Наш с вами футбол. Новогодняя история о том, что забвения не существует

«Дорогой Марк Борисович, — начиналось это короткое поздравительное письмо. — Мои неизменные симпатии к Вам, к сожалению, обратно пропорциональны количеству наших встреч. Единственное оправдание — ваш футбол и мой «Футбол». 27 декабря 1969, Л. Филатов». И типографским шрифтом на обороте: «Счастья, здоровья и успехов в новом 1970 году. «Советский спорт».
Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.
Эту винтажную новогоднюю открытку глава Высшего редакционного совета «Совспорта» Евгений Слюсаренко обнаружил на аукционных развалах всего несколько дней назад. Мгновенно без торга приобрёл — и понял, что просто обязан узнать, кто такой Марк Борисович, к которому с таким уважением обращается легендарный Лев Иванович Филатов, главный редактор нашего журнала в 1960-80-е годы.

Выяснить это оказалось несложно: поздравления принимал Марк Розин, один из трёх людей, кто, по словам Филатова, «вовремя поселили в мою душу сомнение, чем приостановили лихое и удачливое шествие по газетным страницам». Быстрый поиск также показал, что Розин — знаменитый разведчик Великой Отечественной, лауреат государственных наград, много лет отвечавший в Федерации футбола СССР за детский и массовый спорт, и главное — один из инициаторов знаменитого «Кожаного мяча».
Всё это было здорово, и очевидно, что мы просто обязаны рассказать об этом героическом человеке, например, к очередному Дню Победы (тем более, он был одним из авторов «Футбола» с первых лет его существования), но быстро проявилась проблема: ноль информации, где и как Розин провёл последние годы жизни.
И столь же быстро стало понятно, что обнаружить это получится только благодаря тому самому новогоднему чуду. Его близкие друзья давно ушли в мир иной. Среди наследственных дел и захоронений такая фамилия не значилась. Владелец выставленного лота на аукционе сообщила, что нашла архив случайно, чуть ли не на улице.

Старейший наш футбольный арбитр 94-летний Сергей Александрович Беляев тепло вспомнил о коллеге («Он меня направил в Хабаровск судить финал «Кожаного мяча», до сих пор храню книгу с автографом»), но о его судьбе ничего не знал. Аналогично — журналист «СЭ» Дмитрий Туманов, сделавший с Розиным два душевных интервью 20 лет назад.
«А ты набери Львову, он же его племянник», — посоветовал Вячеслав Иванович Колосков, чей телефон был набран последним из списка — скорее от безысходности. «Конечно, мой дядя, брат мамы, — как всегда мгновенно отреагировал на звонок Александр Львович Львов, многолетний пресс-атташе «Спартака» и сборной. — Последние годы возил его по больницам, много разговаривали. Память у него была потрясающая. Супруга Александра Алексеевна умерла на несколько лет раньше, детей у них не было. Умер дядя 30 мая 2005 года на 97-м году жизни. Урна с прахом покоится на Митинском кладбище, каждый год навещаем с женой».
Что ж, найти последний путь футбольного человека — это и есть новогоднее чудо. Наверное, оно говорит нам о том, что как бы не было сложно, наш с вами футбол и «Футбол» никогда не уйдут без следа.
Да, звучит как тост. И пусть он им и будет.





