Частный клуб, команда из Находки и поля-огороды. Чем запомнился первый чемпионат России
29 марта любого года после 1992-го — это день рождения чемпионата России. В это самое время 32 года тому назад стартовал собранный на коленке, склеенный из осколков советского и раннероссийского футбола первый чемпионат России. Многострадальный и ламповый, будущее которого предсказать было невозможно.
Тогда, слякотной весной 1992 года, на руинах советского первенства, образца разных республиканских стилей и своего необъяснимого шарма, усилиями легендарного Вячеслава Колоскова родился первый чемпионат нового государства. На смену украинским, грузинским, армянским, белорусским, узбекским и таджикским клубам спешно сколотили гибрид из высшей союзной лиги и лучших команд младшего собрата — Первой лиги.
«При Личке «Динамо» — самая бьющая команда». Крутые истории о статистике в РПЛ
Что это значило для совсем юного пацана, которому недавно исполнилось 11 лет, трудно сейчас объяснить. Смесь из непонятных эмоций. Классику союзного футбола, зарубы с полувековым сроком, переполненные стотысячные трибуны «Лужников» в Москве и «Республиканского» в Киеве между «Спартаком» и киевским «Динамо» нужно было скрепя сердцем спешно забыть.
Выпуски телевизионного и горячо любимого «Футбольного обозрения» с вкраплениями репортажей из солнечного Тбилиси или Еревана, с непередаваемым акцентом местным корифеев комментаторского искусства тоже оставить на долгую память. Битвы в Одессе с запахом морского бриза, где поднаторел к концу 1980-х местный «Черноморец». Или настоящие дуэли с привкусом европейского лоска, где даже фамилии футболистов звучали с прибалтийским акцентом, в Вильнюсе с «Жальгирисом» — всё это уходило в тень, в закоулки, чтобы не вернуться больше никогда.
Многим любителям футбола в новой стране предстояло привыкнуть к другим названиям и стадионам, к иному антуражу и зачастую абсолютно неподготовленным полям, являвшим собой прямой намёк, что скоро начинается весенне-летний дачный сезон. Одним словом, в марте в России были не газоны, а огороды с лужами, и поделать с этим в условиях полного обнищания населения и обеспечивающих клубы предприятий решительно было нельзя.
Вместо бывших команд высшей лиги СССР слух услаждали такие названия, как «Локомотив» из Нижнего Новгорода, «Уралмаш», первый частный клуб в стране «Асмарал», «Текстильщик» из экзотического города Камышин и «Океан» из дальневосточной скромной Находки. Когда бы все эти клубы могли хоть на секунду помечтать о выступлении в Высшем дивизионе главного чемпионата, да ещё и с фантастической перспективой представить футбольный товар лицом в Европе.
Конечно, фаворитами этого экспериментального опыта были старые знакомые — столичные «Спартак», «Динамо», последний чемпион СССР ЦСКА, а также получившие шанс для улучшения своих потерянных позиций «Локомотив» и «Торпедо». Плюс набирали обороты владикавказский «Спартак» и волгоградский «Ротор», которые в последующее десятилетие станут достаточно грозной силой футбольной клубной жизни.
Классикой, а заодно получившим название «дерби» вместо игр «Спартака» и киевского «Динамо» станут сражения красно-белых и ЦСКА, а нынешний гегемон и главный фаворит российского футбола «Зенит» по итогам замысловатого турнира упадёт в Первую лигу. Больше всех удивил тогда московский «Асмарал». Диковинный клуб, существовавший к тому времени всего пару лет и принадлежавший иракскому бизнесмену Хусаму Аль-Халиди, получивший название в честь детей предпринимателя (из первых букв имён его дочерей Асиль, Мариам и сына Алана), долго лидировал в 1992 году, но под конец турнира всё-таки не смог подняться выше седьмого итогового места.
Вместо восходящей звезды – «сбитый лётчик». «Локомотив» делает рискованную ставку
Много воды утекло с тех пор, но те самые первые эмоции, невозможно передать в двух словах. На московских аренах аншлагов не было вовсе. Болельщикам в ту пору стало откровенно не до футбола. А тем смельчакам примерно моего возраста нужно сказать отдельное спасибо за то, что именно они и были теми самыми преданными фанатами, которых не только не отпустил новый российский футбол, но и заставил по-настоящему влюбиться в тех, кто тогда зарождал новые веяния в лиге. На авансцену выходили другие герои.