«Господи! Акинфеев всё ещё играет?!» Почему капитан Зимбабве так удивлён?

Бенджани Мварувари хорошо запомнил поездку в Москву двадцатилетней давности. Тогда его «Осер» в ¼ финала Кубка УЕФА проиграл ЦСКА со счётом 0:4. Армейцы в том розыгрыше, как известно, стали обладателями трофея. О недооценке российского клуба, безумном Акинфееве, детстве в Африке и неискоренимом расизме в эксклюзивном интервью* «Совспорту» рассказал экс-нападающий «Осера» и «Манчестер Сити».
«Я испытывал одиночество и тоску, но приходилось брать себя в руки»
– Вы родом из столицы Зимбабве – Солсбери. Расскажите о том, как проходило ваше детство.
– Я очень много играл в футбол со сверстниками. Мы практически не сидели дома, и всё свободное время проводили с мячом. Это было особенное время. Сейчас дети играют в игры за компьютером или приставкой. И это искусственная версия в сравнении с настоящим футболом, когда все двигаются, вовлечены в процесс и испытывают настоящие эмоции. А ещё это очень полезно для физической формы.
– В какой семьей вы воспитывались?
– У меня в семье было пять детей – два мальчика и три девочки. Это частая история в Африке, когда в семье много детей, но контроль не такой высокий, как, например, в России. Я мог уйти ранним утром, играть весь день в футбол, зная примерные часы, когда нужно прийти домой на обед и ужин. Кроме того, меня никто не искал, не было какого-либо контроля. Поэтому я был предназначен самому себе. Сейчас родители обычно стараются следить за тайм-менеджментом ребёнка. Отвести в школу, забрать из школы, сделать уроки. За мной никто не следил, и это распространено в африканских семьях.
– Многим детям в Африке условия не позволяют заниматься футболом профессионально из-за финансовой ситуации. Сталкивались с этим?
– Не сказал бы, что сталкивался с подобными проблемами. Дело в том, что я не строил ожиданий и планов. Когда ты ставишь себе цель добраться до вершины, у тебя есть идеи и понимание того, что нужно, чтобы добиться успеха. Для меня это было чем-то естественным, в какой-то определённый момент я просто осознал, что достиг успеха в своей карьере. Я просто задумался: «Вау! Как я смог это сделать?». Зачастую время проходит, и ты, оглядываясь на пройдённый путь, можешь не понимать, как прошёл через все препятствия и трудности. Когда же у тебя есть ожидания и планы, они могут банально не оправдаться. Нужно просто действовать и получать кайф от процесса.

– То есть, финансовых проблем не испытывали?
– Я даже не задумывался об этом. Если был дома, с семьёй, мы ели то, что было. Наверное, оглядываясь назад, понимаю, что могло быть лучше. Однако, тогда, в моменте, не было мыслей о тяжёлой финансовой ситуации.
– Насколько трудно было вырваться из таких условий и пробиться на уровень европейских команд и выступления в сильнейших лигах мира?
– Отличный вопрос! Когда я только покинул Африку и попал в первую европейскую команду, перейдя в чемпионат Швейцарии, это был совершенно другой мир. Культура, еда, язык, погода, традиции, люди. Я испытывал одиночество и тоску, но приходилось брать себя в руки. Чтобы адаптироваться, ты должен быть сильным ментально и концентрироваться на своём деле. Иначе ты будешь скучать по семье, друзьям, родине, а такими темпами можно вернуться назад, на несколько ступенек вниз.
В Европе всё другое, и мне было действительно трудно переключиться, но я гнул свою линию и демонстрировал стойкость. Дальше я перебрался во Францию. Там было гораздо комфортнее, чем в Швейцарии. К тому моменту я адаптировался к европейскому ритму жизни. А в Английской Премьер-Лиге я и вовсе чувствовал себя своим, был как рыба в воде, потому что изучил систему и не испытывал дискомфорта.
– Как удалось перебороть одиночество?
– Конечно, партнёры очень помогали мне. В свободное время они приходили, и мы выдвигались на экскурсию по городу, изучали окрестности и достопримечательности. Кроме того, я постоянно созванивался с семьёй и друзьями. Это очень помогало не уйти в себя, не зацикливаться на дурных мыслях. Поначалу еда в Швейцарии казалась весьма странной, но со временем я привык, так как очень хотел расти как футболист и добиться большего.

– Учитывая все аспекты и нюансы, где вам было комфортнее всего – в Швейцарии, Франции или Англии?
– Думаю, во Франции и Англии. Во Франции я провёл прекрасные годы. Пища понравилась в разы больше, чем в Швейцарии. В АПЛ я выступал за «Портсмут», где показывал лучший футбол, что существенно улучшало восприятие и настроение. Поэтому Англия также занимает особенное место в моём сердце.
«Мне кажется, вопросу расизма уделяют не так много внимания, как хотелось бы»
– В течение своей карьеры вы сталкивались с расизмом? В Европе с этим частенько проблемы даже у самых именитых игроков – тот же Винисиус.
– К сожалению, постоянно. За свою карьеру я побывал во многих странах, и расизм ощущался довольно остро. Я считаю, что нужно начинать с себя, со своих целей и мечт. Если ты будешь верить, что добьёшься всего, упорно работать, не слушая негативные выкрики толпы, то обязательно доберёшься до назначенной точки. Мне кажется, вопросу расизма уделяют не так много внимания, как хотелось бы. Это одна из причин, почему некоторые футболисты возвращаются в родные страны. Люди, которые столь некорректно себя ведут, могут даже не осознавать того, что они творят, не задумываться о чувствах других. В таких ситуациях, мне кажется, не нужно идти на конфликт. Сражаясь с безумцем, ты сам таковым становишься. Ведь идёшь на контакт с этим человеком, отвечаешь ему на его же языке. Лучше оставаться в стороне и не тратить время на отрицательные эмоции. Пускай тот человек остаётся при своём.
– Я в прошлом вопросе упомянул Винисиуса, поэтому не могу не спросить: Родри в качестве обладателя «Золотого мяча» – справедливая история? Или вы придерживаетесь мнения, что забирать награду должен был бразилец?
– Порой тяжело сравнивать футболистов, которые играют на разных позициях. Я – большой фанат «Манчестер Сити», пристально наблюдаю за Родри, но и высоко оцениваю навыки Винисиуса. Испанец играл очень хорошо до травмы, тащил на себе команду. Поэтому я убеждён, что он заслуженно выиграл «Золотой мяч». Всегда будут споры о том, что тот или иной игрок не заслужил награду, но таково моё мнение. Защитникам и полузащитникам очень тяжело завоевать эту награду. С топ-нападающими невероятно трудно состязаться – они выдают феноменальную статистику сезон за сезоном. Опорные полузащитники, как правило, остаются в тени. Испанец заслужил награду. Это редчайшая ситуация, когда опорник стал лучшим!

Достаточно посмотреть на список претендентов сейчас – отметим Мохаммеда Салаха и Усмана Дембеле. Конечно, египтянин может взять «Золотой мяч», но все обсуждают француза и его фантастический сезон. При этом нельзя говорить, что Салах не заслуживает считаться лучшим. Это прекрасно, когда есть такой обширный выбор и повод для дискуссий.
Родри стал чемпионом Европы, выиграл Лигу чемпионов, всего добился в чемпионате Англии. Он выиграл всё, что только можно. Родри – сердце и душа «Манчестер Сити»! Сейчас он травмирован, и достаточно посмотреть на то, как тяжело команде без своего лидера. Это лишнее подтверждение моим словам».
– Возвращаясь к теме расизма, реально ли победить ненависть из-за расовой принадлежности?
– Это невозможно! Здорово, что мы говорим об этом, но нам нужно уделять этому больше внимания, чтобы снизить ненависть и найти правильный способ ограничить негативные выражения по расовому признаку. Как я уже говорил, если ты идёшь на конфликт с сумасшедшим человеком, ты помогаешь расти этой ненависти. Если же ты игнорируешь, то рано или поздно он поймёт, что провокации бесполезны и, возможно, задумается. А грубый ответ только разжигает эту ненависть. Увы, победить расизм невозможно, однако подавить его – реально.
«Каким же шоком тогда стали 0:4 в Москве»
– Вы хорошо помните противостояние «Осера» и ЦСКА в 1/4 финала Кубка УЕФА? Кого из игроков того состава армейцев особенно запомнили?
– Прекрасно помню то противостояние. Это был мой первый заход в европейском футболе, и я тогда ничего не знал о ЦСКА. Когда ты выступаешь за команду из Франции и встречаешься с московской командой, думаешь: «Мы их победим, без шансов! Просто разорвём!» Каким же шоком тогда стали 0:4 в Москве (смеётся). Я просто не мог поверить, что это случилось с нами. С того момента больше не относился с недооценкой к командам, которые не знаю. На тот момент я был ещё молод, наивен и чрезмерно самоуверен. Футбол спускает тебя с небес на землю. Сейчас мы беседуем, и эти воспоминания приносят боль, но таков спорт (смеётся).
Футболист, который забрался глубоко в недра моей памяти, – это Вагнер Лав. Он был великолепен! Успевал везде, был лидером команды соперника и прекрасно провёл матч.
– Следите за чемпионатом России сейчас?
– Я слежу за турнирными раскладами и знаю, что «Зенит» стабильно выигрывает трофей за трофеем. Наверное, это сейчас сильнейшая команда России.
– Были мысли, что тогда, на стадии ¼ Кубка УЕФА, уступили будущему победителю турнира?
– В тот момент эта команда не покидала мои мысли. Думал о том, что клубы, которые встретятся с ЦСКА в полуфинале и финале, недооценят их, как и я тогда. После чего испытают шок, недоумение и опустошение. Как оказалось, был прав, и армейцы завоевали Кубок УЕФА. Для меня не стало откровением, что именно они добились успеха, потому что тот коллектив был чертовски хорош. ЦСКА абсолютно заслуженно выиграл трофей в 2005 году.

– Вратарь того звёздного состава, Игорь Акинфеев, до сих пор защищает ворота армейцев.
– Он всё ещё играет?!
– Да, всё ещё в деле!
– Господи! Он был так молод тогда, ему было где-то 18-19 лет… Похожая история у Мануэля Фернандеша, который выступал за «Локомотив» и «Краснодар». Я пересекался с ним в «Портсмуте», когда Мануэлю было лишь 20 лет, а карьеру он завершил только года два назад. Просто шок.
– Вместе с ЦСКА Акинфеев выиграл 22 трофея, включая Кубок УЕФА.
– Невероятно! У Акинфеева сложилась прекрасная карьера. Могу себе представить, если он до сих пор играет, выиграл столько трофеев с ЦСКА, при этом даже не думая о завершении карьеры. С ним было очень трудно играть тогда, в 2005 году. Так что неудивительно, что всё сложилось именно так.
«Сражаясь с безумцем, ты сам таковым становишься»
– На ваш взгляд, стоит ли российским клубам больше внимания уделять африканскому рынку?
– Это была бы мудрая политика. Глобально многое поменялось в системе подбора игроков: раньше все целенаправленно шли искать африканских игроков, а сейчас сильных футболистов можно найти практически везде. Я пробыл в Европе долгое время. Там примерно с трёх-четырёх лет начинают активно тренировать детей. В Африке можно найти подростков тринадцати-четырнадцати лет, натренировать, подписать контракт и отправит на различные турниры. У африканских игроков есть врождённый талант к футболу. Они очень выносливые и напористые. Думаю, российским клубам стоит присмотреться к африканскому рынку. У нас очень много перспективных футболистов.
– Если бы сборная России выступала на Кубке Африки, удалось бы подопечным Карпина завоевать трофей?
– Кубок Африки – это очень тяжёлый турнир. Там совершенно другой подход и на поле, и в целом – много борьбы, сопротивления, требуется немало выносливости. Это была бы отличная проверка для сборной России! К сожалению, этому турниру не уделяется должного внимания, но он действительно стоит того. Можно добавить одну-две европейские команды, и это помогло бы местным командам выйти на ещё более высокий уровень.
Сейчас на чемпионат мира выходит 3-4 африканских команды, а на Кубке Африки выступает 24 коллектива. Провести в такой активной среде, где играют достаточно жёстко, хотя бы четыре-пять игр, – очень изнуряюще. Я сравнивал европейские и африканские турниры, сделав вывод, что у нас совершенно иная энергетика. Сборной России будет тяжело».

– В рамках изоляции национальной команде порой тяжело найти соперников. Как считаете, товарищеская игра со сборной Зимбабве – достойное испытание?
– Абсолютно! Как я уже сказал, нужно ехать в Африку и провести там несколько матчей, чтобы понять этот уровень. Если ты проводишь одну-две игры с африканскими командами, то время пролетит незаметно, и ты не поймёшь истинного уровня этих игроков. Это ничего не решает. Полноценное же участие в Кубке Африки на территории африканских команд, с их энергетикой и правилами, покажет, что многие недооценивают африканский футбол.
– В Федерации футбола Кот-д'Ивуара недавно заявили, что готовы рассмотреть предложение о проведении товарищеской игры со сборной России. Кого могли бы отметить из этой команды?
– Есть один парень, который играет за «Брайтон» – Симон Адингра. Сильнейший футболист! На последнем Кубке Африки он очень сильно выделялся. Ощутимо помог Кот-д'Ивуару завоевать трофей.
«Хвича – сильный и умный футболист»
– Вы успели поиграть за «Манчестер Сити», но богатое на трофеи время для клуба наступило слегка позднее. Следите за командой сейчас?
– Безусловно! Все команды, чьи цвета я защищал, поддерживаю и отслеживаю их успехи. К сожалению, этот сезон у клуба не задался, совсем недавно уступили в финале Кубка Англии «Кристал Пэлас», но в футболе так бывает. «Ман Сити» доминировал последние семь-девять лет. Порой наступает момент надлома, и коллективу приходится перестраиваться с нуля, искать мотивацию и силы, чтобы вернуться на победный путь. Кроме того, лидеры стареют – Силва, Де Брёйне, Эдерсон, Гюндоган. Потребуется какое-то время на перестройку, думаю, год-два точно, и команда вернётся на вершину.
– Причина провального сезона, на ваш взгляд, только в возрасте игроков?
– Да, это основная причина. Но есть и другой момент. Когда ты теряешь одного-двух ключевых игроков, это сказывается даже на лучшей команде. Мы уже вспоминали Родри, его феноменальную форму и влияние на «Манчестер Сити». Колоссальная потеря для горожан. Думаю, если бы испанец не травмировался, мы бы сейчас не обсуждали провальный сезон.

– Гвардиола заявил, что по окончании контракта с командой (соглашение рассчитано до лета 2027 года) покинет клуб и сделает перерыв. Может, испанец выгорел и причина неудач в нём?
– Когда ты долго работаешь в одной команде, ты можешь в определённый момент перегореть. Это абсолютно нормально. Тем более, когда ты постоянно побеждаешь и забираешь всевозможные награды и трофеи. Эти победы становятся обыденностью. Я хочу, чтобы Гвардиола остался, потому что мне интересно, как он исправит сложившуюся ситуацию. Хосеп работал в «Барселоне», огромном и великом клубе, выиграл там всё, что только можно. Затем перебрался в «Сити» и сделал тоже самое. Сейчас нужно омолодить команду. Это тяжёлый процесс, далеко не все могут с ним справиться, и мне интересно посмотреть – по силам ли это Гвардиоле. Хочется верить, что он поправит положение дел и в дальнейшем передаст команду следующему наставнику.
– В «Сити» вы застали будущую легенду горожан – Венсана Компани. Могли себе представить, что однажды он возглавит «Баварию»?
– «Бавария» – это топ-клуб, и тогда я, конечно, не мог подумать об этом. Но прекрасно видел и знал качества Венсана. Он всегда был голодным до знаний, вникал в тактические моменты. Когда мы путешествовали в автобусе, Компани постоянно читал книги и всегда был сфокусирован, серьёзно относился к своему делу. Я не удивлён тому, каких высот добился мой друг. Он проявлял лидерские качества с самого раннего возраста.
Когда ты находишься внутри команды, ты сразу отмечаешь для себя: этот парень веселится и кутит, он не поведёт команду за собой, а вот этот – прирождённый лидер и капитан. Венсан именно такой. Например, я буду шокирован, если тренером «Манчестер Сити» однажды станет Марио Балотелли. Этот парень всегда прикалывался и шутил, у него совершенно иной характер».

– Как оцените выступление мюнхенцев в этом сезоне? Есть у этого состава перспективы выиграть Лигу чемпионов в ближайшие годы?
– У «Баварии» всегда интересный путь в Лиге чемпионов. Это уникальный турнир, в котором нужно выступать и набираться опыта, пропитываться этой атмосферой. Во Бундеслиге дела идут хорошо, но для победы в Лиге чемпионов потребуется время. Думаю, нужно подождать год или два, и тогда «Бавария» сможет завоевать «ушастика». Не нужно давить на Компани в плане результатов, всё-таки футболист и тренер – это две разные профессии. Я уверен, что Венсан добьётся успеха на тренерском мостике.
– Поддерживаете связь с Венсаном?
– Периодически могу набрать ему, чтобы сказать тёплые слова и пожелать успехов. Я до сих пор общаюсь с игроками, с которыми пересекался за время своей карьеры. Это ценно, когда ты можешь освежить воспоминания, вспомнить какие-то моменты прошлого, которые пережили совместно.
– Сами никогда не задумывались пойти тренировать?
– Я как раз сейчас обучаюсь в академии «Плимут Аргайл». В рамках этой инициативы я привязан к команде и набираюсь там опыта.
«Никто не может сбить тебя с пути, даже те хейтеры, которые кричат и ненавидят громче всех»
– Если брать всю вашу карьеру, кто был лучшим футболистом, с которым удалось разделить футбольное поле?
– Если брать тех, против кого я играл, то на ум сразу приходит Неманья Видич. Среди тех, с кем выступал в одной команде, выделю несколько игроков – Элано, Карлос Тевес, Робиньо, Филипп Мексес. Хочется назвать ещё больше, но остановлюсь на этих фамилиях.
– А тренер?
– Ги Ру, который тренировал «Осер», когда я играл там. Это лучший тренер, с которым мне довелось поработать за свою карьеру.

– С высоты своего опыта можете дать совет молодым игрокам о том, как раскрыть свой потенциал в полную меру?
– Нужно всегда оставаться сфокусированным, работать в поте лица и быть дисциплинированным. Когда ты думаешь о себе и своих целях, никто не может сбить тебя с пути, даже те хейтеры, которые кричат и ненавидят громче всех.
– Кто самый сильный африканский игрок, когда-либо выходивший на футбольное поле?
– Уф! Очень трудный выбор. На ум сразу приходят Яя Туре, Дидье Дрогба, Самюэль Это'о, Майкл Эссьен, Джей-Джей Окоча, Нванкво Кану. Их очень много, я разрываюсь, не могу назвать только одного. (Смеётся.)
– Давайте составим вашу версию идеального футболиста. Я буду озвучивать характеристики, а вам нужно называть фамилии игроков.
– Давайте, с удовольствием!
– Игра головой.
– Тим Кэхилл.
– Техника.
– Лионель Месси.
– Скорость.
– Тьерри Анри.
– Левая нога.
– Тоже Месси.

– Правая нога.
– Робиньо.
– Реализация.
– Иан Райт.
– Пас.
– Кевин Де Брёйне.
– Удар.
– Рашиди Йекини.
*Разговор состоялся в преддверии FONBET Первый Еврокубок







