вы не купили эль класико,потому что не хотели двигать по времени «Ростов» - «Зенит»». Все двигалось. Япопросила «Зенит», там пошли навстречу: если уж не нам, то кому? Обратилась в«Ростов», где Курбан Бекиевич тоже всегда идет навстречу. Вопрос был решаем, нотак сложились обстоятельства. Верстание сетки - не вопрос предпочтенийменеджеров. Есть план, который анализируется с точки зрения прогнозной доли.Учитываются виды спорта, российские и зарубежные соревнования. Порой идем нато, чтобы показать внутреннее событие с чуть меньшим рейтингом - это отвечаетидее развития отечественного спорта, то есть работает вдолгую.

- Испанское класико сработалобы в короткую, но мощно. Почему вы не купили его?

- Приготовила подробный ответ.Переговоры с испанцами начались давно, еще в период «НТВ-Плюс». Поначалупланировали продлить с ними контракт на прежних условиях, для нас приемлемых.Потом у испанцев произошли внутренние изменения, связанные со структуройправообладания, и они сказали: «У нас есть звезды, которых нет в Англии,поэтому мы хотим других денег».

- Каких именно?

- Мы в публичном поле не озвучиваем цифр, если договорна покупку прав еще не заключен, но понятно, что данная цифра сильно завышена ипочти в два раза больше ранее обсуждаемой. Мы понимаем, что возможная«амортизация» этой суммы на нашем рынке не сможет превысить понесенных намирасходов.

- За матч?

- За чемпионат. Отбить такие деньгинереально, а ведь «Матч ТВ», отнеситесь к моим словам с доверием, это неблаготворительность, а бизнес-модель. Мы живем в парадигме: «Покупаем, еслиможем заработать». Неважно, сколько это стоит – 3 миллиона или 38. Есть надеждаполучить сверху хотя бы копейку - берем. При этом цифры доказывают: испанскаяпримера и даже класико вовсе не самый рейтинговый футбол в истории телеканала.Несколько матчей за сезон показывают неплохую долю. Но не весь чемпионат. Егопокупка, скорее, имиджевая, а не бизнес-история, ау нас четкий фокус на окупаемость бизнеса.

- Что мешает купить те самыенесколько матчей?

- Это моя мечта - купить класико ивыдохнуть. Разумеется, мы обсуждали справообладателями и эту опцию, и многие другие. Но поматчево испанцы свою лигу не продают. Их болельщики всвое время скинулись и спасли от банкротства «Овьедо». Хотела в шуткупредложить такое нашим телезрителям: если вы так любите примеру, может,скинетесь на трансляции? Соревнования такого уровня не показывают бесплатнонигде в мире. Почти нигде.

- Замкнутый круг. Россияникогда не увидит примеру даже за деньги?

- Переговоры продолжаются, прекращатьих не планируем. Но цены на телеправа в мире растут, это тенденция. Мы на этомрынке не топ-игроки, однако испанцы исходят из своей, а не из нашейбизнес-модели.

«С ДОХОДАМИ ПО РЕКЛАМЕ И СПОНСОРСТВУ У НАС ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК»

- До данным TNS, доля «Матч ТВ» снизилась на 26процентов. Опровергнете?

- О, это интересный момент. Посравнению с чем? С сентябрем прошлогогода, когда «Матч ТВ» еще не было? Это былаошибка исследователей, они ее поняли и исправили уже давно.Существует логика телепрограммирования. На любом канале есть то, что держитдолю. Это программы-фронтмены, хедлайнеры эфира с точки зрения рейтинга.Например, шоу Андрея Малахова на Первом. Или линейка сериалов. Если основныеслоты в порядке, остальное может позволить себе колебания. «Охоту на пиранью»на «России-2», например, показали 42 раза! И правильно сделали - это стабильнаядоля. Олег Добродеев - один из самых талантливых менеджеров на российском ТВ,он прекрасно знал: чтобы поддержать спорт, нужны сериалы, причем премиальные.«Россия-2» никогда не смогла бы позволить себе такие, но выручала «Россия 1». Плюс кинопоказ. Все!Вот она - доля и рейтинг. «Матч ТВ» в принципе нельзя сравнивать с «Россией-2»,потому перед нами стоит задача - спорт итолько спорт.

- Но вы ведь тоже показываетекино.

- В очень скромных объемах. КомпанияФедора Бондарчука сняла для «Матч ТВ» десятьспортивных фильмов, но зрителя к такому жанру надо еще приучить. В России неттрадиций спортивного кино и сериала, мы поднимаеминтерес к постоянному спортивному телесмотрению разных жанров с «нуля».Был беспрецедентный случай, характеризующий потенциал «Матч ТВ»: 22 мая матч за третье место чемпионата мира похоккею показывали одновременно мы и Первый канал. В категории 18+, котораягораздо шире нашей целевой аудитории «мужчины 25-59», мы Первый канал превзошли - и намного: доля игры на «Матч ТВ» составила20.2% в категории «25-59», что на 76 процентов выше показателей Первогоканала, а в аудитории «4+» доля игры – 12 процентов. На 33 процента вышеПервого.

- О чем это говорит?

- О том, что телеаудитория,интересующаяся спортом, уже привыкла смотретьспорт именно на «Матч ТВ» Нам удалось привлечь молодых мужчин, категорию«18-24», которая спорт почти несмотрела. Важно учитывать и другие тенденции. Во-первых,заметно развивается мужское внедомашнее смотрение - люди предпочитают спортивныетрансляции в барах и ресторанах. Во-вторых,примерно миллион телевизоров подключены дома через интернет. То есть нассмотрят, но в обсчет рейтингов это не попадает - мониторинговаясистема не поспевает за изменением зрительских моделей телесмотрения. В-третьих,мы начинали с позиции «спорт только унас», а потом оказалось, что не только у нас - у других тоже.

Если учесть все это, выяснится: «Матч ТВ»показал результат даже выше ожидаемого. Мы справились, за что низкий поклонвсей нашей команде. Силы, заинтересованные в развитии спорта в России должны,извините за патетику, молиться на «Матч ТВ», которыйпоказывает положительную динамику развития в не имеющем ранее аналоговэксперименте. Здесь постоянный нерв и драйв, ноль рутины. «Выстрелил» на Олимпиаде гандбол - моментальнообвязываем эти трансляции разнообразнойи вкусной подачей. Проиграли гандболистки- интерес падает, и мы резкоперестраиваемся. Спортивное телевидение непредсказуемо, как и сам спорт. Но вэтом же его огромная привлекательность.

- Почему бы вам тоже непоказать «Пиранью» 42 раза, если она выжигает рейтинги?

- В лицензии указано: «Матч ТВ» -спортивный канал. Потому и кино мы будем показывать спортивное, обрамляя имсобытия. В день важного боя «Малышка на миллион» или «Рокки» - это всегда вкассу. В январе 2016-го, когда спорта вообще не было, именно бокс и фильмы онем вытянули нас по доле. Спорт мало того, что зависим от результатов, он еще исезонен. И вот в таких условиях с доходамипо рекламе и спонсорству у нас полный порядок, даже опережение.

«ПРАВА НА ПОКАЗ ЧМ-2018? ВСЕ ЖДУТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

- Откуда в таком случае взялсяслух: «С Нового года на «Матч ТВ» нечем будет платить зарплату»?

- С такой пунктуальностью, как на«Матч ТВ», мало где платят, поэтому слух - абсолютная неправда. Но важнопонимать: времена, когда рейтинги никого не интересовали, в прошлом. Это оченьудобно: купил трансляции и показывай. Но это былне бизнес. А сейчас - бизнес. Мы негосструктура и не госканал, перед нами стоят четкие финансовые цели.Полезное остается, бесполезное уходит. В Азии распространена система ежегодногоподсушивания компаний. Если грубо, любой бизнес за год обрастает жирком. Итребуется оптимизация, возвращение в тонус, расставание с ненужным радиразвития. Речь не только о зарплатах и количестве персонала, но и об инициативе.Нам нужны сотрудники, которые невыключаются из процесса после 19.00 или на выходных, которые всегда на связи,живут работой. Это не моя прихоть - общий тренд. Взамен талантливые итрудолюбивые получают уникальный шанс самореализоваться.

Впереди Кубок конфедераций,домашний чемпионат мира, Россия будет в фокусе всей планеты. Когда еще дерзать,если не сейчас? Человеческий ресурс -вообще главное в бизнесе. На канале естьлюди, не хочу называть фамилии, - от них просто отвязаться невозможно. В любойдень, в любое время - фонтан идей, пробивная сила. Для таких хочется создаватьматериальные условия, предоставлять эфирное время, поручать проекты. Да я исама такая. А есть такие, которые «отэфирили» и растворились. Ну, логично же,что ставка будет сделана на первых!

- Какова ситуация стелеправами на чемпионат мира по футболу?

- Все ждутопределенности. Вице-премьер Виталий Мутко уже сообщил подробности: нами вконсорциуме («Матч ТВ» совместно с Первым каналом и ВГТРК) подана заявка на покупку прав ЧМ-2018. Как только появится информация - сразу сообщим.

- Кто в авангарде борьбы?

- Как обычно, телеканалы и«Телеспорт». Какая в итоге сложится конфигурация, сказать сейчас сложно.

- Допустим, «Матч ТВ» выкупиткакую-то часть прав, одну треть. Сможете окупить затраты самостоятельно?

- Так было с Кубком мира по хоккею вМоскве. Совместно с Первым каналом купили права и очень хорошо заработали. Тщательно планируем, конечно, и «амортизацию» прав по предстоящим турнирам. Нони один рекламодатель не заключит сделок, пока не выкуплены права на показ. Пока неизвестнысами финансовые «рамки», поэтому ждем.

- Госдотацию?

- Ясно, что потребуются комплексныеусилия, но какие - сказать пока не могу.

«КУЛЬТ ТУРА» С ОЛЬГОЙ СМОРОДСКОЙ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОМБА»

- Ваша любимая передача завремя существования канала?

- «Культ тура» с Ольгой Смородской -эмоциональная бомба. Интервью Курбана Бердыева Тимуру Журавелю - суперсенсация.Вообще сильных журналистских работ было много. Это и эксклюзивное интервью сКонором Макгрегором, и разговор Кирилла Кикнадзе с Диком Паундом в разгархолодной допинговой войны, и многое другое...

- Ваш главный прокол?

- Верила в то, что изменениетелеупаковки при показе спорта приведет к быстрому росту рейтингов - иошибалась: аудитория очень консервативна. При этом выстреливает порой неожиданное.Например, небольшая доза гимнастики во время Олимпиады вдруг привела на каналженщин с очень высокой долей, почти 10. В рекламном смысле женщины -денежноемкая аудитория. Второе глубокое разочарование: вера в мужиков. Жиланадежда, что они станут смотреть качественное спортивное полотно, не отрываясь.Но оказалось: посмотрев трансляцию матча и аналитику с Карпиным, мужчиныпереключаются на хоббитов, «Вечер с Соловьевым» или «Занимательную механику».То есть им нужны разные жанры, а у нас пока нетсвоих «запасов» - все создаем с нуля.

Нет, например,мощных спортивно-политических ток-шоу, хотя на ESPNэто тягачи канала, нет спортивного Познера и так далее. Все это в планах.Рассчитываем и на документальные драмы, спортивные фильмы, реалити вроде «Боя вбольшом городе», который на финише показал великолепные цифры. Уже приезжалиамериканцы, их заинтересовал этот формат.

- Одно дело снять реалити вдекорациях базы «Озеро Круглое», другое - на диком атолле, как в «Остаться вживых».

- «Матч ТВ» - коммерчески ориентированная бизнес-единица, мы тщательно все считаем. Тотже «Бой в большом городе» - дорогой проект. Но мы довели его до конца и дажесумели продать спонсору - производителю шин.

- Дорогой - это сколько?

- Отвечу так: один эпизод реалити-шоуна каналах первой тройки может стоить 15-16 миллионов рублей и даже больше. На«Матч ТВ» таких цен нет, у нас стоимость в разыменьше. Есть исходящая из доли понятная стоимость часа, которой яобязана придерживаться. Драматургически хочется очень многого, и мы к этомустремимся. Если сложится с американцами, покажем в следующем сезоне «Бой вбольшом городе» совсем другого уровня.

«РАБОТОЙ СРЕДИ МУЖЧИН МЕНЯ ИСПУГАТЬ СЛОЖНО»

- Цели, стоящие перед вами,оцифрованы?

- Разумеется. Ориентир - определеннаядоля и выручка. Но это сильно зависит от оплаты стоимости прав напоказ крупнейших спортивных событий. Нужны успешныекейсы, с которыми предстоит развивать рекламныеи спонсорские вложения.

- Кто стал для вас открытием впрофессиональном и человеческом плане?

- Вряд ли вас удивлю, если назовуэкспертов Карпина, Савина и Широкова.Высочайший уровень.

- А из штатных сотрудниковканала?

- Многих знаю слишком давно, чтобыудивляться. Того же Губерниева, например, который шутит: «С Тиной великорпоративы с детства». Вообще меня окружает множество профессиональных и педантичныхлюдей, а я очень ценю это сочетание качеств.

- Насколько вам досаждалскепсис под названием «Девочка наспортивном ТВ»? Преодолен ли он?

- Работой среди мужчин меня испугатьсложно. Очень многое зависит от 2017-2018 годов. Продолжаем двигаться вперед,прекрасно понимая: интерес к спорту в нашей стране создать сложно, но можно. Иуникальный шанс - именно сейчас. Чемпионат мира - словно огромная акула,которая несется сквозь толщу воды, а рыбку помельче влечет потоками вслед.Глупо было бы не использовать эти потоки и не создать множество качественногоконтента, востребованного не только в России - в мире. А к тому, что во всем,от победы Трампа до поражения наших, всегда виновата Тина Канделаки, я ужепривыкла.

- На «Матч ТВ» был показанфильм про «Зенит», который многие назвали «сладеньким». Вам он понравился?

- Этокачественный и эмоционально-яркий фильм. Намочень нужен околоспортивный контент и мы его активно создаем - видим в немпотребность у телезрителей. Понимаем, что как бы мы ни сняли фильмпро «Зенит», для болельщиков других клубов это будет, наверное, «сладенько». Но речь идет о цикле фильмов про все клубыпремьер-лиги. «Зенит» - только начало.

«КАНДЕЛАКИ - ОТ СЛОВА «СВЕЧА»

- Довольны тональностьювещания канала в целом? У разных ведущих она почему-то довольно схожа.

- Пока не хватает юмора, иронии, амужская аудитория это ценит. Такое не возникает само по себе: нужны авторы.Андрея Колесникова из «Коммерсанта» можно узнать по трем первым строчкам.Леонида Парфенова, Владимира Познера, Алексея Венедиктова, Сергея Доренко - попервым словам. А интонация канала - это всегда интонация авторов. Ищем.

- У Юрия Розанова илиКонстантина Генича есть своя интонация.

- Но у них нет своей программы.

- Почему?

- Меня в свое время не приглашали, например, в ведущие - я сама туда рвалась. Аинтонация дает наибольший эффект в связке с инициативой.

- Лет семь назад вы с КсениейСобчак вели торжество по поводу выхода «Жемчужины» в первый дивизион. И междувами на сцене слегка искрило. Сейчас поддерживаете отношения?

- Нелюблю ругаться, спокойно отношусь к критике. Живу по принципу - никогда неговори «никогда». Ксения Анатольевна - талантливый ньюсмейкер, поэтому поживем- увидим.

- Недавно был в Грузии иобратил внимание: среди сванских, мегрельских, кахетинских и вообще грузинскихфамилий нет заканчивающихся на «аки».

- Канделаки - греческая фамилия,этимология идет от слова candle- свеча. Когда-то Канделаки принесли христианство в Грузию, это родортодоксальных греческих священников. На Крите очень много Канделаки. Вгрузинской деревне Бзвани почти все - Канделаки. Со временем род огрузинился,мы давно не считаем себя греками. Дед и отец родились в кахетинском селе Лагодехи, потомсемья перебралась в Тбилиси. Так что мы - имеретинцы.