Дом Фабио. Как выглядит место, откуда уехал Челестини ради ЦСКА

— Челестини? Он тренировал меня в Лозанне. И это лучший специалист, которого я когда-либо встречал. Тщательно структурирует игру и внимательно относится к деталям. Не удивился, когда он в этом году сделал в Базеле «золотой» дубль. Вам повезло, что Фабио теперь у вас.
Бессмысленно просить вас угадать человека, произнёсшего такие слова – это будет просто неспортивно. Потому что разговор идёт о низших лигах чемпионата Швейцарии, а собеседника зовут Жереми Маньер. Он бывший профессиональный футболист, а теперь – чиновник.
Да-да, спецкор «Советского спорта» Евгений Слюсаренко всё больше и больше узнаёт всю глубину тех глубин, где люди играют в футбол. Квалификация Лиги Европы в Утрехте, юношеский Евро в Словакии, чемпионат Грузии и Кубок Лихтенштейна – к этому ожерелью репортажей в еженедельнике «Футбол» последних 12 месяцев сейчас добавится редкая жемчужина. Мы с вами переносимся в Promotion League – третий по рангу дивизион чемпионата Швейцарии, на матч между юношескими (до 21 года) составами FC Basel и FC Lausanne-Sport.

Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.
Тут заканчивали вообще всё
Как обычно, вашего спецкора занесло на игру случайно – раз уж оказался по делам в один из октябрьских уикендов в Базеле, одном из самых знаковых для отечественного спорта городов Швейцарии. На большой, а-ля «Лужники», покрытой зеленью территории почти 100-летнего спортцентра «Санкт-Якоб» случились как минимум три исторических для нас события: 1975 год – первая победа советского клуба в футбольном еврокубке, 2006-й – первая победа женской сборной России по кёрлингу на Евро, 2008-й – первая победа российской сборной по футболу в плей-офф (те самые незабываемые 3:1 с голландцами).

В этот раз в ассортименте предлагался воскресный хоккей в исполнении аутсайдера второй лиги EHC Basel (с билетами по 40 франков, то есть четыре тысячи рублей) и субботнее пиршество футбола: семь бесплатных матчей команд разных возрастов и гендеров клубной системы действующего чемпиона страны – FC Basel – на полях в шаговой доступности друг от друга. Выбор без выбора, согласитесь.
— Вообще обычно вход на матчи Promotion League платный. Но так как вы попали на игру с участием команд U21, в таких случаях клубы часто делают вход свободным, – говорит 34-летний Жереми Маньер, мой проводник в мире глубинного швейцарского футбола. Поигравший даже в Суперлиге, он из-за травмы колена закончил в 28 и сейчас руководит филиалом Erste Liga («Первая лига»), одним из трёх подразделений Ассоциации футбола Швейцарии. Два других – Швейцарская футбольная лига, состоящая из двух главных профессиональных лиг страны, и Любительская лига (разбита на 13 регионов).
Собственно, частью полупрофессиональной Erste Liga является как раз та самая третья по силе Promotion League, на игру клубов которой мы сейчас и направляемся.

Сойти за своего
Фаны ФК «Базель» (местные произносят кратко: фэ-цэ-бэ) считаются одними из самых суровых в Швейцарии (последние слова звучат оксюмороном, но тем не менее). Пару лет назад тут даже чуть не избили русского студента, оказавшегося сыном пресс-атташе тульского «Арсенала». После чего клуб выпустил официальные извинения: мол, ярость нападавших вызвала не русофобия, а попытка снять на видео фанатский сектор, что воспринимается ультрас крайне болезненно.
В общем, чтобы интеллигентные щи спецкора в городской матч-дэй не бросались в глаза, пришлось идти через дорогу в фан-шоп при главном стадионе и взять наименее шокирующий по цене атрибут – 50-сантиметровую «розу» с присосками за 1000 рублей (сопоставимо стоили только слюнявчики и резиновые уточки на цветах). Так-то шарфик явно предназначался для крепёжки на стёкла авто, но тут для мимикрии был повязан на рюкзак.

Седьмая игра дня (до этого, начиная с полудня, выступали футболисты и футболистки с 15 до 19 лет) была запланирована на 15:30 на легкоатлетической арене вместимостью 6000 человек с одной крытой трибуной и электронным табло (стадион сертифицирован УЕФА для юношеской ЛЧ). Остальные матчи проходили в нескольких десятках метров на тренировочных полях в окружении многовековых дубов и с видом на горы. Честно говоря, в такой обстановке последнее, чего стоило опасаться – это чьей-либо агрессии. Хотелось взять чего-нибудь расслабляющего и созерцать.
Погода шепчет
…Сказал спецкор «Совспорта» – и немедленно выпил. Сделать это было несложно: в правой части крытой трибуны встроена ниша под названием Kiosk, и вот там усталый путник мог найти все предметы первой необходимости, как-то: светлое пиво 0,4 за 550 рублей, белое и красное вино 0,2 – за 750 и хотдог – за 600. Если вы пришли компанией, можно взять упаковку из шести стаканов пива за 3000 или сразу 0,5 вина за 1800.

При этом специальное объявление на киоске предупреждало, что продажа пива и вина разрешена с 16 лет, а крепкого алкоголя и сигарет – только с 18.
— Алкоголь на швейцарских стадионах не запрещён, – подтверждает Жереми Маньер. – Однако зрителям в состоянии опьянения, естественно, будет отказано во входе, а стеклянные/пластиковые бутылки и банки запрещены к проносу.
Впрочем, на нашу игру, куда, по официальным данным, пришли 284 зрителя, а по периметру расхаживали семьи с колясками, все эти правила безопасности, очевидно, не распространялись.
— У нас нет строгой необходимости вести статистику посещаемости, – отмечает Маньер. – Поэтому данные часто неполны и не всегда достоверны. Но, думаю, будет корректно сказать, что лидеры собирают в среднем 4-6 тыс.

Подрабатывают даже профессионалы
Hoval Promotion League – полупрофессиональная лига, задуманная как мостик между профессиональным и любительским футболом. По словам руководителя филиала, она состоит из команд U21 профессиональных клубов, экс-профессиональных клубов, которые когда-то обанкротились или вылетели из высших дивизионов, а также команд из небольших деревень. Спонсорский нейминг – международная компания по отоплению и кондиционированию из Лихтенштейна.
— Я бы сказал, что средний бюджет нашего клуба составляет около 1 млн швейцарских франков, но имейте в виду: он распределяется на структуру в целом, а не только на основной состав. Команды U21, естественно, не берём – там свои расчёты. Эти деньги поступают в основном от частных спонсоров, но также из государственных субсидий, средств от продажи билетов и самой лиги, – уточняет Маньер.

По словам чиновника, среди игроков есть как профессионалы, так и любители. Однако по локальным меркам получаемые ими деньги невелики – и даже профессиональные игроки регулярно подрабатывают, помимо футбола.
— Допускаю, что есть несколько исключений, но самые высокие зарплаты составляют не более 3000–4000 франков в месяц. Однако подавляющее большинство зарабатывает от 300 до 1500 франков. Поверьте, это немного, если учитывать стоимость жизни в нашей стране, – говорит он.
Неполиткорректные подсчёты
Игра между юношескими составами «Базеля» и «Лозанны» (они середняки таблицы, но в любом случае путь наверх им юридически запрещён) получилась камерной, с легко воспроизводимыми в гулкой тишине пустых трибун реакциями участников. Наверняка слышны они были и в прямой трансляции: по регламенту Erste Liga все арены третьего и четвёртого дивизионов с 2022 года оснащены камерами с искусственным интеллектом Spiideo, которые автоматически транслируют игры на стриминговой платформе RED. Расходы на установку и эксплуатацию камер понесли клубы, но это не повинность: месячная подписка для болельщиков составляет почти 1300 рублей (если заплатить сразу за год), и часть средств направляется в казну команд-участниц.

Спецкор «Совспорта» из любопытства походил туда-сюда, погрелся под осенними лучами на фанатке за воротами вместе с одиноким дедом, был укушен последним выжившим комаром сезона, а во втором тайме принялся неполиткорректно подсчитывать количество темнокожих в составах обеих команд (легко допуская, что часть их может быть и швейцарцами по паспорту). Получилось пять у «Базеля» и четыре – у «Лозанны».
— В нашей лиге нет ограничений на количество иностранцев в заявке, – объясняет босс Erste Liga. – Однако на поле одновременно могут находиться не более пяти легионеров. Из этих пяти – не более трёх должны быть игроками из стран, не входящих в ЕС. Это сделано для приоритета развития наших молодых ребят.
— Насколько эффективна такая стратегия?
— Скажу так: более 90% игроков сборной Швейцарии в своей карьере играли или в Promotion League, или в 1st Classic League, то есть в четвёртом дивизионе, – отвечает Маньер.

Берём на карандаш
Подсчёты спецкора «Совспорта» были не праздными: в атаке «Базеля» рулили в основном приезжие, а особенно выделялась «десятка» – 20-летний бразилец Кайо Эдуарду. Красно-синие подписали его в январе на четыре года, до конца сезона отдали в арену лихтенштейнскому «Вадуцу» и вернули в летнее межсезонье. К концу осени центральный нападающий в семи матчах Promotion League забил четыре мяча, а также дебютировал в Лиге чемпионов и Суперлиге.
Трудно сказать, что из него выйдет в итоге, однако как только бразилец включается – потенциал его очевиден. В этом матче при скользких 1:0 к началу второго тайма он получил мяч метрах в 30 от ворот, неторопливо раскидал финтами четверых, уложил на пятую точку вратаря и закатил в пустые. Гол стал победным – незадолго до конца гости при курьёзных обстоятельствах один отквитали: центральный защитник «Базеля» не глядя отдал назад на одинокого форварда «Лозанны».

А через неделю Кайо Эдуарду в гостях у «Кройцлингена» выдал ещё один гол тура – в стиле Криштиану Роналду после навеса с фланга в падении через себя (этот голасо был заценён уже по приезде домой, через ту самую платформу RED).
Покупали парнишку ещё при Челестини, а тот, как мы поняли, дело знает. Да и в легендарный еженедельник «Футбол» случайно люди не попадают – особенно из третьей швейцарской лиги. Запишем в блокнотик.










