«Любой план хорош, когда есть второй и третий». Талалаев готовит «Балтику» к Премьер-Лиге

Первую часть сезона «Балтика» закончила ударно. Подопечные Андрея Талалаева выдали серию из 11 матчей без поражений. И в весеннюю стадию калининградцы выходят на лидирующих позициях. Сомнений в том, что «Балтика» будет одним из основных претендентов на выход в РПЛ, нет никаких. И особенно понимаешь это, когда наставник калининградцев начинает рассказывать, какие научные методики используются для того, чтобы подвести футболистов к играм в лучшем состоянии.
И можно бесконечно слушать, как Андрей Талалаев рассказывает о новых методиках и тренировочном процессе. Корреспондент «Советского спорта» подробно расспросил наставника о том, как команда готова к сезону, как разбирались с трудностями и будет ли команда конкурентоспособной после выхода в РПЛ.
Фрибеты для ставок на главные спортивные события
«Был бы каток, вывели бы ребят в хоккей играть»
– 44 тренировочных дня в Турции практически позади. На итоговом видео после двух матчей с «Ахматом» и «Балтикой-2» болельщики заметили, что вы немножко уставший. Понятное дело, что есть неудовлетворение игрой, но и в любом случае эмоциональная усталость также наверняка накопилась?
– Я не получаю психологической усталости от футбола. Усталость, как говорят, это иллюзия. На самом деле, наверное, уже возраст даёт о себе знать (улыбается). Всё намного проще: если предыдущие игры мы играли с перерывами по три часа между друг другом, то последние две провели одну за другой. Мы специально это сделали для того, чтобы игроки получили определённую нагрузку, чтобы не было пауз и, таким образом, исключить травмы, так как большая группа футболистов была задействована в обеих играх.
Мы проверили подготовку к чемпионату, накатали определённые связи. Моё состояние – это просто физическое утомление, которое было связано с тем, что пришлось отработать две игры подряд. Не надо связывать это ни с качеством игры, ни с кумулятивным эффектом, потому что на футболистов он сказывается, ведь те суммарные нагрузки от каждой из тренировок всё равно приходят. Физическое состояние игроков может быть хорошим, а психоэмоциональное – уже есть лёгкое утомление.

– В Калининград команда возвращается в самом конце месяца, за два дня до первого официального матча в году.
– У нас стоял выбор: прилететь чуть пораньше в Калининград, чтобы и футболисты с семьями увиделись, и встречу с болельщиками сделать, но с учётом того, что акклиматизация – это достаточно сложный процесс, мы чётко знаем, что лучше прилететь за два дня, потому что, если играть на третий, будет ещё хуже. Именно третий, седьмой день – это пик акклиматизации. Поэтому мы ушли от этого и стараемся прилететь прям впритык. И это, как правило, приносит результат. Почти всё идёт планово, так, как мы наметили, кроме некоторых процессов, которые уже не зависят от главного тренера.
– Этой зимой болельщики во время предсезонки заметили много чего интересного: тренировки с элементами бокса; беговые упражнения с устройствами, похожими на пейджеры; тест Гакона; итальянские специалисты; работа с психологом. Для чего это нужно и насколько вы удовлетворены тем, как всё прошло?
– Есть удовлетворение от процесса и от результата работы. Качество игры в официальных матчах всё покажет. Давайте по порядку:
Если бы был каток, мы бы ещё и в хоккей ребят вывели играть. Не самая специфическая работа, которую мы даём различными способами, позволяет быстрее добиться результата и проработать те локальные группы мышц, которые игрой в футбол не проработаешь, чтобы избежать травматизма. Плюс я сторонник того, чтобы не рисковать здоровьем игроков, к матчам мы подводим их постепенно. Этот процесс уже 12 лет опробован на всех командах. Мы знаем, что это приносит результаты и позволяет избежать травм. «Зайцы-пейджеры» в руках футболистов – это индивидуализация работы. Каждый футболист на первом сборе проделывает работу согласно медицинскому тестированию и уровню своей готовности на этап начала сборов. Эти устройства позволяют разделить игроков на группы, которые бегут с разной скоростью перемещения и восстановления.
Что касается специалистов, которые приезжали из Италии, – это новшество, которое позволяют себе только гранды. Даже в Серии А не все команды могут себе это позволить. Это необходимо для индивидуализации подготовки, для того чтобы определить дисбаланс в мышечных группах игроков, а далее понять, кому нужно лучше растягиваться, а кому – работать только над локальными мышечными группами. Условно, есть те, у кого правая нога отличается от левой по длине, а есть те, у кого мышцы передние очень сильно отличаются от задней поверхности. Нужно просто чуть индивидуализировать работу, поработать буквально месяц-полтора в зале по специально выработанным упражнениям, и всё это позволит сделать организм более сбалансированным.

«75% команды изменили своё отношение к подготовке»
– Что насчёт нутрициологии?
– То же самое касается питания: кому-то можно есть траву зелёную, кому-то нельзя. Кому-то нужно больше белка, кому-то, наоборот, необходимо избегать белковой пищи. Также важно время употребления, в зависимости от тренировочного процесса. Даже 30 минут разницы могут сыграть ключевую роль, так как белки, жиры и углеводы усваиваются по-разному. Обычно это всё делается на глаз, мы же сделали так, что за неделю расписали для всех индивидуальную программу. И сейчас каждый из ребят ознакомлен с тем, что ему рекомендуется, как улучшить своё состояние и как достичь максимальных результатов. Не все это делают, могу сразу сказать. Но то, что сейчас заметен прогресс именно в профессионализме у футболистов, я могу подтвердить. У нас 75% команды изменили своё отношение к подготовке, к тренировкам, к питанию, проводят больше различных индивидуальных занятий.
– Также с командой продолжает работать психолог.
– Я контактирую с Милой Кирсановой с 2006 года и могу сказать, что это специалист, во-первых, высочайшего уровня, человек, который даёт конкретный инструментарий до тренерского штаба, как воздействовать на игроков. Могу привести конкретный пример, потому что болельщики всегда хотят имен. Я и футболисты же не очень любим, когда кого-то выделяют персонально. Но хочу отметить Николая Титкова: три с половиной месяца мы не могли сдвинуть его с места, а после нескольких занятий и составления психологического профиля с различными средствами воздействия Коля стал прогрессировать. Кстати, итальянские специалисты отметили, что у Титкова возможности для прогресса очень большие, именно с точки зрения физиологии.
– В организационном плане сборы прошли хорошо?
– Да, за что я также благодарен руководству клуба. Мы хотели, чтобы и генеральный, и спортивный директоры находились с нами в Турции. Мы знаем, что это объединяет интересы, потому что, когда человек, выполняющий функции спортивного директора, оторван от команды – это может исключать чувство внутреннего комфорта футболистов. Поэтому у нас на всех сборах присутствует руководство и у нас практически нет организационных проблем, у нас всё достаточно ровно. Качеством подготовительного процесса я доволен. Какие будут итоги, покажет только чемпионат. Да, есть некоторые вещи, которые нужно исправить, но о них поговорим, когда выйдем в Премьер-Лигу, и либо подкорректируем их, либо найдём другое решение.

«Только чемпионат покажет итоги этой трансферной кампании»
– Наверное, главная история для любого тренера зимой – трансферная кампания. «Балтика» взяла защитника с опытом игры в больших футбольных клубах, одного из самых ярких игроков ФНЛ и забивного форварда-легионера. Из минусов – отсутствие центрального полузащитника. Насколько вы довольны итогами?
– Только чемпионат покажет итоги этой трансферной кампании. Болельщикам, которые переживают за Хиля, хочу сказать, что, на мой взгляд, это тот трансфер, который как раз должен делать разницу. Условно, возьмите пример Миранчука и Захаряна – они были и остаются лучшими футболистами не только в своих клубах, но и в чемпионате России. Они поехали в чемпионаты большей интенсивности, и никто пока не заиграл на том максимуме, который они демонстрировали в России, то же самое касается Брайана.
Почему я настаивал на том, что надо обязательно начать готовиться к Премьер-Лиге уже сейчас? Потому что, когда человек приезжает из чемпионата меньшей интенсивности, ему нужно время на адаптацию к работе, к чемпионату, к плотности игры. Я уверен, что в мае у нас будет полноценный игрок, который на поле будет делать разницу. У него всё для этого есть. Но адаптация происходит непросто.
Я очень хорошо общаюсь с членом тренерского штаба сборной Эквадора, Нико Кьезой, он был игроком у нашего тренера по физподготовке. И мы перед выбором футболиста проводили несколько консультаций с ним. Адаптация Хиля во всех его командах была достаточно сложной. Есть люди, которые сразу вливаются, а есть те, которым нужно время. Мы это понимали, и поэтому не нужно ждать сиюминутного результата, необходимо время. По всем остальным вопросам, ещё раз, я сторонник того, чтобы обсудить это после того, как будет завершено дело.

– Что касается трансферов на выход, их также было достаточно. Можно ли сказать о том, что вы устроили некую чистку в команде?
– Нельзя. Во-первых, это было совместным решением, всё было обсуждено с руководителями, в том числе с кураторами из Ростеха. А во-вторых, деньги мы получили только за продажу Тиграна, но Аванесян, насколько я знаю, приходил сюда ещё до меня и сегодняшних руководителей клуба. Если футболисты не продаются и даже в платную аренду мы их не можем устроить, то, наверное, им не хватает качеств. Поэтому я не считаю, что это большие потери. Каждый из них как человек мне дорог. Особенно Маляров, мы с ним хорошо знакомы с момента моего тренерского дебюта в «Волге». Каждый из этих ушедших игроков – своеобразная личность, но в сегодняшней «Балтике» они проиграли конкуренцию. Это касается любого футболиста, в том числе и Алекса. То, что он никому не был нужен практически до закрытия трансферного окна, – показатель качеств самого футболиста.
– На сборах «Балтика» преимущественно играла против команд не из России. Это было принципиальным решением?
– Да, мы стараемся на сборах, особенно на длинных, играть с командами, которые представляют другую футбольную культуру, для того, чтобы развивать собственных игроков. Когда возник вариант сборной Северной Кореи, я первым двумя руками проголосовал «за» и просил, чтобы договорились именно с ними. Узбеков и казахов мы обсуждали ещё в ноябре. Безусловно, пару последних соперников мы хотели с прицелом на адаптацию уже к нашему чемпионату, но нам не удалось договориться, к сожалению. Из того, что было запланировано, мы сыграли только с «Ахматом». Хорошую, качественную игру провели, с адаптацией уже к российскому футболу. Хотя «Ахмат», я считаю, сегодня тоже достаточно нестандартная команда, не совсем, скажем так, российская. Грозненцы – лидер по единоборствам в России, и сейчас они на это наложили ещё и индивидуальные качества футболистов, которых приобрели. Но скажу так: в подготовке к командам Первой лиги это помогло не очень сильно. Условный «КАМАЗ» или «Нефтехимик», с которым мы уже сыграли дважды, могли бы более предметно настроить нас на те стартовые матчи, которые ждут нашу команду.

«Построение системы в клубе – это важно»
– Армен Маргарян говорил в своём интервью про то, что идея привезти сюда «Балтику-2» была вашей. Чем это было важно?
– Построение системы в клубе – это важно. Я планировал привезти сюда ещё и тренера с несколькими игроками из нашей молодёжной, третьей, команды. К сожалению, этого не удалось реализовать.
– Что можно сказать о том, что сейчас у «Балтики» есть достаточно серьёзное преимущество перед третьим местом? Может ли это расхолаживать игроков, на ваш опытный взгляд?
– Это самая-самая-самая страшная причина, которая может не дать реализоваться вот в этом стартовом отрезке. Потому что две домашние игры, психологическая успокоенность футболистов… Тренерский штаб занимается именно этим. Материальные ценности на какое-то время являются посылом – у нас с этим всё хорошо, наш клуб стабилен, и Ростех выполняет все свои обязательства, даже больше. Но вот успокоенность… Хорошо, когда футболисты не нервничают, когда они выходят на поле и уверенно делают то, что мы оговариваем. А самоуспокоенность – это, наверное, самое страшное, что есть в спорте, и вот мы по этой грани ходим туда-сюда.
Чего греха таить, за нашим тренерским штабом водится, что мы достаточно жёстко мотивируем игроков, находясь в пограничном положении. Там, где тревожность иногда превалирует или очень много коррекции, которые не так любят игроки. Поэтому мы задействуем все средства для того, чтобы этот март стал продолжением того осеннего отрезка, когда мы играли в тот футбол, который нравился болельщикам, руководителям, самим футболистам и в том числе и нам, а главное – даёт результат.

– У команды сейчас интересный график. Две игры домашние, потом две – на выезде: в Уфе и Тюмени. Также весной вас ждёт, наверное, самый сложный логистический выезд в Новороссийск. Плюс самый дальний – в Хабаровск. В вашей тренерской карьере сейчас логистическая обстановка чуть усложнилась?
– Давайте посмотрим на Хабаровск, на Ростов, на Воронеж и просто не будем об этом говорить. Поблагодарим Ростех за возможность перемещаться чартером, выходить на поле и выполнять то, что мы должны, – обыгрывать команды, которые нам по силам, и навязывать максимум борьбы командам, которые в чём-то нас превосходят. Я считаю, что мы должны воспользоваться теми возможностями, которые сами себе создали, и просто завершить начатое дело. А что касается того, что нас ждёт… Самое неприятное, о чём мы всё время говорим, – это качественное натуральное поле. Потому первые игры планируются на прекрасной нашей домашней арене, а потом, к сожалению, мы с натурального поля должны ехать на искусственные, туда, где холодно и где, скажем так, я считаю, что футбол на пластике – это совсем другой вид спорта. И подготовка к нему должна быть другой.
– Какой?
– Я не сторонник проводить тренировочную работу на искусственных полях, потому что при переходе с одного покрытия на другое теряются футболисты. И тренерский штаб вынужден снижать нагрузки, что сразу лишает нас определённых козырей. У нас есть определённое превосходство над соперниками, мы знаем свою методику, она приносит результат, и сами футболисты верят в это, когда видят, что на последних минутах мы додавливаем практически любого соперника, чего не было в начале этапа, когда мы пришли в «Балтику». Самая большая сложность именно в этом. Я уверен, что руководители нашего региона выполнят своё обещание и всё-таки где-то к августу-сентябрю у нас появятся натуральные поля не только в Светлогорске. Чтобы на этих полях мы смогли продолжать развивающую работу для того, чтобы футболисты росли, а не стагнировали.

«Такое впечатление, что я в Калининграде всю жизнь живу»
– Вы уже, по сути, полгода в Калининграде. Насколько вам удалось обжиться в этом регионе?
– У меня такое впечатление, что я там всю жизнь, настолько мне и моей семье нравится там. Но, если честно, может быть, это связано с чертами характера, с интернациональностью нашего штаба. Нам в принципе комфортно везде, мы друг друга развиваем, подтаскиваем, помогаем друг другу. У нас тренер по физподготовке из Италии, старший тренер – из Риги, доктора – дагестанец и армянин, массажисты – башкир и узбек, есть в штабе и представители Беларуси, Казахстана. Вот эта универсальность, человеческие отношения в коллективе, что мы прививаем, нам помогают. Мы не заставляем дружить игроков, мы создаём дееспособный коллектив. Главное, чем должна обладать система, – это дееспособность. Я думаю, что за те полгода, которые мы здесь находимся, мы постепенно пропитываемся вот этой штормовой культурой Балтики и поливалентной особенностью людей, потому что они открытые, готовые ко всему. Здесь люди миксуют в себе культуру, кухню, фольклор Польши, Прибалтики, России. Это помогает нам развиваться, двигаться вперёд, узнавать что-то новое и совершенствоваться, в том числе и в футболе.
– Цели клуба всем известны, задача понятна. «Балтика» к этому уверенно идет. Есть ли у Андрея Талалаева конкретный план по тому, как действовать в РПЛ? Что нужно сделать для того, чтобы выступление в этом турнире получилось для клуба успешным, с учётом предыдущего опыта, который был у вас?
– План есть, но, к сожалению, он уже терпит корректировки. Любой план хорош, когда есть второй, третий, четвёртый варианты. Поэтому давайте не будем делить шкуру неубитого медведя: сначала решим задачу, а потом будем двигаться в рамках той системной работы, которую мы ведём. Вы видите: появилось много новых имён, много молодёжи, появилась коллаборация, появился единый тренировочный процесс между первой и второй командами. Это дарит определённую надежду. Плоды этой системной работы помогут адаптироваться и обосноваться в Премьер-Лиге фундаментально и надолго.





