Первый парень в Самаре. Возвращение Зиньковского – сенсация со знаком минус

«Давно наши болельщики не ждали так объявления нового игрока. В последний раз столь сильно радовались возвращению Квинси Промеса!» Эти слова летом 2022-го произнесла Зарема Салихова. При всей эксцентричности её фигуры в этой фразе была доля правды. К трансферу Зиньковского действительно было приковано повышенное внимание, ведь он переходил в статусе одного из самых ярких дриблёров России и даже лучшего ассистента лиги.
«Ассисты – будут!» – так назывался ролик «Спартака» при представлении Зиньковского. Красно-белые настолько верили в него, что отпустили Зелимхана Бакаева и отправили в Самару в рамках сделки… Максима Глушенкова (ещё и доплатили). Звучит немыслимо.

«Спартак» надеялся, что сможет раскрыть таланты Зиньковского, а недостатки – сгладить. По факту получилось наоборот: с каждым сезоном Антону становилось тяжелее. Ещё год назад стало понятно, что он попросту не футболист для большого клуба.
В 87 матчах во всех турнирах за красно-белых Антон отдал 11 голевых передач – столько же, сколько было в Самаре в последнем перед отъездом сезоне. Просела и продвинутая статистика. В «КС» дриблинга и рывков с мячом было гипермного – 12,2 (54,4%) + 5,0. В «Спартаке» – более обычные показатели: 7,5 (60,8%) + 3,9. Меньше стало и навесов.

Сложность позиции
Первое правило при адаптации новичка – позволить ему сыграть на своей позиции, поймать уверенность. У Зиньковского сразу всё пошло не так. В «Крыльях» в 90% случаев он играл на левом фланге. Это наиболее комфортная для него позиция, здесь он успешнее в изоляциях «один в один» в широких точках, имеет возможность уходить как под правую ногу к центру для ударов, так и под левую к лицевой. Левая нога слабее, но всё равно очень приличная.
Летом 2022-го Гильермо Абаскаль стартовал со строительства структуры 4-3-1-2 (ромб), где оптимальной роли у Зиньковского не было. Левым инсайдом чаще выходил Роман Зобнин, правым – Виктор Мозес или Кристофер Мартинс. Кроме первого матча в Грозном, Антон был запасным.
Впоследствии Абаскаль перестраивался на 4-3-3 или 4-2-3-1, однако даже тогда Зиньковский не был главной опцией слева – там играл Промес. Новичка двигали направо, а при «ромбе» он, как правило, становился одним из двух нападающих.
Яркие эпизоды проскакивали. Зиньковский забил важный и красивый мяч ЦСКА в первом круге (сыграли 2:2) – левой ногой издали после смещения справа. Уже весной, вновь справа, выполнил классный навес на Промеса в ответном дерби – команда победила 2:1.

Но то были лишь яркие моменты. Системно оставались всё те же пробелы. Зиньковский слабо выглядел в позиционной структуре, нерационально открывался, терялся под давлением в плотности спиной к чужим воротам. Не давал конкретику в сложные минуты (а это черта больших футболистов). Так себе работал в оборонительной фазе – и в прессинге, и в терпеливой работе в низком блоке.
Не заметил Промеса
Абаскаль не отрицал, что Зиньковский для него – лишь хорошая опция на замену. В частности, он позволял загрузить чужую штрафную подачами при переходе на 4-4-2 в концовках.
Зимой 2024-го произошёл пресловутый арест Промеса. Абаскаль, перешедший к тому моменту на 4-4-2, вынужденно превратил Зиньковского в основного левого вингера. Но было уже поздно: Антон ещё сильнее сдал в конкретике (лишь 2+0 в 26 турах в прошлом чемпионате) и выглядел неуверенно, а отрезками – попросту пусто.
При Владимире Слишковиче дошло вообще до открытой критики. По мнению тренера, Зиньковскому не хватало желания на тренировках. Антон в прессе спорил, однако энергетики на поле от него не исходило.
Не увидел ничего уникального и Деян Станкович. У Зиньковского были шансы – с 3-го по 5-й туры он выходил в старте на «Крылья», «Ахмат» и «Факел». Смотревшие матчи (особенно с «Ахматом») согласятся, что из дальнейшего состава на встречи РПЛ он был исключён заслуженно.

«В «Спартаке» я даже мяч не мог остановить!» – рассказывал как-то Резиуан Мирзов, описывая давление и своё внутреннее состояние. Похоже, примерно то же самое можно сказать и про Зиньковского. Ментально он так и не превратился в футболиста для большого клуба. Вернулся в свою «деревню» (не в обиду «Крыльям») и теперь постарается вновь стать там первым парнем.






